Антропологический аспект музыкальной психологии

Под антропологическим аспектом музыкальной пси­хологии следует понимать особенность трактовки по­нятий, связанных с психологией музыки на ранней стадии развития человека. Безусловно, историко-ар-хеологических источников по этим вопросам мало. Од-

нако изучение жизни и культуры отдельных племен Африки, Австралии, Океании и Америки дало богатей­ший материал для понимания антропологии музыки и осознания объективности категорий музыкальной пси­хологии. Еще в 60-е годы XX столетия в этих регионах планеты Земля жили этнические группы, находящиеся на стадии раннего патриархата или даже матриархата. В своем развитии они во многом проходили путь, харак­терный для всех народов земного шара. Особенностя­ми их быта и культуры ученые впервые заинтересова­лись еще в середине XIX века. Многочисленные экспе­диции англо-американских ученых (среди них было немало этномузыкологов и музыковедов-палеонтологов) в первой половине XX столетия собрали богатейший материал по художественной культуре. Об этом, в час­тности, свидетельствует замечательное исследование «Антропология музыки» профессора антропологии уни­верситета штата Индиана Алана Мерриама [А1ап Р. Мегпат. Тпе Ап(горо1оду ог~Миз/к. Ыог1\л/ез{егп ипЫегв'Лу ргезз. ЕVапз^оп, 1964. 358р.; сокращенный русский пере­вод см. в Ногтю тизИшз '95, '99]. Изучение накопленно­го материала в контексте музыкальной психологии сви­детельствует, что уже на столь ранней ступени разви­тия человек задумывался о многих проблемах музыкальной психологии и эстетики. По этим материа­лам мы можем судить о том, как развивалось музыкаль­ное искусство при родовом строе.

Перед древними людьми прежде всего стоял воп­рос: что такое музыка, музыкальное творчество? По мнению басонгов (небольшой этнической группы в Заи­ре), музыка связана только с человеком, остальное -не музыка. В понимании тех же басонгов музыка созда­на только людьми. Но это не единственная точка зре­ния. В частности, в Сьерра-Леоне (государство в запад­ной Африке, населенное народами темпе, менде, лим-





Антропологический аспект музыкальной психологии - student2.ru Антропологический аспект музыкальной психологии - student2.ru Антропологический аспект музыкальной психологии - student2.ru Антропологический аспект музыкальной психологии - student2.ru ба, фульбе и др.) считают, что распространенный в этом регионе музыкальный жанр баланьи произошел от под­ражания пению птички.

Из примера взгляда басонгов можно сделать вывод, что уже в первобытные времена вставала проблема осмысления: что характерно именно для музыки? Про­блема отличия музыки от «не музыки» у древних пле­мен очень важна для понимания любой музыкальной системы. Она формирует психологию, вкусы, культуру в целом.

Второй по степени важности вопрос: что такое му­зыкальный талант? И по этому вопросу тоже существу­ют разные точки зрения. Нигерийские апачи считают, что задатки к музыкальной деятельности (и вообще к эсте­тической) есть у всех людей. Главное - эстетическое воспитание, которому у них отводится важная роль. Противоположной точки зрения придерживаются басон-ги. По их мнению, задатки музыкальных способностей сугубо наследственны, и не у всех они одинаковы. При­чем музыкальное дарование может передаваться по­томству и по отцовской, и по материнской линиям.

Видимо, уже в стародавние времена люди задумы­вались над тем, что такое музыкальная импровиза­ция, чем она отличается от музыкальной композиции, какие для импровизации нужны задатки и т. д.? На Три­нидаде (остров в Атлантическом океане), например, им­провизацию не считают особым даром, так как она, по мнению аборигенов, доступна любому податливому уму. Отмечается различное отношение к музыке, к ис­кусству. У бали (народность в Индонезии) - это важней­шая потребность. Также буквально живут для искусст­ва чамбули (небольшая папуасская народность в Но­вой Гвинее). Каждый представитель этого народа «прежде всего озабочен своей ролью на художествен­ной сцене своего общества, - совершенствованием сво-

его костюма, красотой своих собственных масок, соб­ственным мастерством игры на флейте, законченнос­тью и совершенством [ё1ап] своих обрядовых действ, признанием и оценкой своего исполнения другими...» [Ногтю ти51ки5'95, с. 40]. Маори (основное население Новой Зеландии) почти все - певцы. Общественная зна­чимость музыки отмечается и в лагере африканских буш­менов, и у пигмеев Конго.

Для музыкального восприятия важна и проблема оптимального числа исполнителей, которая волнует эти народности и разрешается ими тоже по-разному. У басонгов ядро музыкальной группы составляют три му­зыканта, так как все должно прослушиваться ясно, и зву­чание не должно перегружать слух. Для североамери­канских индейцев флэтхед наоборот: чем больше пев­цов, тем лучше.

Разные мнения существуют и в вопросе о происхож­дении музыки. Выявляются два взгляда: музыка - по­рождение богов или музыка возникает благодаря заим­ствованию. Взгляд на взаимосвязь музыки со сверхъе­стественным началом включает и фигуру музыканта. Источников, из которых черпается музыка, может быть три: 1) сверхъестественное начало, 2) индивидуальное сочинительство, 3) заимствование. Для представителей племени юркала (Австралия) музыка - это подражание лепету детей младенческого возраста, которые знают священную тайну забытых слов. То, как трактуется воп­рос об истоках музыки, трудно переоценить; его пони­мание формирует сочинительское творчество и влияет на музыкальную культуру в целом.

Проблема эмоциональности музыки, ее смысловой сущности также разрешается с разными нюансами. По мнению племени маори, песня помогает людям выра­зить мысль. У полинезийцев пение служит передаче любой сакральной эмоции.





Антропологический аспект музыкальной психологии - student2.ru Антропологический аспект музыкальной психологии - student2.ru Антропологический аспект музыкальной психологии - student2.ru Задумываются и над мотивацией музыкального творчества: почему люди музицируют? Флэдхед счита­ют - чтобы помочь себе (т. е. в основе лежит компенса­торная функция). Басонги уверены, что люди занима­ются музыкой в трех случаях: 1) для счастья, 2) по ве­лению Эфиле Мукулу (верховного божества), 3) для вознаграждения. Но главный мотив заключается в об­ретении счастья.

Возникает также проблема собственности музыки и по-своему решается вопрос авторских прав. Существу­ют три точки зрения: 1) музыка является собственнос­тью индивида, который ее сочинил, 2) песня может быть собственностью группы, касты и т. д., 3) музыка - это достояние общества в целом.

Как видим, уже на ранней стадии развития перед людьми возникают ключевые вопросы музыкальной психологии, бытования музыки.* Это свидетельствует об объективности данных вопросов. Более того, в их реше­нии существуют противоположные точки зрения, что го­ворит о разнообразии мнений, продиктованных разно­стью психических складов, опыта музыкальной практи­ки. У первобытных народов можно обнаружить зачатки многих психологических и эстетических теорий, которые окончательно выстроятся и разовьются впоследствии.

* Материал, свидетельствующий о том, что при родовом строе встают и по-своему разрешаются вопросы создания музыки, см. в части III.

Часть I

Музыкальные способности -

краеугольная проблема

музыкальной психологии

Лекция 1

Наши рекомендации