Как пользоваться квинтовым кругом.
Если пользоваться кругом как инструментом на бумаге, то всё просто. Вспомним для начала буквенные обозначения нот: Ля=A, Си=B, До=C, Ре=D, Ми=E, Фа=F, Соль=G. Теперь, что касается самого круга: Внешний чёрно-белый слой указывает на знаки при ключе. Внешний цветной слой указывает на ноту, являющуюся тоникой соответствующей мажорный тональности. Внутренний цветной слой указывает параллельные им минорные тональности. При рассмотрении всех слоёв вместе, для любой искомой нами тональности видно, сколько в ней знаков, какие это знаки (бемоли или диезы) и перед какими нотами знаки стоят. Если же в ячейке находится две ноты, вместо одной, как в 3х нижних секторах (на клавиатуре вы увидите, что это одна и та же клавиша), то, если перед нотой стоит бемоль (♭), то искомая вами тональность бемольная, если же перед нотой диез (♯), тональность диезная.
1.4.2 Как запомнить квинтовый круг*.
К прочтению не обязательно! Если же вы хотите запомнить этот круг, то стоит учитывать в нём несколько интересных закономерностей.
Вне квинтового круга (см. Рис.15) стрелками указаны направления шагов в одну (чистую) квинту (ч5) (оттуда и название “квинтовый круг”): по часовой стрелке – строим от соответствующих нот квинты вверх, а против часовой – вниз. (Интервалы описаны в 4-й главе «Сольфеджио I часть»). Например, верхняя нота квинты от “До” – это “Соль”, а если построить квинту вниз от “До”, мы получим “Фа”.
Итак. В верхнем секторе (на 12 часов) расположены тональности без знаков (“До-мажор”/”Ля-минор”). Теперь для каждого квинтового шага вверх (по часовой стрелке) от “До” (“До”→”Соль”→”Ре” и т.д.) мы добавляем по одному диезу, а для каждого квинтового шага вниз (против часовой стрелки) от “До” (“До”→”Фа”→”Си♭” и т.д.) мы добавляем по одному бемолю).
При этом диезы последовательно добавляются в порядке Фа-До-Соль-Ре-Ля-Ми-Си. Эту последовательность надо выучить наизусть, и легче всего это сделать в виде стиха: «Фа-До-Соль-Ре-Ля-Ми-Си – Села кошка на такси!» В бемольных тональностях, что интересно, знаки прибавляются с точностью да наоборот: Си-Ми-Ля-Ре-Соль-До-Фа. Данную последовательность тоже можно легко запомнить с помощью глубокомысленной рифмы: «Си-Ми-Ля-Ре-Соль-До-Фа – В гости к нам пришла дрофа!»
То есть, построив квинту вверх от “До” (“До-мажор” без знаков), мы получаем “Соль”. Значит у “Соль-мажора” при ключе “Фа♯”. Квинта от “Соль” даёт “Ре”. “Ре-мажор” имеет при ключе “Фа♯” и “До♯” и т.д.
Квинта от “До” вниз даст нам “Фа”. “Фа-мажор” имеет “Си♭”. Далее квинта от “Фа” вниз даёт этот же самый “Си♭”. “Си♭-мажор” имеет “Си♭” и “Ми♭”. Квинта от “Си♭” вниз даёт “Ми♭”. Видите закономерность? Да, всё правильно, она тут есть.
Как видно по квинтовому кругу, тот же самый принцип работает и с минорными тональностями, только точка отсчёта не “До-мажор”, а “Ля-минор”.
Понимание квинтового круга может значительно облегчить ориентирование в тональностях, а также в нотах и музыкальных произведениях в целом. Если, к примеру, мы знаем количество знаков, то мгновенно сможем их назвать.
Гамма.
Гамма – это восходящая и/или нисходящая последовательность нот звукоряда. [Чаще всего слова “гамма”, “лад” и “звукоряд” ставят в один синонимичный ряд. Звукоряд – это сам по себе ряд звуков (мы говорим о диатоническом семиступенчатом звукоряде). Слово “лад” указывает на разновидность звукоряда, то, каким именно образом ноты “ладят” между собой, какую эмоцию этот звукоряд способен вызвать своим оттенком звучания (мажор, минор и т.д.).] В случае с понятием “гамма” акцент ставится именно на слове “последовательность”. Можно часто слышать словосочетание “играть гаммы”.
Рис.16 Однооктавные гаммы "До-мажор", "Соль-мажор" и "Фа-мажор" с обозначением соответствующих ступеней.
Гаммой обычно называют звукоряд в пределах одной октавы, однако гамма может распространяться и на соседние октавы и далее. В соответствии с этим я буду их называть “однооктавные”, “двухоктавные” и т.д. Сами гаммы также именуются в честь соответствующих тональностей, на которых они основаны. На рисунке 16 изображены в восходящем/нисходящем виде однооктавные гаммы “До-мажор”, “Соль-мажор” и “Фа-мажор” (см. Рис.16).
Для музыканта играть гаммы жизненно необходимо, так как они помогают развить моторику и беглость пальцев, постановку руки, а также выработки правильного звукоизвлечения на инструменте. Помимо этого практика игры гамм (да, нудные, рутинные тренировки никто не любит) помогает более глубокому оседанию в голове звучания ладов, а также многократно увеличивает шансы усвоения звукозависимости ладовых ступеней на уровне ощущений. В конце концов, тренировка гамм приведёт вас к тому, что ваши пальцы будут находить нужную аппликатуру (то, каким пальцем куда надо нажимать) автоматически.
Если играть на фортепиано обеими руками, это помогает развить синхронность, внимание и координацию. Здесь я затрону эту тему лишь вкратце. А более подробно об аппликатуре я со временем составлю отдельный пост.
Начнём с нумерации пальцев обеих рук (см. Рис.17).
Рис.17 Нумерация пальцев обеих рук.
Суть в том, чтобы обе руки могли двигаться плавно по всей области звукоряда (или клавиш фортепиано). Для игры на фисгармонии достаточно развития лишь правой руки. Для достижения плавного хода используется:
- Для правой руки подкладывание первого (большого!) пальца при движении вверх по звукоряду и перенос пальцев при движении вниз.
- Для левой руки, наоборот, при движении вверх используется перенос, а вниз - подкладывание.
Возьмём для примера однооктавную версию гаммы “До-мажор” (см. Рис.18). Это самая основная гамма, так как “До-мажор” – это бездиезная тональность, располагающаяся исключительно на белых клавишах фортепиано.
Рис.18 Аппликатура обеих рук однооктавной гаммы "До-мажор". Правая рука – верхняя линеечка, а левая рука – нижняя.
Мы видим, что в правой руке вверх по звукоряду нота “Ми” играется третьим пальцем, затем происходит подкладывание первого пальца на ноту “Фа”. Затем вниз по звукоряду, после “Фа” первым пальцем мы переносим пальцы и играем “Ми” третьим. Мы видим также, что в левой руке вверх по звукоряду нота “Соль” играется первым пальцем, затем происходит перенос пальцев на ноту “Ля”. Затем вниз по звукоряду, после “Ля” третьим пальцем мы подкладываем первый палец и играем “Ми” первым. Далее приведу несколько примеров нот двухоктавных гамм
(см. Рис.19).
Рис.19 Аппликатура обеих рук для двухоктавных гамм "До-мажор", "Соль-мажор" и "Ре-мажор".
Изучите аппликатуру всех трёх гамм. Обратите внимание, что подкладывания первого пальца, а также переносы пальцев располагаются в одних и тех же местах с точки зрения ступеней соответствующих тональностей (именно ступеней, не нот).