Методика работы с дошкольниками

Страдающими общим недоразвитием речи

Под ред. Г.А. Волковой.

СПб.: КАРО, 2005.

Данное учебно-методическое пособие раскрывает цели, задачи, структуру и содержание занятий по логопедической ритмике для детей с общим недоразвитием речи. В книгу включено описание авторских игр и игровых упражнений, тематическое планирование, примерные конспекты занятий, нотный материал.

Книга предназначена специалистам по коррекционной педагогике, логопедам, музыкальным руководителям и воспитателям специальных дошкольных учреждений. Она может быть полезна для студентов факультетов коррекционной педагогики, психологии, дошкольного воспитания, а также родителям.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение....................................................................................................................................... 4

Структура и симптоматика ОНР.............................................................................................. 7

Методика комплексного воздействия на детей дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи................................................................................................ 12

Логопедическая ритмика в комплексе коррекционно-воспитательной работы

с детьми, страдающими общим недоразвитием речи...................................................... 18

Из истории возникновения логопедической ритмики.................................................. 18

Современная модель логопедической ритмики............................................................. 21

Содержание и структура занятий по логопедической ритмике

для дошкольников с общим недоразвитием речи............................................................. 23

Модель логопедической ритмики для детей с общим недоразвитием речи.......... 23

Задачи воздействия на детей с ОНР средствами логопедической ритмики........ 29

Краткая характеристика разделов занятия по логопедической ритмике........... 30

1. Музицирование.............................................................................................................. 31

2. Речедвигательные игры и упражнения..................................................................... 31

3. Танцевально-ритмические упражнения................................................................... 32

4. Эмоционально-волевой тренинг................................................................................ 33

5. Креативный тренинг...................................................................................................... 34

Структура занятия по логопедической ритмике........................................................ 34

Описание игр и игровых упражнений.................................................................................. 37

1. Музицирование.............................................................................................................. 37

1.1. Вокальное музицирование.................................................................................... 37

1.2. Инструментальное музицирование.................................................................... 44

2. Речедвигательные упражнения.................................................................................. 47

2.1. Дыхательно-артикуляционный тренинг............................................................ 47

2.2. Игровой массаж и пальчиковая гимнастика..................................................... 53

2.3. Речевые игры и ролевые стихи............................................................................ 59

3. Танцевально-ритмические упражнения................................................................... 68

3.1. Игрогимнастика....................................................................................................... 68

3.2. Игроритмика............................................................................................................ 73

4. Эмоционально-волевой тренинг................................................................................ 80

5. Креативный тренинг...................................................................................................... 84

Тематическое планирование.................................................................................................. 91

Примерные конспекты занятий по логопедической ритмике для дошкольников с общим недоразвитием речи............................................................................................................. 95

Конспект занятия по логопедической ритмике в младшей группе........................ 95

Конспект занятия по логопедической ритмике в средней группе.......................... 98

Конспект занятия по логопедической ритмике в старшей группе....................... 101

Конспект занятия по логопедической ритмике в подготовительной к школе группе 105

Введение

Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития речи (ОНР) у детей.

Первоначально занятия по логопедической ритмике разрабатывались В.А. Гиляровским в 30-х годах XX века как особое направление лечебной ритмики, заключающееся в системе музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых упражнений для коррекции заикания у людей различных возрастных групп.

Благодаря ученому Г.А. Волковой методика воздействия средствами логопедической ритмики нашла широкое применение в работе со взрослыми, страдающими афазией, с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими такие нарушения речи, как дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия, заикание, нарушения голоса, тахилалия, брадилалия, спотыкание.

Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. Общее недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).

Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению общего недоразвития речи различного генеза у дошкольников открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения. Многообразие средств логопедической ритмики способствует решению следующих задач: развитию оптико-пространственных, слуховых функций, праксиса, тактильного гнозиса, познавательных, творческих способностей, музыкально-ритмического чувства, коррекции эмоционально-волевой сферы и речевой функциональной системы.

Предлагаемое читателю издание — результат обобщения многолетнего опыта работы авторов с детьми дошкольного возраста, страдающими общим недоразвитием речи, а также анализ специальной литературы по вышеуказанной проблеме. Представленная в данном пособии программа коррекционно-развивающих занятий по логопедической ритмике была разработана на базе ГДОУ №11 Калининского района Санкт-Петербурга и апробирована музыкальными руководителями и логопедами этого учреждения в период с 1996 по 2004 год.

В книге охарактеризованы особенности развития детей с общим недоразвитием речи, многообразие клинических проявлений этого нарушения, определены задачи, средства, содержание, методы работы по логопедической ритмике, которая рассматривается как существенное звено в комплексе мер коррекционно-воспитательного воздействия. Приведенное в заключительной части издания тематическое планирование согласуется с задачами и этапами логопедической коррекционной работы и составлено с учетом программы воспитания и обучения в детском саду [Программа воспитания и обучения в детском саду, 1985]. Для наглядности в пособие включены примерные конспекты занятий по логопедической ритмике, описание игр и игровых упражнений.

Преимуществом методики является целенаправленное использование игры — ведущей деятельности детей дошкольного возраста для развития и коррекции эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных, творческих способностей.

Авторы выражают благодарность за сотрудничество всем специалистам ГДОУ №11 Калининского района Санкт-Петербурга и его руководителю Павловой Элеоноре Артемовне. Выражают глубокую признательность президенту Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга и области, профессору Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга Волковой Галине Анатольевне.

Авторы выражают особую благодарность коллеге Грасюк Ирине Васильевне за помощь в создании практического материала.

Наши рекомендации