Стабилизация звукового образа: больше «присутствия» (presence).
После нескольких лет борьбы с шумами с помощью компрессоров, люди обнаружили также, что звук, при обработке его компрессором, становится также более приближенным, «присутствующим». Понижая уровень пиков сигнала, компрессор/лимитер также стабилизирует звуковой образ между динамиками. Звуки действительно прыгают вверх-вниз по громкости, как это показывает нам индикатор. Когда таким образом колеблются несколько звуков, их скачки становятся особенно хаотичными. Компрессор/лимитер стабилизирует, или смягчает скачки громкости звука. Компрессированный звук не меняется сильно по громкости, позволяя нам лучше сфокусироваться на нем. Таким образом, звук кажется чище и более «присутствующим» в миксе.
Обычно, чем насыщеннее микс (больше разных инструментов, больше извлекаемых звуков), тем больше звуков в нем компрессируется. Это делается из-за того, что, чем больше одновременных звуков, тем больше хаоса. Стабилизируя отдельные звуки, мы, тем самым, делаем микс чище.
Как только звук стабилизирован (по громкости), вы можете увеличить общую громкость, приблизив тем самым звук к себе. Так обычно и делают на коммерческом радио и телевидении, заставляя что-нибудь звучать громче и захватывая ваше внимание. В этом причина надоедливости коммерческого радио и телевидения, но здорово, когда речь идет о соло-гитаре или другом инструменте, который должен звучать в миксе максимально «приближенно».
Все это также срабатывает, когда нужно поместить звук на задний план. Проблема в том, что, когда мы понижаем громкость звука, он может легко затеряться (замаскирован) другими звуками микса, особенно, если громкость звука сильно меняется. Таким образом, в этом случае звук обычно подвергается серьезной стабилизации компрессором. После этого громкость звука можно смело понижать, не боясь его потерять.
ЗАМЕТЬТЕ: Лучшее соотношение сигнал/шум достигается компрессированием сигнала во время записи на мультитрековый магнитофон. Как бы то ни было, многие инженеры также компрессируют законченный микс, для достижения еще большей стабилизации.
Сильная или мягкая атака.
Кроме уменьшения шумов и увеличения «присутствия» компрессор также делает атаку звука острее. Так как вы понижаете уровень громкой части сигнала, звук достигает своего максимума гораздо быстрее.
Звуки с короткой и острой атакой гораздо более плотные, энергичные, отчетливые, под них особенно хорошо танцевать. С другой стороны, высококачественный, быстрый компрессор может помочь сгладить острые «пики» атаки звука, делая его мягче. Хороший компрессор может сгладить острое звучание гитары.
Больше продолжительности (от англ., sustain, сустэйн)
Компрессор/лимитер также используется для увеличения продолжительности сжатия сигнала. Особенно гитарного. Точно так же, как он обычно используется для уменьшения острых пиков сигнала и увеличения его выше уровня шума, он может быть использован для уменьшения уровня громких частей гитарных партий, так что громкость гитары можно увеличить относительно остального микса. Сустэйн особенно полезен во время получения обратной связи (фидбэк), когда гитару держат непосредственно перед динамиком усилителя.
Компрессоры иногда используются точно таким же образом для увеличения сустэйна прерывистых звуков (цимбалы). Звуки кажутся звучащими дольше обычного. Как бы то ни было, компрессирование томов и цимбал понижает общий уровень их громкости. Тем не менее, в зависимости от ваших музыкальных вкусов или проекта, над которым вы работаете, вы можете попробовать так сделать.
Уменьшение резонанса.
Последняя функция компрессора/лимитера состоит в том, что он уменьшает резонансы в звуке. Резонансы возникают в двух местах инструментов: в пустотных телах и в материалах. Когда пустотное тело (такое, как корпус акустической гитары) имеет две параллельные стенки, это резко увеличивает громкость звучания некоторых (резонансных) частот. Материалы (такие, как гриф бас гитары) также резонируют подобным образом на некоторых частотах.
Рис. 57. Кривая, показывающая резонансные частоты.
Исходя из сказанного, некоторые ноты на инструментах будут извлекаться громче, чем остальные. И применение компрессора/лимитера позволяет уменьшать громкость этих резонансов.
Рис. 58. Уменьшение резонанса.
В этом причина того, почему компрессоры часто используются совместно с резонирующими инструментами, такими, как бас-гитара, акустическая гитара и вокал.
Компрессор/лимитер: настройка.
Большинство компрессоров/лимитеров имеют две основные ручки управления, более известные как порог (threshold) и соотношение (ratio). На некоторых приборах порог также именуется как «trigger gain», «input» или «compression».
Установка соотношения.
Вращая ручку соотношения (ratio) мы показываем, насколько (в процентах) будет уменьшен уровень сигнала, когда он достигнет порогового уровня. Например, если звук достигает уровня 10dB выше порогового, и соотношение выставлено как 2:1, это означает, что он будет уменьшен на 5dB. Если звук на 30dB выше выставленного уровня, то он будет уменьшен до 15dB. Обычно соотношение можно менять в пределах от 2:1 до «бесконечность»:1.
Схемы особенно эффективны для объяснения функционирования ручек «порог» и «соотношение» компрессора. Так как громкость показывается как функция, помещающая звук вперед-назад, сфера на диаграмме также будет перемещаться вперед-назад, согласно колебаниям стрелки индикатора громкости. Сфера будет перемещаться вперед и упираться в порог.
Рис. 59. Звук, врезающийся в порог компрессора/лимитера
Разница между компрессором и лимитером в том, что лимитер окончательно отсекает уровень сигнала, выше порогового. Проблема в том, что отсеченный таким образом звук звучит ненатурально. Он звучит «расплющено». Компрессор позволяет сигналу немного подниматься над пороговым уровнем. Если мы установим соотношение 2:1, то это будет выглядеть так:
Рис. 60. Соотношение 2:1 на компрессоре/лимитере
Можно начать с соотношения 4:1, это довольно серьезно понизит громкость пиков, но звук не будет «расплющенным». Вы можете устанавливать соотношение как угодно, но большинство людей не слыша четкую разницу между ними, так что, пока вы не научитесь, можно начать с 4:1.
Установка порога.
Чем ниже установлен порог на компрессоре/лимитере, тем больше снижается громкость звука. Все больше огоньков на индикаторе «gain reduction» компрессора будет загораться, показывая снижение уровня громкости в каждый момент. Когда устанавливаете порог, не смотрите на ручку, лучше смотрите на индикатор «gain reduction», поскольку порог непосредственно влияет на понижение уровня сигнала. Поворачивайте ручку регулировки порога до тех пор, пока не получите максимум уменьшения сигнала громкости в 6 dB. Когда вы крутите ручку регулировки порога в этом направлении, вы уменьшаете громкость и «сплющиваете», прижимаете звук.
Тем не менее, для некоторых инструментов, таких как солирующая гитара, перкуссия и особенно динамичного кричащего вокала обычно устанавливают порог в 10 dB. Бэк вокал обычно тоже компрессируют на 10 dB максимум.
Итак, как только вы научитесь различать нюансы в различных установках компрессора, вы можете устанавливать порог и соотношение так, как хотите, добиваясь определенного звучания музыки. А пока устанавливайте соотношение 4:1 и порог в 6dB.
Насколько сильно компрессировать?
Существуют два основных фактора (и несколько побочных), которые определяют, насколько сильно нужно компрессировать. Первая – чем больше инструментов и нот у вас в миксе, тем больше нужно компрессировать каждый, иначе микс станет хаотичным и слишком плотным. Второй определяющий фактор – музыкальный стиль. Некоторые стили, например поп – обычно компрессируются больше.
Вы также можете использовать компрессор/лимитер на некоторых звуках как спецэффект. Сильная компрессия и лимитирование сильно приближают звук – почти что помещая его вам в уши.
НОЙСГЕЙТЫ (от англ., noise gate, noise – шум, gate – ворота, дверь; шумоподавитель)
Действуя подобно компрессору/лимитеру, нойсгейт уменьшает громкость сигнала (поэтому компрессор/лимитер и нойсгейт часто помещаются в одно устройство). Разница между ними в том, что компрессор уменьшает громкость сигнала выше определенного уровня, а нойсгейт выключает сигнал, когда он падает ниже определенного уровня.
Рис. 61. Выключаемый нойсгейтом звук ниже определенного уровня.
Нойсгейты имеют три основные функции: избавление от шума, избавление от утечек сигнала и уменьшение продолжительности звука.
Искоренение шума.
Первая функция нойсгейта – избавление от шума, свиста, и прочих надоедающих вещей, имеющих малую громкость. Надо заметить, что нойсгейт избавляет от посторонних шумов, только пока сигнал не звучит. Нойсгейт не избавляет от шумов во время звучания основного сигнала, но обычно вы не слышите негромкого шума, когда звучит основной сигнал. Например, одна из функций нойсгейта – борьба с шумом усилителя, когда электрогитара не играет. Предположим, вы выставили громкость усилителя на «11» с большим уровнем перегрузки (distortion). Когда гитара не играет, усилитель будет выдавать сильно шумящий звук (когда гитара играет, шума вы не слышите, потому что гитара достаточно громка). Отрегулируйте нойсгейт, попросив гитариста взять ноту, пока она не начнет затухать. Так вы избавитесь от постороннего шума. Порог нойсгейта должен быть установлен достаточно низко, чтобы позволять нотам затухать и, в то же время, чтобы отсекать посторонние шумы. Так посторонние шумы исчезнут, даже когда гитарист не играет.
Рис. 62. Нойсгейт на гитарном звуке.
При этом важно ничего не потерять в гитарном звуке. Это означает, что когда музыкант играет тихую ноту, нойсгейт просто отсечет ее часть. Нойсгейт также используется для избавления от шумов ленты, шумов дешевых приборов, собак и детей (шутка).
Искоренение утечки.
Кроме этого, обычно нойсгейт используется для избавления «утечки» звучания других инструментов в комнате. Когда микрофон придвинут к инструменту, его звучание будет самым громким. Таким образом, можно легко установить порог нойсгейта так, чтобы звуки других инструментов не проникали через этот микрофон.
Рис. 63. Нойсгейт. Установка порога между звуком и «утечкой».
Очевидное преимущество такой изоляции звука состоит в увеличении индивидуального контроля над громкостью, эквализацией, панорамированием, эффектами. Как только звук изолирован с помощью нойсгейта, все изменения и манипуляции, которые вы совершаете с этим треком, будут касаться только его. Гейт особенно эффективен на барабанной установке для изоляции каждого барабана. Это особенно важно для дробного барабана, когда у вас много ревера. Без нойсгейта вы также наложите реверб на хай-хэт. Другое преимущество изоляции в том, что она помогает бороться с противофазой. (мы обсудим это позже).
Что особенно важно, устраняя утечку, вы начинаете слышать звук только из одного источника (микрофона). Получается такой эффект, как если бы инструмент располагался в определенной конкретной точке между динамиками вместо стереоспреда (от англ., - stereo spread; переполнение стерео базы, вызывая, тем самым, эффект противофазы). Представьте себе, что вы снимаете одним микрофоном звук хай-хэта установки, а другим – звук рабочего барабана. Помимо самого хай-хэта, первый микрофон будет также снимать звук рабочего (дробного) барабана, а во второй будет проникать утечка звука хай-хэта. Если после этого хай-хэт панорамируется в одну сторону, а звук рабочего барабана (с утечкой звука хай-хэта) остается в центре, мы получим стереоспрэд хай-хэта между динамиками, вместо ясной и четкой фокусировки. При использовании нойсгейта для устранения утечки звука хай-хэта, возможно получение ясное и чистое звучание в любом месте панорамы микса.
Бывают ситуации, когда необходимо использование эффекта стерео. При этом вы не ставите второй микрофон на другой инструмент, вы ставите два микрофона на запись одного и того же инструмента. В этом случае редко бывает, что индивидуальный звук каждого барабана расширяется до стерео. Отрывистые звуки слишком громоздкие для записи или микширования в стерео.