Основные обозначения на нотоносце
Рассмотрим элементы нотоносца на примере мелодии Прабхупады (см. Рис.22).
Рис.22 1 – ключ; 2 – размер; 3 – расположение нот; 4 – тактовая черта, 5,6 – реприза (знаки повторения);
7 – конец; 8,9 – разные окончания; 10 – текст песни.
1. Скрипичный ключ ставится в начале каждой строки нотоносца. 2. Размер ставится только в начале произведения или, если он в течение произведения меняется, то с момента действия нового размера. 3. Напомним, что ноты располагаются по высоте. Чем выше нота, тем выше она располагается на линеечках. 4.Тактовая черта ограничивает такт с двух сторон. Длина одного такта соответствует указанному в начале размеру. 5 и 6. Двойные чёрточки с двумя точками, направленными внутрь определённой фразы, части музыкального произведения, называются репризой. Они обозначают, что фраза или часть мелодии, находящаяся в их пределах, повторяется. [Это актуально в случае мелодий Харе Кришна, которые зачастую состоят из нескольких частей. Каждую из этих частей мы повторяем некоторое количество раз, прежде чем переходим на следующую.] 7. Двойная черта, где одна черта жирная, обозначает конец произведения. [Существует также двойная черта без жирной черты. Такая двойная черта обозначает конец части мелодии. Например, если у мелодии при повторении используется одно окончание (см. пункты 8 и 9), а при переходе на другую, – другое окончание, то в конце ставится нежирная двойная черта. А уже со следующей строки начинается следующая часть, обрамлённая репризами. Со временем вы столкнётесь с такими примерами.] 8 и 9. 8 – это первое окончание. Если часть мелодии повторяется, то используется первое окончание. Как только музыкант закончил повторять эту часть, что в самый последний раз её (этой части) исполнения вместо первого окончания играется 9 – второе окончание, которое либо является промежуточным звеном для перехода на следующую часть (тогда используется нежирная двойная черта) либо окончанием произведения (тогда используется жирная двойная черта). Окончания обозначаются длинной чертой над соответствующими тактами с указанием номера окончания. 10. Текст песни/бхаджана/маха-мантры. Если, к примеру, мелодический ход и на “Харе Кришна” часть и на “Харе Рама” часть повторяется, то под мелодией пишется два ряда слов – один на Харе Кришна, другой на Харе Рама. Касательно бхаджанов: если на какие-то куплеты мелодия повторяется, то слова разные ряды будут соответствовать разным куплетам.
Упражнение: Потренируйтесь на примере нот мелодии Прабхупады, используя
рисунок 17, чтобы на практике разобраться в обозначениях.
Адаптация
Этот подраздел может быть слегка сложен для понимания, но моменты, описываемые здесь, важно учитывать.
Тал
В моей статье “Тал. Ритм в вайшнавской музыке.” можно подробнее ознакомиться с темой тала (ритма в индийской музыке). Здесь я затрону эту тему лишь вкратце.
Киртаны в ИСККОН поются на различные талы (ритмические структуры). Тал в индийской музыке – это понятие схожее с размером в западной музыке, но гораздо более сложное в своём определении. Среди используемых в киртане талов наиболее распространён кахарва-тал. Часто также используется дадра-тал, например, при пении бхаджана Шри Дамодараштака”. Также используются кемпта-тал, рупак-тал и так далее. Так как тал можно записать в западных нотах по-разному, следует объяснить, каким образом это делаю я.
а) Кахарва-тал
Рис.23 Структура кахарва-тала, а также основные мантры Каратал и Мриданги на кахарва-тал.
Кахарва-тал имеет восьми-дольный цикл (авартан). Матры (доли) в этом тале обычно считают: “раз-два-три-четыре-пять-шесть-семь-восемь”. Так как размер 4/4 (четыре четверти) читается на “раз-и-два-и-три-и-четыре-и”, что по сути образует восемь коротких долей, то я решил записывать кахарва-тал в размере 4/4. При этом полный цикл тала соответствует одному такту размера 4/4 (см. Рис.24). Было бы, конечно, логичнее использовать размер 8/8, но этот размер очень редко используется музыкантами. К тому же мы знаем из курса математики, что 8/8=4/4=2/2=1.
Рис.24 Размер 4/4 и кахарва-тал.
б) Дадра-тал
Рис.25 Структура дадра-тала, а также основные мантры Каратал и Мриданги на дадра-тал.
Дадра-тал имеет шести-дольный цикл. Матры читаются: “раз-два-три-четыре-пять-шесть”. Дадра-тал я записываю в размере 6/8, который тоже читается “раз-два-три-четыре-пять-шесть” (см. Рис.26). Размер 3/4, который читается “раз-и-два-и-три-и” не очень подходит для записи дадра-тала в нотах в силу особой внутренней структуры (расположения сам и кхали) последнего.
Рис.26 Размер 6/8 и дадра-тал.
в)Другие талы опишу по мере необходимости.
Октавы
Я буду часто писать ноты, где будет две параллельные нотных строки: одна – строка голоса, вторая – строка фисгармонии.
В строке для голоса под нотами в первой октаве на нотоносце, я буду подразумевать малую октаву (смещение на одну октаву вниз), под малой – большую, под второй – первую и т.д., так как малая октава – это основная “рабочая” октава для мужчин. Конвенциональная запись потребовала бы слишком много дополнительных линеечек, что вызвало бы дискомфорт у читателей. Женщинам не надо ничего смещать: для них первая – это первая, малая – это малая и т.д.
В строке для фисгармонии смещение на октаву вниз относится и к мужчинам и к женщинам, так как, в отличие от фортепиано, где центральной является первая октава, на фисгармонии центральной является малая октава (в обозначении на фисгармонии она называется средней). А также фисгармония одинакова для всех :).
3.9 Более сложные разновидности длительностей нот*
Обычным, описанным выше тривиальным делением на 2, разумеется, ритмика музыки не ограничивается. Для разнообразия в музыке также существуют длительности и посложнее. Рассмотрим некоторые из них: