Венская классическая школа. Симфонический оркестр.Новые жанры инструментальной музыки:симфония,соната,классический концерт,квартет,симфоническая увертюра.
1.Венская классическая школа - творческое направление, сложившееся в Австрии во 2-й пол. 18 в. - 1-й четверти 19 в. К нему принадлежат три великих композитора - Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. Бетховен. Каждый из них обладал яркой творч. индивидуальностью, к-рая определяла и общий характер музыки, и выбор жанров, и особенности муз. языка. Так, в музыке Гайдна преобладают светлые, радостные настроения, ведущую роль играют жанрово-бытовые элементы; у Моцарта особенно выделяется лирико-драматич. начало; главенствующая черта музыки Бетховена - героич. пафос борьбы, преодоления, победы. Трёх великих композиторов венской школы объединяет виртуозное владение разнообразнейшими стилями музыки и приёмами композиции: от народных песен до полифонии эпохи барокко. Венские классики создали тот высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму.
Основной особенностью данного направления является применение трёх приёмов: обязательного аккомпанемента, наличия сквозных тем и работы над темой и формой. Для искусства представителей венской классической школы характерны универсальность художественного мышления, логичность, ясность художественной формы. В их сочинениях органично сочетаются чувства и интеллект, трагическое и комическое
В творчестве венских классиков выражено динамическое понимание жизненных процессов, нашедшее наиболее полное воплощение в сонатной форме и обусловившее симфонизм многих их сочинений. С симфонизмом, в широком смысле, связаны расцвет ведущих инструментальных жанров эпохи — симфонии, сонаты, концерта и камерного ансамбля. В творчестве Гайдна сформировался симфонический орекстр, который по кол-ву инструментов и громче,и мощнее, чем в камерном ( от 50-60).
2) Симфони́ческий оркестр — большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки преимущественно западноевропейской традиции. В основных чертах (количество групп, состав инструментов) сложился в эпоху ранней венской классики в связи с появлением нового крупного жанра — классической симфонии (отсюда специфическое название). Йозеф Гайдн своим творчеством ввёл классический состав симфонического оркестра. Это — духовые парного состава, литавры и струнный квинтет.
В начале XIX века в большом симфоническом оркестре было увеличено количество струнных, расширен качественный состав духовых и ударных, во многих случаях вводилась арфа, реже фортепиано и орган. Большое значение для формирования современного симфонического оркестра принадлежит Бетховену. В 1840-х годах оркестр Берлинской оперы при необходимости мог обеспечить состав в 14 первых и 14 вторых скрипок, 8 альтов, 10 виолончелей, 8 контрабасов, по 4 каждого из деревянных и медных духовых инструментов, литавры, большой барабан, тарелки и 2 арфы. Еще большее число инструментов включает вагнеровский оркестр.
До начала XIX века дирижёр во время исполнения сам играл — обычно на клавесине или на скрипке. Однако постепенно дирижеры отказались от подобного совмещения. Больше духовых инструментов. Медная духовая группа. Добавлена ритм.- ударная группа. Литавры – барабаны с настроенной высотой звучания. Тарелки. Треугольники. Арфа. Фортепиано.
3)Жанры венской классической школы:
Симфония – циклическое произведение ( четырехчастное). За каждой частью закрывается одна грань жизни человека. В каждой части 1 жизнь человека. 1 часть – человек действующий( борьба человека с судьбой, борьба человека с чем-то). 2 часть – человек созерцающий ( медленная, неторопливая. Размышления о жизни). 3 часть – человек играющий ( легковесная, играющая). 4 часть – человек и человечество.
По такой же схеме (как и симфония) венские классики создавали 3-х частные сочинения для одного инструмента, чаще всего для фортепиано – соната.
Соната – это жанр инструментальной музыки. Название «соната» произошло от итальянского глагола «sonare», что переводится как «звучать». Соната состоит из трех частей. Первая часть всегда быстрая, стремительная, вторая, наоборот, медленная и размеренная, ей на смену приходит заключительная часть, которая пишется в духе первой (то есть, быстрая). От сюиты соната отличается тем, что все части связаны между собой. Между ними нет сильного контраста, кроме темпа, музыкальный материал дополняет предыдущий. Термин «соната» появился в 16 веке, тогда сонатами назвали любую инструментальную музыку. В 17 веке термин уже приобрел современное значение, а сами сонаты разделились на два вида: церковные и камерные сонаты. Церковные сонаты – это произведения, которые писали специально для сопровождения богослужения. Камерные сонаты - это сонаты, которые исполняли на концертах один или два инструмента.
Соната всегда пишется для камерного (очень маленького) состава инструментов. Сонаты писали для виолончели, скрипки и т.д. ( У Бетховена 32 сонаты для фортепиано). Если в сонате 3 части, то обычно существует часть «человек – играющий».
Классический концерт представляет собой трехчастное произведение для солиста-инструменталиста и оркестра. Контраст звучания - один инструмент и все, виртуозность солиста и мощь оркестра. Сольный концерт появился как редукция кончерто гроссо - когда группа солистов постепенно стала заменятся двумя (двойной концерт) или тремя (тройной концерт) солистами. Структура: 3 части. Обычно бытрая, медленная, быстрая, аналогично симфонии, но с опущенным трио.
Квартет - это ансамбль четырех музыкантов-исполнителей, а также музыкальное произведение для четырех инструментов, каждому из которых предназначается особая партия. Квартеты бывают струнные, вокальные, реже - фортепьянные (для фортепьяно, скрипки, альта и виолончели). Наиболее распространен жанр струнного квартета - камерного ансамбля в составе первой и второй скрипок, альта и виолончели. Но сегодня все чаще можно слышать современные квартеты. В них играют синтезаторы yamaha, гитары, ударная установка и другие популярные инструменты. Обычно квартеты пишутся в форме так называемого сонатного цикла: первая часть - сонатное аллегро (быстр), вторая - медленная, кантиленная, третья - подвижная, пронизанная танцевальными ритмами, и четвертая - финал. Квартеты Гайдна, Моцарта, Бетховена, Бородина, Чайковского, Дебюсси, Равеля, Шостаковича сочетают в себе глубину мысли с отточенным мастерством. Они вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры.
Увертюра (от фр. ouverture, вступление) в музыке — инструментальная (как правило, оркестровая) пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления — театрального спектакля, оперы, балета, кинофильма и т. п., либо одночастное оркестровое произведение, часто принадлежащее к программной музыке. Увертюры Бетховена, в особенности увертюра к драме И. В. Гёте «Эгмонт», представляют собой законченные, предельно насыщенные развитием музыкальные драмы, накалом и активностью мысли не уступающие его большим симфоническим полотнам.