Творческий процесс композитора
В историческом аспекте
Исследование эволюции творческого процесса композитора вызывает огромный интерес с точки зрения психологии и физиологии человека, социально-общественных отношений, истории искусства и т. д. Как известно, само понятие авторства в музыке появилось сравнительно недавно - лишь в XIV веке в Западной Европе. Видимо, в течение многих лет музыкальное искусство было, в основном, искусством устной традиции и, вплоть до середины второго тысячелетия, носило импровизационный и полуимпровизационный характер. История позволяет сделать вывод, что в древности создатель произведения был, как правило, и его исполнителем. Это отразилось в мифах об Иштаре, царях Давиде и Соломоне, об Орфее и т. д. Сохранились имена и реально существовавших музыкантов: Пиндара - создателя оды, Ариона из Коринфа, Стезихора из Сицилии в Древней Греции, Мезомеда из Древнего Рима, Романа Сладкопевца, Ефрема Сирина из Византии и др. Каждый музыкант, заимствуя чужие сочинения, импровизировал при этом что-то свое. Пример тому - трактат Платона о воспитании певцов. Импровизацией были насыщены древние театрализованные жанры: мистерии в Древнем Египте, «страсти», о Бела-Мардуку в Вавилонии, драма с музыкой «Ша-кунтала» в Древней Индии и т. д.
В результате музицирования происходил отбор, видимо, часто на бессознательном уровне, наиболее выразительных элементов, отражающих эстетические требования данного народа, взаимообмен, когда худо-
жественные достижения одного народа у другого приобретали иное качество. В этом процессе запоминания, воспроизведения на новом уровне и эстетического отбора есть, согласно гипотезе психолога Б. Рунина, нечто сродни эволюционной теории. И если продолжить сравнения с природой, то она «среди своих бесчисленных творений создала два образа выражающих сам принцип творчества - дерево и река» [Рунин Б., 1972. С. 27]. Процесс становления композиторского творчества - результат деятельности многих поколений музыкантов всей мировой цивилизации.
Появления авторства в музыке связано с осознанием индивидуального начала в творчестве. В эпоху же древних цивилизаций, видимо, царил культ эстетического эквивалента. Тем не менее, индивидуально-неповторимое привлекало к себе внимание, отметив в истории имена выдающихся музыкантов. Возможно, что появление первых образцов нотации вызвано неосознанной потребностью зафиксировать особо характерное, отражающее стилевые черты данной музыкальной эпохи. Напомним, что наиболее древняя из известных нам записей нотного текста относится к III тысячелетию до н. э., обнаружена она немецким ученым К. Заксом на территории бывшей Шумерии и представляет собой глиняную табличку с клиновидной нотописью и поэтическим текстом на шумерском и ассирийском языках.
Эти выводы подтверждает исследование процесса создания музыки некоторых этнических групп Африки, Океании, Австралии, Новой Зеландии, Северной Америки*. В. частности, Р. Валлашек считает, что для первобытных народов характерно коллективное исполнительство, а возможно, и сочинительство. К подобной точке зрения приходит Р. И. Грубер, изучая искусство австралийских аранда, ведда (племена лесных охотников,
* О них речь шла во Введении
живших в начале XX века на о. Цейлон) и огнеземельцев (жителей Огненной земли). Позднее из коллективного исполнительства выделяется сольный элемент, в котором, по всей вероятности, и зарождаются зачатки индивидуального сочинительства. Но коллективное присутствует и здесь. Например, как свидетельствует М. В. Ива-нов-Борецкий, на ранней стадии родового строя, если слагать напев поручалось наиболее одаренным членам рода, то воспроизводить этот напев мог любой член рода.
Если попытаться реконструировать творческий процесс сочинения музыки в древности, то, по историческим свидетельствам, он основывался, прежде всего, на нравственном идеале, который формировался всей системой общественно-социальных и религиозных отношений. Он был, своего рода, внешним импульсом, сочетающимся с разнообразными личностными импульсами. Под воздействием нравственно-эстетического идеала складывался некий характерный музыкальный стиль данной эпохи. Так, этическое начало, лежащее в основе общественно-социальных отношений Древней Греции, породило патриотическое, строгое, возвышенное искусство аэдов и рапсодов в героический период.
Исследования теоретических трудов древних ученых свидетельствуют о высоком уровне осмысления музыкальных процессов, о признании в нем высокой роли логического начала. Еще в Ассирийском царстве (II тысячелетие до н. э.) разрабатывалось учение о значении числа в музыке, эти идеи плодотворно развивались в Древней Греции, например, у пифагорийцев (трактат Птолемея «Гармоника»). Одним из примеров осмысления творческого процесса также являлась широко разработанная в древности, а также в Средневековье система ладов.
Судя по древним трактатам, литературным памятникам, мифам, процесс сочинения музыки предполагал сильный эмоциональный ток. Цель музыки состояла в ее благо-
творном влиянии на человека и животных, угождении высшим силам (в Древней Индии см. труд Бхараты «Натья-Шатра», в Древнем Китае - книгу «Даоуэ-цзын» Лад Цзы-на, в Древней Греции - учение о музыкальном этосе, катарсисе в трудах Пифагора, Платона, Аристотеля и др.). В основе художественного метода лежал закон красоты и гармонии, привнесенной в музыку из космоса. А сам метод соразмерно сочетал интеллектуальное и эмоциональное начала. Поэтому древние греки осуждали крикливо-эклектичную, чрезмерно чувственную музыку Ассирии.
В процессе творчества явно учитывались коммуникативные функции музыки, о чем свидетельствуют, например, труды Аристотеля. Он развивал учение о ми-мезме, где музыка рассматривалась как подражание реальному миру.
В творческом методе, как уже отмечалось, большое значение имела импровизация. О ее неразрывной связи с творческим методом свидетельствуют древнеиндийская рага, позднее макомно-мугамная культура Средней Азии и Закавказья. Вариантность при воспроизведении уже сочиненной и даже записанной композиции, появлялась не только из-за несовершенства нотной записи, но и из-за психологической установки изменять исходный вариант. В эпоху, когда композиция как законченное художественное произведение еще не существовала, иначе быть не могло.
Достижения музыкального искусства всех древних цивилизаций подготовили развитие средневековой европейской музыки, где окончательно сформировалось понятие авторского творчества в музыке.
В Средневековье все было еще далеко не так. Широко известен факт, что в ту эпоху духовная жизнь западно-европейских стран была полностью сосредоточена в руках католической церкви. Основная тема - прослав-
ление Бога, служение христианской морали, - определила и особенности музыкального мышления. Творческий метод предполагал унификацию авторской индивидуальности во имя эстетически-единого идеала.
Идея единообразия творческого процесса, его коллегиальности и анонимности наглядно проявляется в том, что несколько веков раннехристианской культовой музыки почти не оставили имен сочинителей. Однако известна плеяда музыкальных ученых и мыслителей: Августина Кассиодора, Боэция, Исидора Севильского, Беды Достопочтенного, Оды Клюнийского. Судя по их трактатам, в творческом процессе музыканта в ту эпоху важен был прежде всего интеллектуальный момент. По-новому, исключая эстетическое наслаждение, переосмысливаются идеи Пифагора, Платона. Августин Кас-сиодор писал: «Музыка - это дисциплина или наука, которая выражается в числах, которые каким-то образом содержатся в звуках» [Шестаков В., 1976. С. 117]. От сочинителя музыки требовалось в первую очередь знание теории музыки, точнее соблюдение ее канонов.
Строгий расчет для достижения определенного нравственного эффекта подтверждает изучение «Григорианского антифонария», появившегося в VII веке н. э., и григорианского пения. Ограничены были композиционные параметры, диапазон, ладовая структура, фактурный склад и т. д. Однако в рамках столь ограниченных эстетических и композиционных возможностей средневековые музыканты проявляли изобретательность. Более всего творческий элемент проявлялся в юбиляциях, с их мелизматическим распевом. Несмотря на строгую регламентацию жанра мессы, при ее воспроизведении, видимо, большую роль играла импровизационность. Косвенным доказательством этому служит опыт других средневековых культур, в частности арабской, абстрагироваться от которых культовая музыка Западной Европы
не могла. Достаточно обратиться к трудам арабского теоретика VIII века н. э. Унус-аль-Катиба, чтобы убедиться в высокой роли импровизации в арабской музыке: напев записывался только с указанием лада, ритмической формулы и текста.
Многовековая жесткая канонизация творческого процесса в Западной Европе, явный приоритет в нем рационального начала имел свои положительные стороны: воспитание дисциплины музыкального мышления, глубокого знания теории музыки. Уровень владения композиторской техникой у многих поколений музыкантов был столь высок, что она становилась достоянием подсознания. Эта традиция стала основой классического расцвета авторского композиторского творчества.
Примерно в IX веке в культовой музыке наряду с юби-ляциями появились византийские секвенции и тропы, а вместе с ними проникает элемент индивидуального. Это связано с упоминанием первых композиторов Ноткераи Туотило.Благодаря разновидности невм, а с X ве-ка -буквенных аббревиатур для мелодических, ритмических и темповых уточнений совершенствовалась нотация.
Творческую индивидуальность активизировало появление органума. По словам современников, уже образцы раннего параллельного органума производили колоссальное впечатление на слушателей. Возникла практика сочинения на сап1из Ягтиз. Ее наиболее ранние теоретические обоснования принадлежали Скоту Эриугену и Псевдо-Хукбальду (Х-Х1 вв.). По их трактатам можно судить, что принцип строгого соблюдения композиционного канона продолжал быть неукоснительным, хотя органум давал большую свободу для проявления воображения. Учение Гвидо Аретинского принято считать переходом после почти столетнего периода к свободному органуму. Его практика обобщена в XII веке Иоанном Каттоном. Утверждая принцип творческой сво-
боды, Иоанн Каттон доказывал, что музыка должна выражать смысловую суть слова. «Мы стремимся к свободе сочинения музыки и предоставляем ее <...> Мы предлагаем тот совет сочинения, чтобы музыка была разнообразна в соответствии со значением слов...» [Шестаков В., С. 110].
Начиная с XII века, в творчестве школы «Нотр-Дам», появились точные сведения об авторстве. Она выдвинула двух крупнейших представителей раннего многоголосия: Леонинаи Перотина.Усиление творческого начала связано не только в эволюцией органума, но и возникновением в XII веке новых полифонических жанров: кондук-та, клаузулы и мотета. Расширились возможности в обращении с григорианским хоралом. Тем не менее, влияние традиций было столь сильно, что, даже полностью отойдя от григорианского первоисточника, авторы по-прежнему ориентировались на сложившуюся методику: «композитор сначала сам формирует сап!из рпиз ^ас{из, а затем приписывает верхний голос. Эта практическая технология сочинения (описанная во всех трактатах с конца XII века) сохранилась до XIV века. Причем на первоначальном этапе (в кондукте XII века) мелодии в большей мере именно сочинялись по модели какого-нибудь григорианского или светского напева, а с XIII века (в мотете и кондукте) - заимствовались (по крайней мере, два голоса из трех). Техника сочинения сводилась тогда к подстраиванию голосов, к сочинению одного (или двух) нового к уже имеющимся» [Евдокимова Ю., 1983. С. 45]. Рациональная работа с сапШз Ягтиз долго была доминирующей.
Чтобы оценить те колоссальные сдвиги, которые произошли в методе работы композитора, надо учесть особенности музыкального восприятия той эпохи, когда небольшие изменения производили впечатления чего-то небывалого, а обработка уже сочиненного материала рассматривалась как новое произведение. Исследуя
рукописи мотетов XIII века, ученые порой затрудняются определить, какой них является первоисточником. По всей вероятности, вариантность в ту эпоху связана не с совершенствованием исходной идеи, а с потребностью «опробовать» ее в разных ракурсах.
Наряду с официальным профессиональным искусством уже в XI веке зарождалась светская полупрофессиональная культура. Первым трубадуром, как известно, стал граф Гильом II.Культура трубадуров принципиально отличалась не только тематикой, жанрово-выразитель-ными средствами, но и творческим методом. Трубадуры провозгласили первичным етоИо, естественность высказывания, доверие интуиции, полету фантазии. Неслучайно большинство представителей рыцарского искусства прожили полную приключений жизнь. Их творческое кредо еще в XI веке провозгласил Бернард де Вентардорн: «Если напев не идет от чистого сердца, он ничего не стоит; от сердца он может идти лишь в том случае, если сердце полно горячей любви...» [Грубер Р., 1965. С. 195]. Выдающийся трубадур Гираут де Борнель высказал также мысль о коммуникативности искусства, о необходимости доставлять эстетическое наслаждение: «Я решил теперь сочинять песни легкие (для восприятия. - Г. О.), такие, чтобы каждому были понятны, удобны для пения и всем доставляли удовольствие. Я мог бы сделать более трудными для понимания, но песня не будет полноценной, если она не будет пригодна для всеобщего потребления» [Там же. С. 196]. Главным средством выразительности была провозглашена прекрасная мелодия, чутко передающая все поэтические нюансы.
Две противоположные психологические установки, бытовавшие в творческом процессе в Х1-Х1П веках, послужили основой для формирования творческого метода Ренессанса. От христианского искусства в нем - сильная роль рационального начала, строгое следование
композиционным канонам. В композиторской практике и в теоретических обобщениях Филиппа де Витри развивался новый изоритмический принцип композиции*. Начиная с XIV века формируется сложный контрапункт, где многое построено на математических расчетах. Учение о контрапункте вплоть до конца XV века отождествлялось с учением о композиции, что подтверждает в частности «Книга об искусстве контрапункта» И. Тинкториса. Музыканты использовали число не только для композиционного совершенства, но и для выражения глубокосокровенного личностного смысла.
Новизна творческого метода раскрывалась в признании эстетического наслаждения. В трактате Петрарки «Врачевание счастливой и несчастливой судьбы» удовольствие в диалоге с рассудком говорит: «Я упиваюсь пением и игрой на струнных инструментах», «Песни сладостны мне» и т. д. В оценке творческого процесса теперь делается упор на выявлении авторской индивидуальности. Это отметил в 1477 году И. Тинкторис в труде «Определитель музыки»: «композитор - написавший какой-нибудь новый кантус» [Холопов Ю., 1992. С. 264]. Наивысшее выражение эта идея получила в XVI веке в трудах Глареана, Царлино и др. Царлино впервые была поставлена проблема личности композитора и его всестороннего воспитания. Им же по-новому решался оценочный критерий: «Именно чувство слуха, а не правила и требования контрапункта являются главным судьей в вопросах музыки» [Шестаков В., 1976. С. 159]. В этот период в музыке начали цениться национальные черты, о чем свидетельствуют трактаты Ф. Салинаса.
Новый творческий метод уже в XIV веке полноценно выразился в искусстве Гильома де Машо. Одинаково
* Изоритмия - «принцип композиции в мотете 14-15 вв., выражающийся в ос-тинатном проведении ритма, независимого от звуковысотной пинии» [Муз. энци-клопед. словарь, М , 1998. С, 206]
совершенно владея полифонической техникой, культовыми жанрами и музыкально-поэтическим искусством, композитор сочетал в своем творческом процессе и высочайший интеллектуализм, и эмоциональную выразительность, и блеск воображения. В композиторской практике Г. де Машо опирался на чувственное восприятие: «Я имею обыкновение только тогда считать свое произведение законченным, когда я сам его прослушал» [Грубер Р., 1965. С. 335].
В 1530 году появился трактат Листениуса, где отмечалось три вида музыкальной деятельности: теоретическая (музыкант-ученый), практическая (исполнитель) и поэтическая (сочинитель). Впервые вводилось понятие сочинения как законченной композиции, а композитор определялся как профессия.
Отмеченные выше черты можно наблюдать в методе большинства крупнейших композиторов эпохи Ренессанса. Например, Окегем в четырехголосной мессе выписывал только два голоса, а остальные «подстраивал» путем математических вычислений ритмических структур [Грубер Р., 1965]. Обрехт вводил в контрапунктические построения остроумные мотивные «нарушения». У Жоскена Депре сапшз Лгтиз был и светского, и литургического происхождения, а хорал обрабатывался им в фольклорном духе.
Постепенная автономизация верхнего голоса как бы подготавливала новое музыкальное мышление и, следовательно, новый творческий метод. Не последнюю роль играло воплощение слова, структуры речи. Об этом свидетельствует как творческая практика Палестрины, Джезуальдо, Монтеверди, так и теоретическая мысль Глариано и Царлино. Роль вербального языка в творческом методе композитора еще в XV веке обосновал Жоскен Депре: «Подлинный музыкант ... тот, кто во всеоружии знания соотносит к каждому слогу надлежащее
последование тонов и сочиняет так, чтобы слово радости сопровождать радостной музыкой и наоборот» [Грубер Р. С. 298]. Своеобразен был «текстовый» метод О. Лассо: произведения с духовным текстом он сначала писал на светский литургический источник, а затем подставлял духовные слова.
В конце XV! века В. Галилео, Д. Меи и другие теоретики выдвинули положение, что идеалом нового искусства должна стать античная музыка с ее монодийным складом, чутко реагирующим на оттенки речи, с ее синтезом искусств (что было, своего рода, реакцией на вертикальные «нагромождения» строгого контрапункта.) Может быть, впервые в истории музыки важнейшим импульсом творчества должна была стать модель далекого прошлого.
Принцип интеграции искусств был положен в основу творческого метода искусства барокко. Например, исследователи считают, что в приемах Скарлатти многое от метода Лопе де Вега, Кальдерона. Из архитектуры в музыкальную композицию приходит принцип конгруэнтности - когда малые формы повторяют большую.
Творческий метод барокко и Просвещения, как и в эпоху Ренессанса, был высоко интеллектуален, построен на композиционно-математических расчетах (использовался ряд Фибаначчи, числовой корень и т. д.). На математические методы опирались Д. Скарлатти, Ж. Ф. Рамо, по мнению которого, «музыка есть наука, которая должна обладать определенными правилами; эти правила должны вытекать из определенного принципа, и этот принцип не может быть изучен без помощи математики» [Шестаков В., 1976. С. 229].
Наряду с этим все большее значение приобретает 1п1иШо, воображение. Фантазия композиторов барокко направлена к своеобразному «нарушению правил», в котором видится обретение гармонии. Это ярко выраже-
но в новаторском «смятенном» стиле Монтеверди, который, отстаивая право на свободу творчества, писал: «В отношении консонансов и диссонансов есть высшие соображения, чем те, которые содержатся в школьных правилах, и эти соображения оправданы удовлетворением, которое музыка доставляет как слуху, так и здравому смыслу» [Там же. С. 205]. Нарушение правил проявляется в противопоставлении, являющимся, по словам Л. Сафоновой, «одним из наиболее часто применяемых художественных приемов» [Кандинский-Рыбников А, 1989]. Обнаружение параллелизмов между контрастными явлениями лежит в основе характерной для барокко «контрдиспозиции». Однако все чаще, особенно в XVIII веке, высказывается мысль, что, по словам немецкого теоретика и композитора И. Маттезона, «математика не может быть сердцем и душою музыки ... Музыка не против математики, а над ней» [Шестаков В., 1976. С. 258].
В XVII - первой половине XVIII веков творческий процесс во многом был обусловлен теорией аффектов. Теоретическая мысль, опираясь на практику, пыталась установить параллели между средствами выразительности и эмоциональным состоянием. При этом, как писали А. Кирхер, Д. Дидро и др., надо было стремиться к простоте и ясности, не будучи скованным строгими рамками теории. Во многих руководствах (Ф. Э. Баха, И. Кунау и др.) указывалось, что композитор, чтобы вызвать своей музыкой страсть, должен сам ее пережить.
С учением об аффектах тесно связана музыкальная риторика, также оказавшая огромное влияние на творческий метод барокко и Просвещения. Прообраз риторического метода восходит к ораторскому искусству, от него воспринят и план композиторской работы. Существовал целый ряд рекомендаций по музыкально-риторической семантике и правилам ее использования: И. А. Шайбе, И. Маттезона, И. Н. Форкеля, И. Ф. Кирнбергера, Ф. Э. Баха
и др. В них не последнюю роль играло использование тональности, общая диспозиция, произнесение украшений, которыми по понятиями той эпохи могли быть и диссонанс, и хроматический интервал, и фермата, и динамика. Слова должны были вызвать у композитора определенное состояние. Композитор И. Рейнеке писал, что, сочиняя инструментальные концерты и соло, он мысленно представлял словесный текст.
На протяжении всего XVIII века дискутировался вопрос о первичности мелодии (Ж. Ж. Руссо) или гармонии (Ж. Ф. Рамо). Однако в наиболее известных учебниках по композиции И. А. Шайбе, Г. К. Коха и др. более популярной была методика сочинения от мелодии, а гармония рассматривалась как производное. В частности, И. Маттезон в «Совершенном капельмейстере» дал 33 правила для сочинения мелодии, заботясь об эстетическом и эмоциональном воздействии музыки.
В течение всего столетия шла полемика о подражании и выразительности в музыке. Ее суть заключалась в принципиально различной психологической установке в процессе творчества.
Выдающимся обобщением всех приемов композиторского письма от эпохи высокого Ренессанса до середины XVIII века стал творческий процесс И.-С. Баха. Его отличала исключительная дисциплина мысли, интеллектуализм, высочайший уровень внутрислуховых представлений. Свойственный эпохе эзотеризм творчества у Баха связан со Священным писанием, что также было в духе времени, и выражался в совершенной числовой, графической и риторической символике. Интеллектуализм творческого метода Бахов проявлялся также в гениальном воплощении барочного принципа «контрдиспозиции».
Наивысшим выражением творческого метода конца XVIII - начала XIX веков стал творческий процесс композиторов венской классической школы. В нем гениально
синтезировались гайо и юШШо, мелодическое и гармоническое мышление, психологические установки на выразительное и изобразительное начало в музыке. Художественное мышление уже основывалось на диалектическом принципе. С творческого процесса Бетховена окончательно утверждался закон стилевой дивергенции,«в сути которого лежит идея - не повторять ничего, что уже было найдено другими» [Назайкинский Е, 2003. С. 44]. До этого, в том числе у Моцарта, в творческом процессе действовал закон стилевой конвергенции,то есть уподобления.
Творческий метод Бетховена зиждется на психологической установке «не повторять самого себя» и в каждом произведении искать новое решение идеи. Опираясь на теоретические труды И. Г. Зульцера и И. Коха, он утвердил необходимость работы с эскизами, когда новаторское появлялось на основе отбора из множества зафиксированных идей.
По словам И. Зульцера, вплоть до начала XIX века, главной задачей в музыке было «правильное выражение идеи», позднее музыка становится прежде всего языком чувств. Эпоха романтизма с ее культом личности, приматом чувства породила новый творческий метод, в котором интуитивное начало стало играть первостепенную роль. Видимо впервые со времен христианства в европейской музыке доминирующим стал, по определению литературоведа Б. С. Мейлаха, субъективно-экспрессивный тип художественного мышления. Об этом свидетельствуют многочисленные высказывания о творческом процессе Шумана, Листа, Чайковского. Например, дневники Чайковского начинаются с фразы: «... после долгого охлаждения к музыке, во мне, вдруг, ни с того ни с сего, все заиграло и запело. Один набросок в В-с1иг'е воцарился в голове и внезапно увлек меня до покушения на целую симфонию» [Чайковский /7., 1993. С. 3].
На творческом методе сказывается, в первую очередь, личностная суть автора. Искусство приобретает в высшей степени исповедальный характер. Менее значимы теперь математические приемы, уменьшается интерес к полифоническим жанрам, в которых, по мысли Э. Курта, «личное остается в тени». У многих композиторов в творческом процессе исключительную роль обретают программность и синтез искусств. Они могут быть и исходным импульсом, и повлиять на формирование звуковой ткани, и привнести в музыкальную форму композиционные решения из других видов искусств.
Однако нельзя считать, что интеллектуальному элементу в творческом процессе XIX века отведена третьестепенная роль. Это опровергает и композиторская практика, и воспоминания самих музыкантов о своей работе, в частности, М. И. Глинки о создании «Ивана Сусанина» в «Записках». ГСаИо проявляется и в сознательном выборе материала, в высоком композиторском мастерстве, которое Вагнер называл «второй натурой», в умении индивидуально организовывать творческий процесс в соответствии со своей психикой, источником возникновения идей и т. д., как это делали, например, Метнер или Рахманинов. У художников субъективно-экспрессивного типа мышления га*ю как бы замыкает творческий акт, о чем красноречиво сказал А. К. Глазунов: «Творчество состоит из двух отделов: первый есть непосредственно творчество - сила созидательная ... второй же подчас, так сказать, черная математическая работа. То и другое должно быть в единении...» [Глазунов А., 1958. С, 459].
Характерный для XX века «плюрализм музыкального языка» (термин Е. А. Ручьевской) не мог не отразиться на творческом процессе. Он исключительно многообразен и по сочетанию психических функций, и по методам работы. В течение неполных ста лет (начиная с Новейшего времени) были использованы почти все
методические приемы прошлого; более того, их дополнили и новые, в том числе возникшие благодаря звуковоспроизводящей аппаратуре и компьютерной технике. Неслучайно, что в XX веке не было единого учения по композиции. Тем не менее, в творческом пр014ессе Новейшего времени можно выделить доминирующие черты: рационализм, примат интеллектуального начала. На наш взгляд, одна из причин этого явления кроется, исходя из «нейро-стилевой гипотезы» В. В. Медушевского, в усилении в XX столетии левополушарного мышления, связанного с абстрактной логикой. Не последнюю роль сыграла небывалая технизация, урбанизация жизни, подавляющая эмоциональную сферу. Немаловажно и долго бытовавшее отрицание романтизма, как устаревшего метода, и стремление к новаторству на основе гайо.
Интеллектуализация творческого процесса началась еще в конце XIX века в искусстве художников, как бы предвосхитивших музыкальное мышление XX столетия: С. И. Танеева, М. Регера, Ч. Айвза. Следует отметить и уникальную фигуру А. Н. Скрябина, творческий процесс которого к XX веку обрел ярко выраженные рационалистические черты с включением математических расчетов, особенно при работе над «Прометеем».
Возросшая роль гайо проявляется в активной эволюции полифонических жанров и приемов, в появлении неоклассицизма, аспекты которого есть в творчестве столь разных художников, как Стравинский и Хиндемит, Прокофьев и Пуленк. Райо лежит в основе додекафонии, серийности, сериальности, пуантилизма, минимализма, сонористики и т. д. Во второй половине столетия появляются индивидуальные, математически организованные методы письма, как, например, стохастическая система Я. Ксенакиса, где использованы теория вероятности, цепи Маркова, Булевы алгебры. Инженерное конструирование напоминает процесс создания электронной
и конкретной музыки Э. Вареза, П. Анри, П. Шеффера и др. Интеллектуальны по своей природе эклектика и полистилистика. С приматом интеллектуального связан возросший в последние десятилетия интерес к монограммам, аллюзиям, интонационным намекам, цитатам и т. д. Видимо, в целом, в Новейшее время доминирует рационалистическое художественное мышление (Б. Мейлах). Об этом свидетельствует скрупулезная рас-планированность многими композиторами своего творческого процесса, например, Прокофьевым, Стравинским.
Однако в XX веке и во второй его половине можно отметить и творческий процесс с преобладанием интуитивного начала. Он, как правило, характерен для композиторов, работающих в мажорно-минорной ладотональ-ной системе. В частности, исключительно высок был удельный вес тШШо у Шостаковича: «Я сочиняю музыку, как она мне слышится, как я ее чувствую» [Соколов /-/., 1980. С. 26]. Нередко художникам подобного психического склада трудно объяснить выбор того или иного средства выразительности, как, например, Б. А. Чайковскому: «Так было надо. Сознательного стремления к этому нет. Все связано с образом, с творческой потребностью»*.
Встречается творческий процесс, где в единстве сочетаются рациональное и интуитивное. Исходя из концепции академика П. Симонова, это и творчество «по наитию», и силгоритмизация творческого процесса. К примеру, в творческом процессе Б. И. Тищенко индивидуальный математический расчет для вычисления вариантов в серийном развитии модификационной формы, в частности в Сонате № 3 для фортепиано, контрапункт числовой и мотивной символик соседствуют с т1иШо, етойо. Поэтому здесь можно отметить и разнообразие предварительных эскизов, в том числе графиков, вер-
* Из оесед автора «Лекций» с Б. А. Чайковским в 1992-1995 гг. В дальнейшем выдержки из личных бесед с композиторами сносками не оговариваются.
бальных творческих заданий, и выстраивание музыкального материала только в воображении. 1пШШо и высокий рационализм присутствуют в творческом процессе Г. И. Уствольской. Неслучайно в одном из интервью композитор с пафосом заметила: «Мою музыку не анализируют. Она написана кровью».
Видимо, дефицитом интуитивного начала обусловлено появление композиторских методов, основанных на случайности: алеаторики, сонорности без звуковы-сотности, разнообразных приемов импровизации. Они встречаются в творчестве К. Пендерецкого, П. Булеза, Р. Щедрина и др.
В последние десятилетия использование компьютера и электронных тембров, прежде всего синтезатора, всё более активно вторгается в музыкальное творчество. Наметилось, по меньшей мере, три аспекта влияния мультимедийных технологий на музыкальное искусство:
1) Через творческий процесс композитора, его своеобразную «оптимизацию», в результате чего вместо фиксации музыкальной идеи на бумаге появляется сразу ее озвучивание. Компьютер и синтезатор облегчают труд композитора, процесс знакомства с новой многотембровой идеей до ее исполнения оркестром или ансамблем. Техника необходима при математических расчетах, как, например, это делал Ксенакис. Современные композиторы все чаще сочиняют за компьютером и записывают новое произведение только в окончательном варианте. В частности, так работают Э. Н. Артемьев, Г. Г. Белов.
2) Благодаря небывалому тембровому обновлению (современные компьютерные музыкальные программы включают свыше тысячи тембров, многие из которых не имеют аналогов среди акустических инструментов). Звукозаписывающая аппаратура, вкупе с электронными музыкальными инструментами, способствовала возникновению целого направления, которое получило назва-
ние технической музыки. Но полностью заменить акустические инструменты электронными вряд ли удастся. По своей природе их звучание «мертво» и человеческий организм на них чутко реагирует.
3) В технической музыке композитор является не только создателем музыкального произведения, но и его интерпретатором-исполнителем. На этом этапе творческий процесс становится родственным инженерному конструированию.
Однако техника не только облегчает труд композитора, дает возможность решать многообразные творческие задачи, но и делает творческий процесс небывало доступным. Все чаще к сочинению музыки обращаются люди, не обладающие композиторским дарованием, а это ведет к ослаблению действия закона стилевой дивергенции.
Небывалая в истории множественность, даже «вседозволенность» творческих приемов и методов, возможно, свидетельствует о глобальном поиске или об отсутствии устойчивого нравственно-эстетического критерия в музыке Новейшего времени. А может быть, как считал Б. А. Чайковский, это проявление общего кризиса музыкального искусства? Сегодня со всей точностью ответить на этот вопрос мы не можем.
В заключение подчеркнем, что становление и эволюция композиторского творчества обусловлено, на наш взгляд следующими явлениями:
1. развитием общества - духовным, общественно-социальным и материальным;
2. идеями, выдвинутыми эпохой, и способностью человека воспринимать и воплощать эти