Методика работы с дошкольниками
Страдающими общим недоразвитием речи
Под ред. Г.А. Волковой.
СПб.: КАРО, 2005.
Данное учебно-методическое пособие раскрывает цели, задачи, структуру и содержание занятий по логопедической ритмике для детей с общим недоразвитием речи. В книгу включено описание авторских игр и игровых упражнений, тематическое планирование, примерные конспекты занятий, нотный материал.
Книга предназначена специалистам по коррекционной педагогике, логопедам, музыкальным руководителям и воспитателям специальных дошкольных учреждений. Она может быть полезна для студентов факультетов коррекционной педагогики, психологии, дошкольного воспитания, а также родителям.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение....................................................................................................................................... 4
Структура и симптоматика ОНР.............................................................................................. 7
Методика комплексного воздействия на детей дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи................................................................................................ 12
Логопедическая ритмика в комплексе коррекционно-воспитательной работы
с детьми, страдающими общим недоразвитием речи...................................................... 18
Из истории возникновения логопедической ритмики.................................................. 18
Современная модель логопедической ритмики............................................................. 21
Содержание и структура занятий по логопедической ритмике
для дошкольников с общим недоразвитием речи............................................................. 23
Модель логопедической ритмики для детей с общим недоразвитием речи.......... 23
Задачи воздействия на детей с ОНР средствами логопедической ритмики........ 29
Краткая характеристика разделов занятия по логопедической ритмике........... 30
1. Музицирование.............................................................................................................. 31
2. Речедвигательные игры и упражнения..................................................................... 31
3. Танцевально-ритмические упражнения................................................................... 32
4. Эмоционально-волевой тренинг................................................................................ 33
5. Креативный тренинг...................................................................................................... 34
Структура занятия по логопедической ритмике........................................................ 34
Описание игр и игровых упражнений.................................................................................. 37
1. Музицирование.............................................................................................................. 37
1.1. Вокальное музицирование.................................................................................... 37
1.2. Инструментальное музицирование.................................................................... 44
2. Речедвигательные упражнения.................................................................................. 47
2.1. Дыхательно-артикуляционный тренинг............................................................ 47
2.2. Игровой массаж и пальчиковая гимнастика..................................................... 53
2.3. Речевые игры и ролевые стихи............................................................................ 59
3. Танцевально-ритмические упражнения................................................................... 68
3.1. Игрогимнастика....................................................................................................... 68
3.2. Игроритмика............................................................................................................ 73
4. Эмоционально-волевой тренинг................................................................................ 80
5. Креативный тренинг...................................................................................................... 84
Тематическое планирование.................................................................................................. 91
Примерные конспекты занятий по логопедической ритмике для дошкольников с общим недоразвитием речи............................................................................................................. 95
Конспект занятия по логопедической ритмике в младшей группе........................ 95
Конспект занятия по логопедической ритмике в средней группе.......................... 98
Конспект занятия по логопедической ритмике в старшей группе....................... 101
Конспект занятия по логопедической ритмике в подготовительной к школе группе 105
Введение
Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития речи (ОНР) у детей.
Первоначально занятия по логопедической ритмике разрабатывались В.А. Гиляровским в 30-х годах XX века как особое направление лечебной ритмики, заключающееся в системе музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых упражнений для коррекции заикания у людей различных возрастных групп.
Благодаря ученому Г.А. Волковой методика воздействия средствами логопедической ритмики нашла широкое применение в работе со взрослыми, страдающими афазией, с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими такие нарушения речи, как дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия, заикание, нарушения голоса, тахилалия, брадилалия, спотыкание.
Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. Общее недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).
Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению общего недоразвития речи различного генеза у дошкольников открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения. Многообразие средств логопедической ритмики способствует решению следующих задач: развитию оптико-пространственных, слуховых функций, праксиса, тактильного гнозиса, познавательных, творческих способностей, музыкально-ритмического чувства, коррекции эмоционально-волевой сферы и речевой функциональной системы.
Предлагаемое читателю издание — результат обобщения многолетнего опыта работы авторов с детьми дошкольного возраста, страдающими общим недоразвитием речи, а также анализ специальной литературы по вышеуказанной проблеме. Представленная в данном пособии программа коррекционно-развивающих занятий по логопедической ритмике была разработана на базе ГДОУ №11 Калининского района Санкт-Петербурга и апробирована музыкальными руководителями и логопедами этого учреждения в период с 1996 по 2004 год.
В книге охарактеризованы особенности развития детей с общим недоразвитием речи, многообразие клинических проявлений этого нарушения, определены задачи, средства, содержание, методы работы по логопедической ритмике, которая рассматривается как существенное звено в комплексе мер коррекционно-воспитательного воздействия. Приведенное в заключительной части издания тематическое планирование согласуется с задачами и этапами логопедической коррекционной работы и составлено с учетом программы воспитания и обучения в детском саду [Программа воспитания и обучения в детском саду, 1985]. Для наглядности в пособие включены примерные конспекты занятий по логопедической ритмике, описание игр и игровых упражнений.
Преимуществом методики является целенаправленное использование игры — ведущей деятельности детей дошкольного возраста для развития и коррекции эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных, творческих способностей.
Авторы выражают благодарность за сотрудничество всем специалистам ГДОУ №11 Калининского района Санкт-Петербурга и его руководителю Павловой Элеоноре Артемовне. Выражают глубокую признательность президенту Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга и области, профессору Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга Волковой Галине Анатольевне.
Авторы выражают особую благодарность коллеге Грасюк Ирине Васильевне за помощь в создании практического материала.