Эмоциональное восприятие поля
Воздействие поля дает дополнительную информацию. От композиции на поле может веять радостью или пустотой, агрессией или скудостью, трагедией или уверенностью в завтрашнем дне. Воздействовать могут также отдельные участки поля. Они могут притягивать внимание по непонятной причине, и такой участок может оказаться наиболее значимым, информационным, ключевым.
По эмоциональному состоянию в конце сеанса можно судить о том, насколько успешно завершена работа. Положительное воздействие песочного поля говорит о том, что человек гармонизировался со своим собственным миром.
Песочные сюжеты буквально рассказывают вам о самих себе. Можно докопаться до странных перипетий и парадоксов. Кажется, хочешь одного, а подсознание говорит, что хочется совсем другого. Чего же тебе хочется, что тебя так тревожит? Ответы есть. Послушай песок. Он расскажет тебе чудесную историю. Таинственную и прекрасную. Работая с песком, погружая в него руки, человек становится провидцем, а песок — очевидцем. В диалоге с самим собой человек достигает договоренности о гармонии, любви и дружбе. Вечные ценности, закрытые слоями повседневной суеты, стучат изнутри, прорываются наружу, хотят быть видимыми, значимыми, ведущими.
Иногда, после полученной информации, человек убирает с поля все фигурки и не просто переделывает ландшафт, а сначала мнет и перемешивает песок, испытывая при этом такие сильные эмоции, что начинает громко смеяться, восклицать, и сердце его бьется так сильно, что готово вырваться из грудной клетки. После построения новой композиции у него возникают радостные чувства от полученных возможностей.
Некоторые люди, наоборот, разглаживают поле и получают покой и умиротворение.
Пережив такие сильные эмоции, человек научается понимать то, к чему он временно потерял доступ. Открытые эмоции дают челове-
Эмоциональное восприятие поля
ку уверенность в себе. А что произошло? Ничего особенного. Просто модель поведения получила обновление. И разрешение на дальнейшие перемены. Мы не можем не меняться. Это самое лучшее понимание происходящего. Если мы отстали от самих себя, жизнь тут же подсунет ситуацию, на которую нужно реагировать и разбираться с ней не так, как раньше. Более мудро, более грамотно, или менее эмоционально, или менее упрямо. Принимая во внимание мнение окружающих или, наоборот, отстаивая свое, подтверждая свое уважение или утверждая свою значимость, можно выбирать различные способы. И эти способы соответствуют не только возрасту, но и духовной зрелости человека, его эмоциональной грамотности, мудрому взаимодействию с миром. Эмоции, проявленные и непроявленные, словно ориентир, показывают нам, насколько мы продвинулись вперед в своем совершенстве, развитии, в своих личных достижениях. Принятие себя в своем эмоциональном несовершенстве также становится шагом к примирению с собой и окружающими людьми. Ибо, приняв себя безусловно и без претензий, мы автоматически так же начинаем относиться к другим людям, принимая их достоинства и недостоинства.
Эмоциональное восприятие поля и эмоциональное воздействие становятся критерием работы в песочной терапии. Указывают направление работы и определяют завершенность сеанса.
ЭНЕРГЕТИКА ПЕСОЧНОЙ КАРТИНЫ
После завершения работы по созданию песочной страны можно заметить, что картина, выстроенная на песочном поле, производит некоторое впечатление. Это и есть энергетическое воздействие. Это восприятие не зависит от того, нравится или не нравится вам выполненная композиция. Но воздействие песочного поля таково, словно от композиции исходит излучение. Это может быть какая-то колючесть или напряжение, или, наоборот, любование. Может быть ощущение пустоты или безысходности, дрожи или вибрации, головокружения или полета. Это дополнительная информация, которая может служить критерием работы, как в начале, так и в конце сеанса. После изменений на песочном поле ощущается гармония и покой не только у клиента, но и у психотерапевта. Ощущения могут служить компасом, указывающим, в каком направлении человеку продвигаться. Только не надо пугать клиента своими ощущениями; расспросите, что он сам чувствует. По всей вероятности, ваши впечатления совпадут. А если нет, все равно следует двигаться за ощущениями клиента. На песке — его произведение, его мысли и чувства, его путь. И путь этот может отличаться от той правильности, которая есть у психолога. Так что чем больше будет задано вопросов, тем больше будет получено ответов. И ответы эти являются частной территорией клиента, которая охраняется его собственным сердцем, его приватными правилами. Энергетика песочной картины исходит от выбранного цвета. Соответственно, гармоничное сочетание цвета окажет приятное воздействие. Дисгармония цвета вызовет противоположное ощущение. Расположение фигурок на поле также несет свою энергетику. Фигурки могут быть выстроены рядами, как солдаты на параде, а могут быть хаотично брошены по всему полю. Законченная композиция создает некое впечатление. По нашим предположениям, именно такое впечатление вызывает человек у окружающих людей.
Энергетическое поле как бы идет впереди человека. И какими бы словами он ни прикрывался, как бы ни старался улыбаться, его внутреннее состояние повлияет на отношение к нему со стороны окружающих людей. Он в своей маске приличия будет недоумевать, по-
: Энергетика песочной картины
чему к нему относятся не так, как он себя представляет, каким себя |выдает. Посещая впервые сеанс песочной терапии, человек старается выставить самые симпатичные фигурки. В этом состоит его стратегия выдавать себя за человека, у которого все хорошо, хотя он понимает, что хорошо далеко не все. На втором сеансе люди ведут себя уже по-другому. Потому что понимают, что от себя не скроешься, не убежишь. И лучше быть искренним с самим собой, что позволит разобраться в проблематичной ситуации.
Может получиться так, что при общем положительном ощущении какой-то участок песочного поля вызывает дискомфорт. И фигурки будут стоять хорошие и место хорошее, но излучение, исходящее от такого участка, будет настораживать, притягивать, волновать. Такие участки будут самыми значимыми. С ними и нужно разобраться. Обратив внимание клиента на такое место, нужно мягко и настойчиво задавать вопросы по поводу того, что значат для него эти предметы в контексте с полем. Какие эмоции, ощущения у него вызывают эти фигурки. Каково их значение и назначение. Кодировка в приятных фигурках негативного ощущения может оказаться сильным внутренним конфликтом, желанием спрятаться за красивую ширму. Неприятные моменты не просто вытеснены, а искажены в подсознании и могут выходить на внешний план болезненными, невротическими, навязчивыми или другими проявлениями.
Часть пятан
\ц(ргетика песочной картины,
На фотографии на с. 81 человек стоит внизу около озера у подножия горы. Работа называется «Отдых». На фотографии на с. 82 вверху человек поднимается на вершину горы и видит пустое будущее, которое от него было закрыто травой. На наш вопрос: «Какое место на песочном поле вызывает напряжение?» — автор композиции показывает на пустой правый верхний угол. Несомненно, что так оно и есть. Будущее без цели, пустое — это фактически отсутствие будущего. Поэтому между настоящим и будущим поставлена трава, чтобы Не замечать, что там, в будущем ничего нет. И вроде бы все в порядке. Если никуда не всматриваться, ничего не замечать. Когда человек поднялся на гору, его взгляд оказался выше преграды, и он смог увидеть, ^то происходит в его поле.
На следующем сеансе, результат которого мы видим на фотографии на с. 82 внизу, была проделана колоссальная работа по заполнению песочного пространства. Человек сам вел себя по песочному Полю. Он выстроил свой путь от малых достижений к большим. По Дороге поставил разных людей, с которыми ему надо будет общаться. И его цели увеличивались по мере приобретения опыта.
Часть пятая
Ыергетика песочной картины 8 5
f Эта работа производит впечатление колоссальной энергии, восхищения и восторга. Но несколько участков в поле вызывают диссонанс по сравнению с общим восторженным ощущением. Это пустота верхнеголевого угла, связанного со значимой женщиной.
В правой стороне дико ржущая лошадь, как бы высмеивающая все ЭТО. И горилла, которая общается с коровой. Все в этой композиции .парное, и вдруг обнаруживается персонаж без пары. Гориллой оказалась автор композиции. То есть в этой работе существующее положение вещей в жизни женщины не совпадает с предложенной мировой гармонией, заключенной в парности. Она выпадает из собственного контекста жизненных взаимоотношений.
От этой композиции веет тоской и одиночеством. Излучение идет не от пустоты. Пустота вовсе не является признаком такого ощущения. От пустого поля с одной фигуркой может исходить ощущение космического состояния и гармонии. Созерцая такие работы, ощущаешь энергию силы, способность человека все впустить в себя и все отпустить. (См. фотографию на с. 86 вверху.)
Часть пятая
Энергетика поля имеет сильное воздействие и чтобы собрать неуправляемую энергетику или восстановить ослабленную, психолог должен сам быть в ресурсном, сильном состоянии. Поняв причины произошедшего с человеком, которые довели его до такого энергетического развала, психотерапевт может обнаружить некоторые несоответствия с личными нормами и правилами. Его задача — найти в клиенте его собственные человеческие правила.
г
ррожить жизнь
НА ПЕСОЧНОМ ПОЛЕ
Добрые дела совершаются не собственным старанием, а смиренномудрием перед Богом.
Иоанн Лествичник
На песочном поле мы можем наблюдать отражение картины мира человека, составляющего песочную композицию. Его чувственные, мыслительные, деловые стратегии. Стратегии можно утвердить и отменить, создав новые, которые более совпадут с актуальными потребностями в данном периоде. Часто голос подсознания участвует в выборе реакций или действий. Более значимыми программами являются непрожитые желания родителей, агитация правительства, героиче-
Часть пятин
ские подвиги литературных героев, школьные предметы. Начинается борьба между внутренним запросом и внешними обстоятельствами. Иногда даже невозможно понять, что главное, а что попутное. На поле очень хорошо видно, что сейчас важно, и как бы ни прятал это главное человек в свои глубинные недра, эталоном будет то, что прорицают мудрецы. И никакое социальное достижение не сравнится с достижением души.
Девушка Л. спросила: «А можно сделать остров?» И принялась очень активно заполнять песочное поле, предварительно переместив песок в одну сторону, открыв голубое океаническое дно. Больше она не произнесла ни слова, пока не завершила работу. Когда мы сказали ей, что верхняя часть — ментальная, она фыркнула: «Какой у меня примитивный ум, как у животных». Но я обратила внимание на остров в океане. Что она туда выселила? Ведь именно эту единственную фразу произнесла она: «А можно сделать остров?» Внизу поля выставлены маленькие черепашки. Мы заметили, что этих малышек берут, как символ зарождения чего-то нового. За черепашками «присматривает мудрая лягушка». Голубая дорога из океана чувств ведет к костру, около которого сидят юноша и девушка. (Фотографии на с. 88-89.)
укитъ жизнь на песочном поле
Часть пятая
На поле в центре разместились малышки-черепашки, и одна спешит к источнику, чтобы ее не склевали хищные птицы.
В этой насыщенной работе мы обратили внимание молодого человека на зарытый в песок сундук. С одной стороны около сундука валялись два кувшинчика, символы женщины, с другой стороны в сегодняшнем дне стоял саркофаг. Юноша сказал, что это кораблекрушение и выброшенные на берег сокровища. Мы показали, что в работе есть и другие закрытые зоны. Будущее на картине выстроено открыто и красиво, а прошлое распределено на зоны и изолировано от всех и от автора в том числе. Молодой человек попытался перестроить работу, но это ему не удавалось. В конце концов, он решил, что пусть так все и остается. Мы согласились, что лучше оставить все, как есть. Это самое разумное, потому что если начать перестраивать работу, то нужно будет изменить все, убрать перегородки, переместить сегодняшний день, разобраться с кораблекрушением, вытащить из углов свои чувства, в общем, начать новую жизнь.
Глядя на эту работу, было о чем поговорить. Но главное, что притягивает взор, — это дисбаланс между заполненностью поля и пустотой сегодняшнего дня.
В этой композиции видно, что вся жизнь сосредоточена в верхней ментальной части. Нижняя часть поля пустая.
Автору этой композиции хочется открыть себя со всех сторон, это видно по размещенным в разных частях поля (в ментальной, эмоциональной и действенной) окнам и дверям, и по кораблику, который, по словам клиентки, перемещается от берега к берегу, -«когда мысль носится и туда и сюда, собирай ее воедино».
Часть пятая
Эта женщина сказала, что ей одиноко в жизни. И если мы посмотрим на ее поле, то увидим, что в поле нет ни одного человека, ни одной зверушки. Только остров с камнями и идол в будущем.
Эмоции окружены двойным кольцом, а вся жизнь расставлена по углам.
ожить жизнь на песочном поле
Часть пятин
В работе на с. 93 центр отгорожен от всего забором и спрятан под зонтиком. Автор спряталась и от себя, и от других. По всей вероятности, именно по этой причине будущее остается пустым. Когда клиентка убрала зонтик и заборы, автоматически заполнилось будущее.
Песочное поле — тестовый срез того, что в сегодняшнем дне имеет определенное воздействие. Оно проявляет систему ценностей. Показывает барьеры и препятствия. Поле демонстрирует путь дальнейшего продвижения по жизненному пространству. Песок помогает осознать в настоящем моменте утрату божественного начала и проявления напряженных участков. «Предмет наших духовных поисков находится прямо здесь и сейчас, но из-за наших внутренних барьеров мы большую часть времени не можем его видеть. Некоторые из наших барьеров связаны с нашими привязанностями, а также с негибкостью и страхом, которые эти привязанности порождают. Поскольку мы неспособны радоваться настоящему моменту, мы не можем полностью соединиться со своим жизненно важным источником творчества, любви и вдохновения» (Кристина Гроф). Наши непонятые состояния удерживают нас вдали от наших настоящих целей, от человеческого, космического и божественного.
ЧАСТЬ 6,