Бабушкина р л., кислякова о.м.
Бабушкина Р Л., Кислякова О.М.
Логопедическая ритмика:
Методика работы с дошкольниками,
Страдающими общим недоразвитием речи
Под ред. Г.А. Волковой.
СПб.: КАРО, 2005.
Данное учебно-методическое пособие раскрывает цели, задачи, структуру и содержание занятий по логопедической ритмике для детей с общим недоразвитием речи. В книгу включено описание авторских игр и игровых упражнений, тематическое планирование, примерные конспекты занятий, нотный материал.
Книга предназначена специалистам по коррекционной педагогике, логопедам, музыкальным руководителям и воспитателям специальных дошкольных учреждений. Она может быть полезна для студентов факультетов коррекционной педагогики, психологии, дошкольного воспитания, а также родителям.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение....................................................................................................................................... 4
Структура и симптоматика ОНР.............................................................................................. 7
Методика комплексного воздействия на детей дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи................................................................................................ 12
Логопедическая ритмика в комплексе коррекционно-воспитательной работы
с детьми, страдающими общим недоразвитием речи...................................................... 18
Из истории возникновения логопедической ритмики.................................................. 18
Современная модель логопедической ритмики............................................................. 21
Содержание и структура занятий по логопедической ритмике
для дошкольников с общим недоразвитием речи............................................................. 23
Модель логопедической ритмики для детей с общим недоразвитием речи.......... 23
Задачи воздействия на детей с ОНР средствами логопедической ритмики........ 29
Краткая характеристика разделов занятия по логопедической ритмике........... 30
1. Музицирование.............................................................................................................. 31
2. Речедвигательные игры и упражнения..................................................................... 31
3. Танцевально-ритмические упражнения................................................................... 32
4. Эмоционально-волевой тренинг................................................................................ 33
5. Креативный тренинг...................................................................................................... 34
Структура занятия по логопедической ритмике........................................................ 34
Описание игр и игровых упражнений.................................................................................. 37
1. Музицирование.............................................................................................................. 37
1.1. Вокальное музицирование.................................................................................... 37
1.2. Инструментальное музицирование.................................................................... 44
2. Речедвигательные упражнения.................................................................................. 47
2.1. Дыхательно-артикуляционный тренинг............................................................ 47
2.2. Игровой массаж и пальчиковая гимнастика..................................................... 53
2.3. Речевые игры и ролевые стихи............................................................................ 59
3. Танцевально-ритмические упражнения................................................................... 68
3.1. Игрогимнастика....................................................................................................... 68
3.2. Игроритмика............................................................................................................ 73
4. Эмоционально-волевой тренинг................................................................................ 80
5. Креативный тренинг...................................................................................................... 84
Тематическое планирование.................................................................................................. 91
Примерные конспекты занятий по логопедической ритмике для дошкольников с общим недоразвитием речи............................................................................................................. 95
Конспект занятия по логопедической ритмике в младшей группе........................ 95
Конспект занятия по логопедической ритмике в средней группе.......................... 98
Конспект занятия по логопедической ритмике в старшей группе....................... 101
Конспект занятия по логопедической ритмике в подготовительной к школе группе 105
Введение
Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития речи (ОНР) у детей.
Первоначально занятия по логопедической ритмике разрабатывались В.А. Гиляровским в 30-х годах XX века как особое направление лечебной ритмики, заключающееся в системе музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых упражнений для коррекции заикания у людей различных возрастных групп.
Благодаря ученому Г.А. Волковой методика воздействия средствами логопедической ритмики нашла широкое применение в работе со взрослыми, страдающими афазией, с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими такие нарушения речи, как дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия, заикание, нарушения голоса, тахилалия, брадилалия, спотыкание.
Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. Общее недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).
Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению общего недоразвития речи различного генеза у дошкольников открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения. Многообразие средств логопедической ритмики способствует решению следующих задач: развитию оптико-пространственных, слуховых функций, праксиса, тактильного гнозиса, познавательных, творческих способностей, музыкально-ритмического чувства, коррекции эмоционально-волевой сферы и речевой функциональной системы.
Предлагаемое читателю издание — результат обобщения многолетнего опыта работы авторов с детьми дошкольного возраста, страдающими общим недоразвитием речи, а также анализ специальной литературы по вышеуказанной проблеме. Представленная в данном пособии программа коррекционно-развивающих занятий по логопедической ритмике была разработана на базе ГДОУ №11 Калининского района Санкт-Петербурга и апробирована музыкальными руководителями и логопедами этого учреждения в период с 1996 по 2004 год.
В книге охарактеризованы особенности развития детей с общим недоразвитием речи, многообразие клинических проявлений этого нарушения, определены задачи, средства, содержание, методы работы по логопедической ритмике, которая рассматривается как существенное звено в комплексе мер коррекционно-воспитательного воздействия. Приведенное в заключительной части издания тематическое планирование согласуется с задачами и этапами логопедической коррекционной работы и составлено с учетом программы воспитания и обучения в детском саду [Программа воспитания и обучения в детском саду, 1985]. Для наглядности в пособие включены примерные конспекты занятий по логопедической ритмике, описание игр и игровых упражнений.
Преимуществом методики является целенаправленное использование игры — ведущей деятельности детей дошкольного возраста для развития и коррекции эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных, творческих способностей.
Авторы выражают благодарность за сотрудничество всем специалистам ГДОУ №11 Калининского района Санкт-Петербурга и его руководителю Павловой Элеоноре Артемовне. Выражают глубокую признательность президенту Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга и области, профессору Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга Волковой Галине Анатольевне.
Авторы выражают особую благодарность коллеге Грасюк Ирине Васильевне за помощь в создании практического материала.
Содержание и структура занятий по логопедической ритмике для дошкольников с общим недоразвитием речи
Модель логопедической ритмики для детей
с общим недоразвитием речи
Предлагаемая вниманию читателей модель логопедической ритмики подразумевает всестороннее воздействие на личность и организм в целом. В процессе практической педагогической деятельности учеными были выделены приоритетные направления в работе с детьми, страдающими общим недоразвитием речи: развитие эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных и творческих способностей средствами логопедической ритмики.
В.А. Сухомлинский обратил внимание на факт, что обучение лишь тогда носит воспитывающий характер, когда уделяется внимание развитию творчества. Творчество активизирует процесс обучения. Развивающиеся при этом инициатива, самостоятельность и активность побуждают осваивать знания, умения, навыки; формируется способность к самообучению, саморазвитию [Сухомлинский, 1971].
Залогом успешного развития психических процессов и творческих способностей является полноценное восприятие. Отечественные физиологи и психологи (И.М. Сеченов, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер и др.) рассматривают восприятие как деятельность, на основе которой происходит ориентировка человека в мире. Восприятие характеризуется обобщенностью и личностной направленностью [Рубинштейн, 1943] и осуществляет регулирующие и ориентирующие функции в поведении (Венгер Л.А., 1969). Зарубежными авторами (Дж. Бруннер, 1956; Н.А. Виткин, 1958) также доказано, что продукт процесса восприятия зависит от эмоциональных и личностных особенностей [Зейгарник, 1973].
Известно, что у значительной части детей, страдающих общим недоразвитием речи, имеются нарушения слухового восприятия и эмоционально-волевой сферы. Следствием этого являются неадекватные эмоциональные проявления при восприятии различных художественных произведений (например: словесного искусства, музыки).
Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, способна не только привлекать внимание детей, заинтересовывать и доставлять удовольствие, возбуждать эстетическую эмоцию, но и значительно обогатить, эмоционально окрасить даже самые первоначальные представления ребенка о сложном материальном и социальном мире, который его окружает [Бехтерев, 1903].
Любая эмоциональная реакция своим конечным этапом имеет то или иное движение — мимику, жест, внутреннее действие. Это обязательное двигательное окончание каждого эмоционального акта является психофизиологической константой. Данная закономерность названа К.С. Станиславским «методом физических действий» и использовалась актерами для того, чтобы посредством движений, физических действий вызвать к жизни подлинные эмоции, эмоциональные состояния [Станиславский, 1938].
Наиболее эффективным эмоциональным возбудителем движений, по мнению К.С. Станиславского, иногда даже почти механическим, является «темпо-ритм». Говоря о прямой связи ритма с чувством, он утверждал, что у каждой человеческой страсти, состояния, переживания свой «темпо-ритм». Мы также рассматриваем ритм не только как времяизмерительную категорию, но и эмоционально-выразительную, образно-поэтическую, художественную.
У взрослых людей путь от эмоции к движению лежит через опосредованное звено — центральную переработку. У детей этот путь прямой, следовательно, проблема коррекции эмоционально-волевой сферы может быть решена с помощью подбора соответствующей системы движений.
Однако нередко таким тяжелым нарушениям речи, как ОНР, сопутствует недоразвитие ритмического слуха, в результате чего дети не слышат элементарной пульсации в такте в размере «две четверти», что сказывается на качестве пения, разобщенности музыки и ритма движений, невозможности согласования собственных движений с музыкой. Создается впечатление, что музыка лишь сопровождает движения, которые к тому же часто аритмичны.
Таким образом, формирование чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи является одной из наиболее важных и сложных задач.
Необходима регулярность и систематичность в работе над ритмом, которую рекомендуется проводить в несколько этапов. На начальных этапах работы преобладает моторная деятельность. Затем развивается способность к восприятию ритма на неречевом, а затем и на речевом материале. Следующий этап — восприятие ритма в движении. И наконец, воспитывается способность к ретенции ритма — сохранению его в памяти, что вызывает известные трудности у детей с ОНР.
Методика воспитания детей с общим недоразвитием речи средствами логопедической ритмики вобрала в себя положения метода ритмического воспитания Жак-Далькроза, который отмечал важность ритмизирования себя на уровне подсознания, и в этом ведущую роль отдавал музыке. Музыкальное сопровождение помогает пространственно-временной организации движений, они приобретают плавность, большую точность, выразительность.
Художественно-образное восприятие носит эмоционально-насыщенный характер и тесно связано с речевым развитием дошкольника. Музыкальные элементы речи функционально подвижны и заложены главным образом в эмоциональных началах речи. Это более важная функция, чем произношение, поэтому музыкальное строение слова для ребенка, начинающего говорить, имеет большее значение, чем фонетическое строение. Когда ребенок еще не может правильно расчленять слово, он схватывает его музыкальный состав и подражает хотя и искаженно, но музыкально правильно [Зееман, 1962]. Слово в сочетании с музыкой организует и регулирует двигательную сферу ребенка, активизирует познавательную деятельность. В свою очередь, движения помогают глубже прочувствовать музыкально-эмоциональные характеристики слова, осмыслить его. Контрастность и повторяемость в музыке вызывают аналогичные свойства у движения, а обогащенное музыкой движение становится своеобразным средством выражения художественных образов.
Таким образом, в ходе формирования музыкально-ритмических движений происходит эмоционально-эстетическое развитие детей и овладение качественно новыми формами коммуникации, в том числе речевыми.
С первого года жизни ребенок встречается с многочисленными формами ритмических действий и сам принимает участие в них (шагает, прыгает, танцует, связывает игровые движения с декламацией стихов и пением). В игре ребенок бессознательно использует основные ритмические величины (четверти, восьмые). Для детей с общим недоразвитием речи характерны трудности воспроизведения ритмической структуры слов, стихотворных текстов. Решение этой задачи существенно облегчается за счет подключения сопровождающих ритмичных движений. Специальные упражнения, ритмические распевки, пропевание отдельных слогов и фраз благотворно влияют и на состояние речевой моторики.
К наиболее эффективным приемам работы по логопедической ритмике следует отнести начертание «ритмо-схем» — графических рисунков, где длительности выстраиваются в определенных комбинациях на одной строке и передаются детьми с помощью простукивания, прохлопывания метроритмических структур. Ритмо-схемы дают конкретное представление о том или ином метроритмическом узоре. Хлопки, отстукивание сопровождают мысленное произнесение текстов детьми и позволяют педагогу контролировать правильность воспроизведения ритмического рисунка.
При организации комплексного коррекционного воздействия на личность ребенка с общим недоразвитием речи мы придерживаемся принципа «разносторонности усилий», в котором особую роль отводим взаимодополняющей работе логопеда и музыкального руководителя. Наиболее перспективным в данном вопросе представляется мультисенсорный подход, позволяющий расширить информационные возможности различных модальностей ребенка [Веккер, 1974].
Тактильно-кинестетическое восприятие наряду с художественно-образным оказывает сильное эмоциональное воздействие. Для получения простых непосредственных эмоций рука как орган осязания имеет преимущества даже по сравнению со зрением и слухом. Этим объясняется повышенное внимание к используемому игровому оснащению занятий по логопедической ритмике. Работа с материалами различными по фактуре дает дополнительные возможности для сенсорной стимуляции, поэтому на наших занятиях дети играют с кубиками, камешками, ракушками, шишками, колючими каштанами, палочками, колечками, кисточками, клубками шерсти и другими мелкими предметами из искусственных и природных материалов. Кроме того, предметы игровой деятельности являются для ребенка важными «партнерами» коммуникации и обеспечивают необходимую степень его «открытости» в совместной работе с педагогом.
Исключительная ценность использования игровой деятельности как средства коррекции личности ребенка с общим недоразвитием речи заключается в том, что в игре развивается способность творческого воображения — базиса различных видов искусства, происходит освоение и осознание ребенком действительности. Предлагаемая программа занятий включает значительное количество игр, направленных на создание особой реальности, отличающейся яркой эмоциональностью.
С помощью данной модели воздействия на дошкольников с ОНР средствами логопедической ритмики в игровой, недирективной форме активизируются все виды восприятия, памяти. Педагогическое воздействие основывается на мнестической способности [Ушинский, 2004], которая является базой для формирования подражательности (подражания) и исполнительства. Активное усвоение детьми знаний, навыков художественного восприятия и исполнения является тем необходимым опытом, при котором возможно творческое самовыражение.
Исполнительство первично подразумевает реализацию чужой воли для приобретения умений и навыков, необходимых на этапе самостоятельного творчества. Показатель сформированности двигательных навыков — отсутствие напряженности в выполняемых действиях.
Исполнительство рассматривается нами как выполнение определенных заданий. Следовательно, оно может быть оценено либо как адекватное заданию, либо неадекватное. Если в результате воздействия педагога исполнительство становится адекватным, то возможно установление шкалы оценки исполнительства (по степени адекватности):
— исполнительство неадекватно;
— скорее адекватно, чем неадекватно;
— полностью адекватно.
Помощь взрослого необходима для превращения неадекватного исполнительства в адекватное. Задача педагога заключается в повышении уровня исполнительства.
Овладев способами выражения мыслей и эмоций, дети стремятся к самостоятельной творческой деятельности — созданию субъективно нового, значимого для ребенка продукта (рисунка, рассказа, танца, песенки, игры).
Творчество как вид деятельности обладает двумя существенными характеристиками: оно всегда новое, всегда свое. При этом новое не является новым от начала до конца, это новая структура известных элементов. Воображение и фантазия берут лишь то, что есть в памяти, а чувство новизны необходимо для правильного мышления [Ушинский, 2004].
Творчеством считается и сам процесс поиска путей решения изобразительной, игровой или музыкально-двигательной задачи. Поэтому в наших занятиях большое место отводится целенаправленной работе по стимулированию детей к фантазированию, проявлению инициативы, принятию нестандартных игровых решений.
Таким образом, оценке подлежит самостоятельность проявления творчества. При этом можно выделить следующие степени самостоятельности проявления творчества:
— самая низкая ступень — отсутствие творческого начала, стремление к подражанию и копированию;
— слабовыраженный творческий потенциал, неадекватная переработка задания;
— творчество как органический процесс.
Задачи воздействия на детей с ОНР
средствами логопедической ритмики
Первый год обучения:
1. Формирование чувства темпа — восприятия равномерной последовательности одинаковой длительности.
2. Развитие мышечного ощущения направления движения.
3. Формирование предпосылок исполнительской деятельности на основе элементарного подражания.
4. Формирование простейших элементов творчества, слитых с подражанием. Исполнительство и творчество еще не выделились в самостоятельные виды деятельности.
5. Расширение пассивного словарного запаса, активизация речевого подражания и формирование фразовой речи.
Второй год обучения:
1. Развитие ощущения ритмического стиля — чувства акцента, чередующихся ударений.
2. Формирование навыка осознанного восприятия пространства.
3. Постепенное отделение исполнительства от подражания.
4. Стимуляция творческой активности.
5. Развитие способности понимать грамматические формы слов, формирование фразовой речи, развитие речевой и артикуляционной моторики, создание артикуляционной базы звуков.
Третий год обучения:
1. Ориентация в ритмических структурах, соизмерение и различение звуков по их длительности.
2. Развитие музыкально-пластических способностей.
3. Воспитание у детей точности и выразительности исполнения.
4. Выделение творческой функции в самостоятельный вид деятельности.
5. Обогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреблению грамматических форм слов, совершенствование речевой моторики.
Четвертый год обучения:
1. Формирование музыкально-ритмических способностей, развитие музыкально-ритмического мышления.
2. Развитие способностей пластической интерпретации музыкального произведения и овладение свободой движений.
3. Преобразование исполнения в многоуровневый акт деятельности.
4. Обучение творческому использованию накопленного арсенала средств взаимодействия с окружающим миром.
5. Совершенствование навыков связной речи, правильного грамматического и звукового оформления речевых высказываний во всех ситуациях общения.
Таким образам, на занятиях по логопедической ритмике осуществляется развитие слуховых функций, оптико-пространственных представлений, праксиса, тактильного гнозиса, интеллектуальных и творческих способностей, происходит осознание собственных эмоций, развитие эмпатии, коррекция речевой функциональной системы.
Краткая характеристика разделов занятия
по логопедической ритмике
Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых и неречевых нарушений у детей с ОНР мы рекомендуем использовать музицирование (вокальное и инструментальное), речедвигательные игры и упражнения (дыхательно-артикуляционный тренинг, игровой массаж и пальчиковую гимнастику, речевые игры и ролевые стихи), танцевально-ритмические игры и упражнения (игрогимнастику, игроритмику), эмоционально-волевой тренинг, креативный тренинг.
Музицирование.
— Это выражение своего активного отношения к музыкальному искусству в реальном звучании.
1.1. Вокальное музицированиепредполагает приведение голосового аппарата в рабочее состояние, настройку слуха и внимания, знакомство с возможностями человеческого голоса. В этот раздел вошли игры по развитию голосового аппарата, звукоподражательные игры с пением, фонопедические упражнения, песенный фольклор, пение с движением и тональным аккомпанементом.
1.2. Инструментальное музицированиеявляется основой формирования ритмических навыков игры на различных музыкальных инструментах и их заместителях. Это развивает умение использовать характерное звучание инструментов при создании музыкальных картин. В раздел включены игры с инструментами, звучащими предметами, ритмодекламации с инструментами, озвучивание текста по графическим знакам, партитуре, ритмическое и мелодическое сопровождение литературных текстов.
Креативный тренинг.
Способствует развитию беглости, гибкости и оригинальности мышления [Психогимнастика в тренинге, 2001], умению планировать и организовывать свою деятельность, переходу от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, формированию конструктивных представлений. Опираясь на музыкальные впечатления, дети создают пластические, графические и словесные образы. В раздел вошли задания на замещение предметов, создание музыкально-речевых сказок при помощи жестов, сопровождающихся звуком, графических рисунков, выразительных двигательных, вокальных и инструментальных импровизаций. В ходе креативных игр на свет рождаются невероятные истории, названия невиданных стран и животных, формируются навыки конструктивного выражения эмоций, развиваются познавательная деятельность, способности к естественной коммуникации, что играет большую роль в общем психическом развитии ребенка.
Музицирование
Вокальное музицирование
«ПОЮЩИЙ МЯЧ» (1)
Дидактические задачи:воспитание плавного, длительного речевого выдоха с помощью заданных педагогом гласных звуков определенной высоты, развитие координации звука и голоса.
Игровой материал:мяч.
Методика проведения.Дети сидят по кругу на полу. В руках у педагога мяч. Показывая артикуляцией губ определенную гласную, он направляет мяч к одному из детей. Пока мяч катится, необходимо пропевать звук. Ребенок, получивший мяч, прокатывает его следующему участнику, озвучивая весь путь. Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнителя.
«ПОЮЩИЙ МЯЧ» (2)
Дидактические задачи:развитие звуковысотного слуха, способности к сотрудничеству в группе, умения устанавливать и удерживать зрительный контакт.
Игровой материал:мячи разного типа и размера. Можно использовать и другие предметы, например мешочки с фасолью или обручи, чтобы перекатывать по полу.
Методика проведения.Группа детей садится в круг, один участник с инструментами находится вне круга. Группа решает, каким из инструментов будет подаваться сигнал кидать мяч, а каким — его катить. Участники перебрасывают или перекатывают друг другу мяч в зависимости от того, на каком инструменте играет сидящий вне круга.
Движение мяча сопровождается вокальной импровизацией с использованием гласных звуков.
«ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОК»
Дидактические задачи: воспитание равномерного звучания с опорой на зрительные ориентиры, обучение пению на мягкой голосовой атаке.
Игровой материал: мягкие шерстяные клубки.
Методика проведения. Дети держат в руках мягкие шерстяные клубки и по очереди начинают пропевать определенный звук, разматывая при этом нитку. Возможность вытянуть более длинную нитку стимулирует соответствующую протяженность звучания. Обрыв нити связан с прекращением звучания голоса. Выигрывает тот ребенок, чья ниточка окажется длиннее. Затем из полученных ниток различной длины выкладывается на фланелеграфе партитура, которую дети коллективно озвучивают. Направление мелодии определяет педагог с помощью дирижерских жестов. После того как дети поняли, что длина нити зависит от продолжительности звучания голоса, на полу выкладываются различные узоры из ниток, дети их озвучивают.
«МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ» (1)
Дидактические задачи: развитие динамического диапазона, зрительного внимания.
Игровой материал: мыльные пузыри.
Методика проведения. Педагог выдувает мыльные пузыри. Детям предлагается выбрать взглядом какой-нибудь пузырь и сопровождать его звуком определенной высоты. Как только пузырь исчезает, звук прекращается.
«ПРИВЕТСТВИЕ»
Дидактические задачи: развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движений.
Музыкальный материал: попевка на материале имен, строится на тоническом трезвучии.
Методика проведения. Педагог: «Поздороваемся, споем: здрав-ствуй-те!». Педагог показывает «лесенку» правой рукой или перемещает руки по схеме: голова, плечи, туловище.
«А теперь поздороваемся ручками и ножками» (отхлопывает и протопывает ритмическую структуру слова). Дети выполняют все действия по образцу.
Затем педагог обращается к каждому ребенку: «Ты кто?» (пропевает на двух нотах и прохлопывает слоговую структуру слов).
Дети: «Ва-ся, Ка-тя и т. д.» (также поют и хлопают).
«ПТИЧКА»
Дидактические задачи: развитие музыкального слуха, певческого диапазона, координации речи и движений.
Игровой материал: резиновые птички по количеству детей, глиняная свистулька, бусинки (зернышки).
Музыкальный материал: пьеса «Птичка летает». Музыка А. Аренского[1]. (См. Приложение.)
Методика проведения. Звучит пьеса «Птичка летает». Педагог: «Прислушайтесь, кто это к нам прилетел?»
Дети: «Это птичка».
Педагог с детьми встают в круг и поют песенку с использованием имен всех детей. Птичка поочередно оказывается на ладонях каждого ребенка. Музыкальный руководитель сопровождает пение игрой на глиняной свистульке:
Птичка прилетела, на ладошку села,
Нашему Никите песенку пропела:
— Ля — ля — ля — ля, вот и песня вся.
Педагог: «Давайте ее покормим» (рассыпает по полу зернышки). Дети подбирают их и вкладывают в клювик своей птичке, пропевая по образцу: «Клю — клю — клю».
«МЫШЕЛОВКА»
Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, голосового диапазона, чувства темпа и ритма.
Музыкальный материал: Ч. 1 — попевка на двух нотах, Ч. 2 — «Латвийская полька», музыка А. Жилинского[2] (см. Приложение), или любая энергичная музыка.
Методика проведения. Часть детей составляет круг — мышеловку. Они стоят, держась за руки и высоко подняв их. Остальные дети — мышки. Дети, стоящие в кругу, поют, ладонями отхлопывая ритмический рисунок мелодии по внешней поверхности бедра:
Все спят... Та - та [I I]
Детки спят... Ти-ти - та [II I]
Волк спит... Та-та [I I]
Мишка спит... Ти-ти - та [II I]
Только мышки не спят, Ти-ти-та-ти-ти-та [II I II I]
Они кушать хотят, Ти-ти - та - ти-ти - та [II I II I]
В мышеловку глядят. Ти-ти - та - ти-ти - та [II I II I]
После этих слов звучит музыка, и мышки начинают бегать, суетиться, пищать «с-с-с-с», — выбегать из круга. По окончании звучания музыки мышеловка захлопывается — дети опускают руки. Часть мышей остается пойманной. Дети меняются ролями или играют до тех пор, пока все мышки не будут переловлены.
«БЕЛКА»
Дидактические задачи: развитие чувства ритма, голосового диапазона.
Методика проведения.Дети отстукивают скорлупками грецких орехов ритм и пропевают:
По деревьям скок, скок, Ти-ти-ти-ти - та-та
Да орешки щелк, щелк. Ти-ти-ти-ти - та-та
Кто же это? Отгадай! Ти-ти-ти-ти-ти-ти - та
Это белка, так и знай! Ти-ти-ти-ти-ти-ти - та
«ДЕНЬ И НОЧЬ»
Дидактические задачи: различение контрастной музыки и развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал:газовые платки.
Музыкальный материал:«Колыбельная», музыка Н. Римского-Корсакого[3]. «Полька» С. Майкапара[4] (см. Приложение), или любая двухчастная форма.
Методика проведения. Звучит первая часть музыкального произведения (день). Дети двигаются с газовыми платками врассыпную по залу. Музыка останавливается. Звучит вторая часть — таинственная неторопливая музыка (ночь). Движение прекращается. Педагог проводит с детьми перекличку:
— Тук, тук, тук!
— Кто стучится?
— Ночь.
— Что принесла?
— Чай со звездами!
Каждый ребенок поет «голосом» своей звездочки (любые гласные звуки или слоговые цепочки). Звезды могут медленно перемещаться, стараясь услышать звук «соседней звезды».
«ПРОГНОЗ ПОГОДЫ»
Дидактические задачи: развитие динамического диапазона, наглядно-образного мышления.
Игровой материал:карточки с изображением различных погодных явлений.
Музыкальный материал:фонограммы театральных шумов.
Методика проведения.Упражнение проводится в несколько этапов:
Первый этап.
Детям предлагается прослушать фонограмму, на которой звучит «прогноз погоды» в форме театральных шумов. После прослушивания дети рассказывают о предстоящей погоде.
Второй этап.
На фланелеграфе при помощи карточек выкладывается прослушанный «прогноз погоды».
Третий этап.
Детям предлагается озвучить карточки.
«РАЗГОНИ-КА ТУЧИ»
Дидактические задачи: развитие интонационной устойчивости и эмоциональной выразительности пения, координированного с движениями.
Музыкальный материал: мелодия с характерной звуковысотной линией (2—3 ноты).
Методика проведения. Дети перед началом пения делятся на две группы. Одна группа «разгоняет тучи», а другая группа должна изображать тучи и петь за них.
Дети, разгоняющие тучи, громко поют в мажоре и энергично машут руками.
Плаксы! Неряхи! Грязные рубахи!
Солнце вы закрыли,
Небо засорили,
Землю промочили,
Убирайтесь прочь!
Ответ туч поется тихо, жалобно, в миноре:
Что вы, ребята! Мы не виноваты.
Нелегко на небе жить,
Как же нам не плакать, горьких слез не лить?
Нас ведь солнце обжигает,
Ветер в клочья разрывает,
Молния колет,
Черный гром пугает.
«ЛЕПЕШКИ»
Дидактические задачи: развитие звуковысотного слуха, координации пения и движений.
Музыкальный материал:русская народная попевка «Лепешки». Певческий диапазон — секунда.
Методика проведения.Игра проводится в два этапа. Педагог: «Давайте испечем лепешки».
Первый этап.
Дети поют, показывая высоту звука. Левая ладонь перед собой, большой палец смотрит вверх. Указательным пальцем правой руки на высокий звук дотрагиваются до кончика большого пальца левой руки, а на низкий звук — до кончика указательного пальца левой руки.
Принесу мучицы,
Подолью водицы,
Испеку лепешек,
Для ребяток-крошек.
Второй этап.
Попевка исполняется в парах. Педагог сопровождает пение игрой на металлофоне. Дети стоят напротив друг друга и поднимают согнутые в локтях руки так, чтобы ладони одного были обращены к ладоням другого. При пении они поочередно меняют положение рук. Первый ребенок хлопает по рукам партнера и переворачивает руки ладошками вверх. Затем второй ребенок хлопает по рукам партнера и переворачивает руки ладошками вверх.
Речедвигательные упражнения
Игрогимнастика
«ХОДЬБА»
Дидактические задачи:развитие ориентировки в пространстве, чувства темпа и ритма.
Музыкальный материал:«Марш», музыка Н. Богословского[11] (см. Приложение), или любая ритмичная музыка в умеренном темпе.
Методика проведения.Дети под музыку ходят по залу за водящим (по кругу, по периметру). По окончании музыки останавливаются перед стульчиками. Упражнение может выполняться с предметами, например с игрушками: во время ходьбы дети держат игрушку в правой руке, левая рука — на поясе.
«ВЕТЕР И ВЕТЕРОК»
Дидактические задачи:развитие слухового восприятия, выразительности движений.
Игровой материал:деревянные палочки (прутики).
Музыкальный материал:пьеса «Лендлер», музыка Бетховена.
Методика проведения.Педагог: «Покажите, как ветерок качает ветки деревьев».