Как основы музыкальной культуры

Музыкальное восприятие, по мнению американского педагога и психолога Д. Марселла, создает «фундамент будущей музыкальной культуры». Поэтому вряд ли стоит подвергать сомнению тот факт, что, наряду с основным музыкальными способностями, оно требует целенап­равленного развития и в сфере музыкального воспита­ния и образования, в том числе и специального. Если педагог ограничивается только обучением техническим навыкам, подготовкой к успешным концертным выступ­лениям и экзаменам, он никогда не воспитает настоящего музыканта. Потому что музыку прежде всего надо пони­мать и сопереживать, в ней надо уметь слышать смыслы.

Однако взгляд на развитие музыкального восприя­тия далеко не однозначен. Многие зарубежные психо­логи и педагоги считают, что главная задача воспитате­ля - создать ребенку условия для развития музыкаль­ного восприятия и предоставить ему полную свободу. Ребенок сам разовьется. В этой точке зрения есть влия­ние фрейдистской психологии. Отечественная наука и практическая педагогика исходят из положения, что ре­бенка надо направлять, а предоставить процесс разви­тия музыкального восприятия воле случая неразумно. Установлено, что музыкальное восприятие поддается развитию, но для этого необходима научно-обоснован­ная планомерная работа.

Есть идея существования наиболее сензитивного (чувствительного) возраста для развития музыкально­го восприятия. Опыты, проведенные психологом и пе­дагогом Н. А. Ветлугиной с младенческой группой, по­казали, что сенсорные задатки музыкального восприятия

формируются у большинства детей на первом году жизни. Малыши уже в первые месяцы реагируют на высоту музы­кального тона и даже запоминают его, поворачивая голов­ки в ту сторону, где они слышали этот тон раньше. Поэтому, если говорить о сензитивном возрасте, то практика и наука в лице В. М. Бехтерева, немецкого ученого и педагога П. Михеля и др. свидетельствуют, что развивать музыкаль­ное восприятие следует начинать как можно раньше, но с учетом психологии дошкольника. Очень важны первые годы жизни, когда ребенок приучается слушать музыку.

Не менее значим для развития музыкального вос­приятия и младший школьный возраст (особенно пер­вые его три года - 7-9 лет), именно в силу психических особенностей этого возраста, его исключительной вос­приимчивости и склонности к творчеству.

Результаты экспериментов В. К. Белобородовой и Г. С. Ригиной свидетельствуют, что для музыкального восприятия этого возраста характерны ярко выраженные заинтересованность, эмоциональность, целостность, образность, но нерасчлененность, диффузность, нео­сознанность, недостаточная константность и изби­рательность. То есть музыкальное восприятие еще мало развито. Однако есть любознательность и жела­ние слушать музыку. И это возрастное качество необхо­димо максимально полноценно использовать. Как от­мечалось ранее, в младшем школьном возрасте формируется стадия образования эстетических моделей, с которой, собственно, начинается становление музы­кального восприятия как сложной интеллектуальной фун­кции. При целенаправленных занятиях к третьему клас­су наблюдается значительный качественный скачок в раз­витии музыкального восприятия.

Вэтом процессе главным является совершенство­вание музыкального слуха и тренировка голосовых свя-





как основы музыкальной культуры - student2.ru как основы музыкальной культуры - student2.ru как основы музыкальной культуры - student2.ru как основы музыкальной культуры - student2.ru зок. Эффективен опыт моделирования музыкальных явлений. В основе методики должна лежать ориента­ция на целостность музыкального восприятия с выяв­лением наиболее ярких средств музыкальной вырази­тельности.

Особое свойство этого возраста связано с синкре-тичностью художественного восприятия. Это надо непосредственно использовать при подборе методов и приемов для развития музыкального восприятия.

Лекция 4

Наши рекомендации