Системное обобщение принципов и методик выбора
картин и животных "Маска" и «Зеркало» Метод "3ерксло" (выбор картины) Метод "Маска" (выбор изображения животного)
1. Многолетняя практика позволила получить уникальный набор картин и изображений животных, выбранных сотнями людей. Картины несли мощную эстетическую и эмоциональную ауру, животные отличались яркой эмоциональной характерностью.
Испытуемым предлагали указать наиболее приятные, а также наименее приятные картины и изображения животных.
2. Выбор картины и животного становился психологической диагностикой.
Выбранное животное оказывается интуитивным автопортретом, тогда как выбранная картина часто отражает ситуацию.
3. Желанные картины и животные отражают ситуации и самовосприятие человека в последние дни, это проблемы и резервы человека.
4. Нежеланные картины и животные отражают проблемы человека, возникшие у него в течение последних месяцев.
5. Образный выбор при цветопредпочтении. Многолетний опыт позволил узнать, какие животные и картины
оказались желанны людям, выбравшим тот или иной цвет (такой выбор наблюдался не всегда, но достаточно часто). Выбранные образы дополняют цветовую диагностику.
Теперь перед нами яркие образы 8 цветовых состояний человека.
1) Черный цвет — сумрачный лик львицы.
2) Серый цвет — необычайно часто выбирался образ спящихживотных. Это поразительное образное воплощение программы данногоцвета (оставьте меня в покое, я закрылся, Я СПЛЮ) дополняет словесные портреты Клара.
3) Коричневый цветовыбор часто совпадал с выбором печальнопоникшего пса-бассета, которого называют «нищий у дороги».
4) Фиолетовый — мечтательный львенок и бабочка.Оба этих образа поэтичны — не забудем, что фиолетовый создан из синего и красного цвета. Поэтому образ львенка сочетает нежность и будущую силу.
5) Тюленчик оказался образом покоя, доброты, связи с водой, милой слабости синего цветоиредпочтения.
6) Выбор волкане менее ярко отразил мудрость, силу воли связанную сзеленым цветовыбором.
7) Жизнерадостный дельфин, резвящийся в океане, стал символом желтого цветовыбора.
8) Могучих, полных огня и энергии собак или мчащуюся лошадь выбирали те, кто предпочел красный цвет.
Выбор картин также выявил образы, связанные с цветовым предпочтением. Их можно считать за архетипические или близкие к ним.
1) Черный и серый цветовыбор отличились предпочтением лика с закрытыми глазами («Пиета» Микеланджело, картина Шевченко — «Портрет с закрытыми глазами».) Образы черного и серого цвета похожи (закрытые глаза), они говорят нам: «Я не здесь, а в мире своих проблем».
2) Фиолетовый и коричневый — изображение луны (Левитан и Куинджи).
3) Синий — небо и вода (Куинджи), зеленый — лес(Левитан).
4) Желтый и красный — солнечный «Март» Левитана, картины — где много солнца (Жуковский — комната залитая потоками света, красного цвета).
Это архетипические образы нашего микрокосмоса — ночь и день, солнце и луна, земля, вода, небо.
1) Образы полностью совпадают с тем, что мы узнали о цветовых программах.
2) Левитан и Куинджи — создали архетипические образы русского подсознания.
3) Видна близость образов некоторых пар цветов.
134
Предпочтение образа луны у лиц с коричневым и фиолетовым цветовыбором стало понятно, когда были найдены музыкальные предпочтения такого цветовыбора. Оказалось, что это программы: «Я вспоминаю, я представляю. (Я не здесь, а в подлунном мире памяти или воображения)». Это напоминает систему ЛНП: глаза уходят вверх влево — я вспоминаю, вверх вправо — я представляю.
При анализе 10 тысяч наблюдений выплыли главные архети-пичные образы цветовыбора: ночь, день, солнце, луна, земля, лес, вода, небо, — это символы нашего ближнего космоса.
Мы имеем 4 эмоциональных мира:
1) Мир трагических проработок — черный, серый цветовыбор людей трагического лика;
2) Мир воспоминания и мечты фиолетового и коричневого цветовыбора людей луны (вспоминающие и мечтатели);
3) Реальный мир синего и зеленого — цветовыбор людей земли и воды, людей реальных эмоций;
4) Мир оптимизма и энтузиазма — предпочтения красного и желтого цвета, людей солнца — страстных энергетиков.
6. На выбранной картине надо показать точку, где человеку комфортно, это позволяет глубже воспринять внутренний мир человека.
7. Выбранному животному надо дать эмоциональную характеристику.
Часто она оказывается самохарактеристикой. (Оценки желанности и зоологические признаки не нужны — не говорите, что это собачка, я сам вижу, что это не кошечка, не говорите, что она милая, — иначе бы вы ее не выбрали.)
8. Следует знать принцип слепого пятна — выбравшие картины и животных не видят, что это отчасти их самохарактеристика, хотя это заметно окружающим.
9. Признаки тревожности:
1) Работа с диагностическими образами для выявления тревожности.
Выбранные человеком образы можно оценить по двум критериям:
— тревожен — или не тревожен;
— энергичен — или не энергичен.
135
лица.
Женщина выбирает как отрицаемые ряд изображений, и все они несут образ мужской агрессии. Оказалось, что она перенесла насилие. Это воспоминание заставляет ее страдать.
2) Выявление парадоксального состояния.
Если тревожные картины или изображения животных воспринимаются как гармоничные, спокойные — это проявление тревожности ифеномена парадокса.
Искажение адекватной психологической реакции обнаружил русский физиолог Введенский. При измененном состоянии нервной системы (парабозе) отмечается:
— уравнительная фаза — когда сильные и равные воздействия вызывают равный эффект;
— парадоксальная фаза — когда сильное раздражение вызывает слабый эффект, а слабое раздражение вызывает сильную реакцию.
Ярким знаком тревожности является феномен парадокса — пациент оценивает тревожную картину или животное, но не видит очевидного.
Страшная, перекошенная гневом обезьяна кажется молодой женщине веселой. Это знак напряженности. Личная беседа выявила — любимый молодой человек не хочет жениться, не хочет, чтобы она сохранила ребенка.
Перед нами повторение феномена слепого пятна — человек не видит, что похож на выбранное животное, не видит его очевидных негативных черт — тревожности, агрессивности. Возможно, у него самого есть эти черты.
3) Если человек не выбрал тревожных образов, можно показать заведомо тревожные образы и попросить оценить, тревожны или спокойны эти изображения.
4) Предлагается дать оценку животному с неопределенным эмоциональным состоянием.
— Веселое или грустное это животное? — спрашиваете Вы. Ответ пациента отражает его внутреннее состояние.
5) Можно предъявить картины и животных разного типа (энергичные, спокойные, умеренно тревожные, трагические, агрессивные хищники, мягкохарактерные существа), предложить оценить по 10-балльной системе — характеризовать эмоциональное состояние образа.
6) Сопоставление архетипических картин и животных с цветовыбором.
8 архетипических картин и животных можно расположить по желанное™ и сопоставить с тестом Люшера.
Мы получаем дополнительные сведения о человеке.
Если эти образы совпали с цветовыбором, мы получаем зримый образ цветовых психологических программ.
Если цветовыбор тревожен, а желанные образы гармоничны, спокойны — у человека есть резервы, началась гармонизация.
Если цветовыбор гармоничен, а желанные картины и животные тревожны — возможно, в памяти сохраняются тревожные образы скрытых проблем.
10. Определение типа восприятия мира.
Если преобладает выбор фотографий — человек более реалистичен.
Преимущественный выбор картин говорит о преобладании символического восприятия.
И. Тень Юнга. Как узнать недостатки и проблемы человека.
Достаточно попросить кого-то спонтанно оценить выбранное человеком животное. Иногда оценивающий подсознательно подмечает особенности, недостатки и проблемы человека, сделавшего выбор.
12. Метод позволяет не только подстроиться к пациенту, но также узнать восприятие пациентом своего психотерапевта.
(Если симпатичное Вам животное желанно пациенту — у Вас есть нечто общее, и сеанс психотерапии с большей вероятностью будет удачным).
Арттерапия
13. Метод Дюрера — человек идентифицирует себя с элементом картины «Трава» Дюрера. Это характеризует его самооценку и отношение к миру в мире.
14. Спонтанный выбор картины имеет аналогию с созданием художником ценного художественно образа, помогающего решить свои проблемы.
15. Погружение в образы, выбранные пациентом, их обсуждение позволяет глубоко проработать проблемы, изменить отношение к ним.
16. Желанные картины и желанные животные позволяют оценить резервы пациента.
137
Выбор отрицательных картин и животных позволяет узнать проблемы. Все это полезно обсудить с пациентом. Желательно не навязывать ему своих оценок, а внимательно выслушать его.
17. Метод Кулешова, Куросавы, Дали, Магритта. Талантливый фотомастер Кулешов обнаружил, что наложение
изображений резко меняет их эмоциональное воздействие. Фото артиста Мозжухина сочеталось с разным фоном — с обнаженной женщиной, с гробом, с праздничным столом, и каждый раз казалось, что меняется его эмоциональный облик.
Метод Куросавы: мысленно проникнуть в картины — войти в одну выбранную картину, а выйти в другую.
В своем фильме «Сны» Куросава входит в картину Ван Гога, встречает самого художника, выходит из мира художника через другую картину.
Художник Магритт изобразил человека, в грудной клетке которого находится большая клетка с птицей. Так он символически изобразил его душу.
Художник Сальвадор Дали накладывал изображение носорога на картину Вермеера, добиваясь новых образных эффектов.
Наложение выбранных пациентом изображений животных и картин производит мощное психологическое воздействие.
Сочетания несут неожиданные образы, напоминающие картины сюрреалистов и коллажи Параджанова, который умел создавать незабываемые образы из сочетания различных материалов.
18. Делая аппликацию — наложение желанных картин на отрицаемые изображения, мы символически гасим проблемы резервными образами.
Часто возникает образная подсказка решения проблем.
Отрицаемые картины гасим положительными животными, возникает понимание, инсайт, катарсис. Отрицаемые животные гармонизируются в мире принимаемых картин.
Потрясение и мощная эмоциональная проработка иногда помогает пациенту.
Живые лица
Наложение, картины и животного впервые осуществил мальчик, страдающий заиканием и страхами. Он создал сюрреалистический шедевр.
Наиболее тягостной картиной для него оказалось лицо женщины работы Модильяни — на этом лице не было глаз, а какие-то 138
две дыры в неведомый космос. Наиболее неприятным животным он считал трагический лик тигрицы. Мальчик соединил эти два образа, наложив их. Получился образ страха, который мог потрясти и взрослых людей.
Пожилой пациент соединил два отрицаемых образа — змею и картину с огромным желтым солнцем.
Аппликация этих образов — змея вместо солнца — создала образ страха смерти. Пациенту было за 60 лет, и эта тема — главный страх всего человечества — не была ему далекой. Он выбрал двух энергичных животных — отважного волка и тигра, который с мудрым ожесточением смотрел на зрителя.
Пациент мужественно преодолевал трудности и реализовал свои идеи. Он выбрал бабочку, которую связал с неким набоковским символом эстетичности, а выбранным животным оказался морской котик — его седая голова и простодушно растерянная физиономия отразили возрастные проблемы пациента.
По словам мужчины у него было два хронических заболевания — возраст и безденежье.
Наложение положительных животных на трагические отрицаемые картины сняло напряженность. Пациент чувствовал облегчение. Змея — символ смерти, и солнце — символ жизни слились в мощный образ. Пациент осознал свои страхи смерти и отнесся к ним философски. Кроме того, он вспомнил, что змея — символ года рождения его матери.
Работа с картинами и животными оказалась мощной психотерапией, снявшей страх смерти. Это напоминает снятие симптома в системе НЛП — когда якоря, поставленные на хорошие и плохие воспоминания одновременно, оказывают мгновенный психотерапевтический эффект.
'ЦКайнаврем.ени в выборе картин.
Предпочитаемые картины и животные отражают дни. Интуитивный счет времени подсознание производит от часа постановки методики.
Отрицаемые картины и животные отражают месяцы. Счет времени подсознание производит от дня постановки методики.
Наблюдение
Если 5-е предпочитаемое животное или картина тревожны — возможно, 5 дней назад была стрессовая ситуация.
139
Если 3-я отрицаемая картина радостна — это говорит о тревожных проблемах 3 месяца назад. И я призываю читателя:
— Возьми на вооружение этот метод.
— Собирай выразительные эмоциональные образы животных и прекрасные картины.
— Предлагай их сотням людей.
— Находи наиболее значимые изображения.
— Подмечай, кто и какие образы выбирает.
— Используй для решения психологических проблем.
— Находи новые возможности метода. Успеха тебе, читатель!
Сеанс музыкотерапии
Сведения о ллузыкотерапии
1, Музыкотерапия — древнейший метод лечения. Еще в Библии мы видим страдающего от психического недуга царя Саула и помогающего ему игрой на арфе Давида. Лечение музыкой отличало древние цивилизации Греции и Китая.
Пифагор, Аристотель и Платон считали, что музыка отражает порядок и гармонию во Вселенной и способна восстановить нарушенную гармонию в человеческом теле.
Аристотель полагал, что музыка — средство не только лечения, но и очищениядуши. Музыка мощно действовала на человека, ее применяли с лечебной целью в психиатрии — в XIX веке психиатр Эскироль ввел лечение музыкой в медицинскую практику.
В носледние десятилетия музыкотерапия находит сторонников в таких странах, как Англия, Америка, Голландия, Германия.
Она пришла в клиники и больницы, стала самостоятельной ветвью психотерапии благодаря могущественному действию на подсознание человека.
Здоровому человеку музыка доставляет наслаждение и радость, для заболевшего — она может стать средством излечения.
В XX веке музыканты после I и II мировых войн шли в госпитали помочь ветеранам войны, страдающим от физических и эмоци-ональтных травм. В 1944 году возникла первая программа музыкотерапии, а в 1950 году создана Ассоциация музыкотерапии в Америке.
140
Существуют центры музыкотерапии в Канаде, Германии, Англии. Специалист обучается 5 лет — он должен знать психологию, медицину и музыку. Существует много журналов по музыкотерапии.
В европейских странах и Америке музыкотерапия используется в психиатрических лечебницах, центрах реабилитации, больницах, клиниках, лечебных центрах, центрах помощи людям с проблемами, центрах помощи людям с церебральной патологией, зависимостью от лекарств и алкоголя, домах престарелых, хосписах, школах.
Показания к музыкотерапии:
— фукциональные заболевания нервной системы, неврозы, тревожность, заикание, энурез;
— психологическтие и эмоциональные проблемы;
— заболевания, имеющие психосоматический компонент (язвенная болезнь, астма, гипертоническая болезнь, сексопатология).
Абсолютных противопоказаний нет.
Относительные — острые состояния.
По существу, нет такого заболевания иболезненного состояния, где была бы излишней помощь музыкотерапии.
Специально подобранная музыка звучит в больницах во время операций, в послеоперационных палатах, в реанимации, снимая психологическое напряжение.
Муыкотерапия в госпиталях помогает бороться с болями, наладить нарушенный сон, снимает депрессию, страхи и сомнения, дает покой и расслабление, может повысить настроение и помочь по принципу, воплощенному в афоризме Наполеона:
— В армии победителей раны заживают быстрее. Музыкотерапия помогала более быстрому возвращению речи
у больных после инсульта, возвращению памяти при тяжелых поражениях мозга.
С помощью музыки снимались боли и депрессии при родах, имеются данные об успокаивающем и обезболивающем действии музыкотерапии в хирургии.
Немецкие музыкотерапевты используют классическую музыку для лечения различных заболеваний (язвенная болезнь, болезни сердца).
Английский врач Деминг установил, что добавление к обычному лечению прослушивания музыки Бетховена и Моцарта помогало улучшению и рубцеванию язвы.
141
В больницах Голландии изучили помощь музыки в лечении болезней сердца.
В домах престарелых музыка оживляет эмоции пациентов, спасая от уныния, давая силы для жизни.
Исследования американских и чешских ученых показали, что пожилые люди с глубоким поражением интеллекта, забывшие свое имя, преображаются, услышав музыку своей молодости, — к ним возвращается память и гармоническое восприятие мира.
Приобщение к искусству помогает в психиатрии — музыкотерапия растворяет напряженность, помогает контролю за чувствами, улучшает контакт с людьми.
Существует аналитическая музыкотерапия, помогающая в лечении психозов, неврозов, функциональных нарушений.
Врач-психоаналитик судит о внутреннем мире пациента по его самовыражению в музыке — различные психологические и эмоциональные состояния пациента спонтанно и легко выражаются в музыке с помощью голоса или инструмента. Пациент раскрепощается, выражая свое эмоциональное состояние, разрешает конфликт, достигая душевного равновесия.
Специальную программу для помощи детям с проблемами создал выдающийся немецкий композитор Карл Орф.
В нашем городе возник центр, созданный американским му-зыкотерапевтом Витенбергом. Музыкотерапия для отсталых и больных детей — это импровизация с ребенком на инструментах, совместное музицирование гармонизирует ребенка, помогает контакту, снятию напряженности.
Есть музыкотерапия для здоровых — она может снять стресс, помочь расслаблению, дать энергию для деятельности, гармонизировать чувства, отношения с людьми.
Музыка используется для воздействия на беременных - она способна не только снять напряженность у будущих матерей, но и способствовать большей одаренности детей. Дети, матери которых слушали музыку во время беременности, опережают в развитии своих сверстников. Если в палате для недоношенных детей звучит музыка, они значительно быстрее прибавляют в весе. Английские специалисты для лучшего сна новорожденных применили запись ритмического шума сердцебиения матери — такая колыбельная музыка помогает уснуть не только детям, но и взрослым.
142
В школах используется специальная программа — музыка может оживить творческие способности, помочь обучению. Американская школа музыкотерапии расценивает музыку как дополнительное средство психотерапии. Педагоги опираются на значительный экспериментальный опыт с психофизиологическим тестированием.
Европейская школа считает музыку важнейшим самостоятельным методом влияния на подсознание.
Музыкотерапевтическая практика может быть разделена на два течения. Музыкотерапия бывает пассивная,когда слушают предложенную музыку, и активная, когда пациент включается в музицирование.
Музыкотерапевты используют самую разнообразную музыку. Замечательное воздействие оказывает музыка Моцарта. Используется медитативная музыка, звуки природы — записи пения птиц, шума волн, голосов китов, журчания ручья. Пассивная музыкотерапия может быть направленной на эмоциональную активацию пациента, она воплощает эмоции, вызывая духовное очищение — катарсис, ее целью может быть состояние релаксации.
Британские музыкотерапевты убедились, что активная музыкотерапия помогала в работе с детьми с отставанием в развитии и с нарушением слуха и речи.
На симпозиуме по арттерапии музыкотерапевт из Америки представила кассету, где сначала были слышны трагические выкрики — кричал слепой негритенок, музыкотерапевт пыталась помочь, играя народные мелодии на рояле.
Следующая запись через два месяца также содержала звуки музыки и выкрики больного ребенка, но в них появилось нечто гармоничное.
На последней записи, сделанной через месяцы занятий, звучал голос мальчика — теперь он исполнял мелодию слепого музыканта Стива Уайльдера.
Одним из первых музыкотерапевтов нашей страны является композитор и ученый А. Г. Юсфин. Ему удавалось снять приступ астмы у ребенка, меняя ритм музыки от тревожно задыхающегося, как у страдающего астматическим приступом ребенка, до более спокойного. Таким же ровным становилось дыхание ребенка.
Он обнаружил, что мелодии, сыгранные беременной женщине, после рождения ребенок узнает и особо выделяет.
143
Специалисты по музыкотерапии отрицают два распространенных предрассудка. Один из них состоит в том, что для успеха музыкотерапии от пациента требуются специальные музыкальные способности. Другое — о преимуществе одного метода музыкотерапии перед другими. Оба эти положения неверны.
Музыка использовалась в медицине Китая уже много веков назад. Музыкотерапия Китая — проявление гениальности древней цивилизации. Музыка была неотъемлемой частью жизни, философской и религиозной картины мира на протяжении тысячелетий.
Философия Китая связывает музыку и здоровье на основе теории Инь-Янь и 5 элементов, задача врача — выявить энергетические диспропорции и восстановить равновесие, соответствуя теории 5 элементов, музыка может лечить, влиять на работу различных органов, воплощая связанные с ними эмоции.
Каждому элементу по концепции 5 элементов соответствует тон и инструмент.
Есть уникальный документ, созданный во II веке до новой эры, в нем ставится диагноз по восприятию инструмента:
пациент боится звука дерева, а не звука колокола, — врач делает вывод о блокаде энергии в меридиане желудка.
В начале XX века начато изучение действия музыки на человека. Одним из первых был Бехтерев, отметивший воздействие ритма.
Механизмы воздействия музыки сложны — она воздействует на различных уровнях.
Существует воздействие на уровне сознания в виде образов.Музыка вызывает эмоциональный ответ.
Существует физиологический тип реакции на уровне органов (изменения в центральной нервной системе, в железах внутренней секреции, в органах и системах). Обнаружено также воздействие музыки на тканевом, клеточном уровне.
Действующие факторы музыки изучены в психологических и физиологических методиках.