Бб. Переряживаются: Москолудство.
Русальи
Игра на музыкальных инструментах, песни и пляски естественно роднятся и связываются с обычаем переряживания, народного маскарада. Последний обычай ведет свое начало из древнейших времен. Обрядное переодевание мужчин в женщин и женщин в мужчин известно было уже у древних семитов, вызывало порицание уже в книгах Ветхого завета; обрядное пере-ряживание и в древнем греко-римском мире составляло непременную принадлежность празднеств, отправлявшихся в честь Диониса, Либера, Сатурна; обычай в пору святок надевать на лица маски и рядиться в разные костюмы и звериные и иные чудовищные образы, издавна распространился и глубоко укоренился и в народном обиходе обитателей средней и северной Европы: «Не пустота ли и не безумие ли, — восклицает в V в. после Р. Хр. Максим Турский, — все, что въ эти дни (январских календ) совершается, когда мужчина, скрывши крепость своихъ силъ, всего себя превращаетъ въ женщину, и такъ старается выдержать принятый видь и въ походкъ, и во всемъ. пове-денш, что какъ будто ему жаль, что онъ мужчина? Не пустота ли и не безумие ли, когда созданные Богомъ люди превращаютъ себя то въ скотовъ, то въ дикихъ зверей, то въ катя либо чудовища?» 2 Подобно тому, в 62-м правиле Трульского собора читаем: «Никакому мужу не одеватися въ женскую одежду, ни жене въ одежду мужу свойственную: не носите личинъ
1 Гильфердинг. Онеш. был. 1288.
2 См. «Воскресное Чтение». 1880 г. № 2.
81
комическихь или сатирическихъ или трагическихъ».1 Сетования духовных писателей, в поучениях и проповедях обличавших народные маскарадные игры, неустанно, но безуспешно раздавались в течение многих веков. Народ не отставал от своих исконных привычек, от любимых святочных увеселений, естественно притянувших к себе деятельность скоморохов. Ряжение и маски были в ходу как у наших скоморохов, так и у западных потешников-жонглеров, сделавшихся в указанных увеселениях народных главными действующими лицами. И те и другие одевались в разные наряды, в которых исполняли род интермедий, бытовых сцен; наряжались в звериные образы, надевали личины, подвязывали бороды, вместо личин, иногда окрашивали себе лица (на западе) или чернили их сажей (в Византии).2 Самое имя «скоморох», вероятно, находится в связи с ряжением, маской: ср. арабское maskharai = смех, насмешка, глум; на западе слово это получило значение: буффон, потешник; mascara (румын.), maskara (чеш.), маскара (серб., хорват., малорусе), maszkara (польск.), отсюда и машкара (русс). Перестановка букв, в особенности в иноземных словах, явление обычное, напр, лира (Leier) в Малой Руси нередко называется рыли или рели, накрачеи (играющие на накрах) в старину нередко назывались наркачеями, гусли яворовыя обыкновенно в былинах именуются яровчатыми, глина в некоторых местах Псковской губернии народом называется гнила так и маскаас На возможность такого производства последнего названия указал уже г. Забелин,3 а подробнее развил эту мысль проф. Веселовский.4
Письменные свидетельства о русских народных маскарадах восходят до XI или XII века: «Москолудство вамъ брат1е
1 См. в Книге Прав. св. Апост. — Названные здесь три рода личин
очевидно заимствованы из древнегреческих драматических представлений,
распадающихся на соответствующие три рода: комедию, сатирову игру и
трагедию.
2 Веселовский. Розыск, в обл. русс. дух. стих. VII. II, 161 и ел.
Домашний быт русских цариц. 440.
4 Розыск, в обл. русс. дух. стих. VII. п, 181—182. Здесь же (стр. 179 и ел.) рассмотрены и некоторые другие предположения относительно производства слова «скоморох».
82
нелепо имети», — поучал архиепископ Лука.1 «Москолудство» производят от маска (=личина) и луда2 (=повязка или платье). Нестор, говоря о народных увеселениях, перечисляет главные их атрибуты: трубы, гусли, скоморохов и русальи. Под именем русалий должно понимать игры, сопряженные с маскарадом (см. ниже стр. 85 и ел.). Маски, которые надевали на свои лица скоморохи и вообще ряженые, носили в России разные названия: личины, обличи я, наличники (в смысле масок, надеваемых на лицо), хари (вероятно, в смысле масок, надеваемых на голову, ср. греч. кара = го лова, серб. [болг. ] харач[ь] = поголовная подать), скураты (ср. scurra [латин. J = шут), машкары (ср. выше) и т. п. Обычай надевать на себя личины очевидно западного происхождения: «Наличники, яко же въ странахъ Латинскихь зле обы-коша, творять, различныя лица себе претворяюще», — говорится в Номоканоне, напечатанном в Киеве в 1624 г.3 В Кормчей (рукоп. XIII в.) маски называются «обличьями игрець и ликъственникъ», т. е. личинами игроков, комедиантов, скоморохов. Царь Иоанн Грозный во время разнузданных пиров своих любил маскироваться и плясать вместе со скоморохами: «Упившись началъ (Иоанн) со скоморохами вь машка-рахь плясатии сущие пируюгше съ нимъ», — пишет князь Курбский, и далее рассказывает, как царь понуждал к тому и князя Репнина, «глаголюще: «Веселись и играй сь нами!» — и взявши м а ш к а р у (по другому списку — личину), класти началъ на лицо его».4 Древние языческие народные обычаи, в известные праздничные дни, именно в пору зимнего поворота солнца, которой соответствуют рождественские святки, водить животных, снабженных символическим значением (коня или кобылицу, козла или козу, медведя и т. п.), в руках скоморохов превратились в маскарадные игры: они изображали козла или козу (ср. повторявшееся в некоторых русских поучениях и постановлениях запрещение Трульского собора [прав. 62]:
1 Русс, достоп. I, 9.
3 Ср. у Нестора: «fit Якунъ слепъ, луда бе у него золотом исткана».
Летопись преп. Нестора по Лаврентьевскому списку 1864 г. (под 1034 г.). —
Дюканж (Glossarium mediae Latinitatis) приводит из одного древнего словаря:
Ludix — vetement de jeu. (См. Русс. Достоп. I, 12, прим.). Упоминаемая
в Патерике Печерском «луда на бесе въ образа ляха» означает личину
или маскарадное платье. (Снегирев. Русс, прост, празд. II, 31).
4 См. у Снегирева. Русс, прост, празд. II, 32.
Сказания. 8f. —Там же: 56, читаем и в Сигизмунде Августе, короле польском, что он надевал на себя «преиепещренныя машкары».
83
«козлогласовая ходити»,1 «козлогласования твори-ти»,2 «ни вь козлогласованш» [образ показати собою ],} и т. п.), «бесовскую кобылку», медведя и т. п. В одной из дополнительных статей к Судебнику (1636 г.) приказывается, чтобы (на святках) с кобылками не ходили и на игрища мирские люди не сходились4. Об этих кобылках упоминается и в других свидетельствах. Так, в грамоте царя Алексея Михайловича (1648 г.) читаем: «Накладываюсь на себя личины и платье скоморошское, межь себя, нарядя басовскую кобылку вод ять», а далее предписывается, чтобы «личинъ на себя не накладывали и кобылокъ бесовскихъ не наряжали», в числе же атрибутов этой скоморошеской потехи называются: «домры, сурны, гудки, гусли, хари и всяие гудебные бъсовсше сосуды».5 Гизель (ум. в 1685 г.) выражается о рождественском народном маскараде так: «Иши лица своя и всю красоту чоловвческую, по образу и по подобно Божно сотворенную, некиими лярвами (larva = личина, маска) или страшилами на Диавольский образъ пристроенными, закрывают., страшаще или утьшающе людий, Творца жь и Зиждителя своего укоряюще».6
Несколько более подробную картину святочных маскарадных игрищ, в которых, разумеется, в старину первенствовали ряженые скоморохи, дает патриарх Иоаким, указом 1684 г. запрещавший бывшие на Москве «скверная и бесовская действа и игрища вь навечерш Рождества Христова». «Тогда, — пишетъ онъ, — ненаказаний мужескаго полу и женскаго, собравься многимъ числомъ, оть старыхъ и молодыхъ, мужи съ женами и девки ходятъ по улицамъ и переулкамъ къ бесноватымъ и бесовскимь песнямъ, сложеннымъ ими, мнопя сквернословия присовокупляютъ, и плясаше творять, на разжение блудныхъ нечистоть и прочихъ грьхопадений, и преображающеся въ неподобная отъ Бога создания, образъ чело-веческий пременяюще, бесовское и кумирское
1 Поучения митроп. Даниила (XVI в.), в Пам. стар. русс. лит. IV, 201.
2 Стоглав. Гл. 93.
3 Соборный приговор 1551. Акты (арк. зкеп.). I, № 232.
* Акты истор. (арх. комм.) Ш, № 92, х.
Иванов. Опис. госуд. арх. 296 и ел. — Ср. Акты истор. (арх. комм.) IV,35.
6 Синопсис, или Краткое описание от различных летописцев о начале славянского народа. 7-е изд. 1785 г. Стр. 49—50.
84
личать, косматые, и иными басовскими ухищреньми содеянные образы надъвающе, плясаньми и прочими ухищреньми православныхъ Xpicтiaн» прельщають; такожъ и по Рождестве Христовъ во 12 днъхъ до Крещешя Господа нашего I. XpicTa таковая жъ бесовская игралища и позорища содеваютъ».1
Современные нам святочные народные маскарады могут служить к пополнению картины старинных скоморошеских пе~ реряживаний. «В Новгороде, — пишет Снегирев, — святки известны под именем окрутников, которые со второго дня праздника Р. Хр. до Богоявления наряженные ходят по городу в те дома, где в знак приглашения ставятся на окнах зажженные свечи, и тешат хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками. В Тихвине о святках снаряжается большая лодка, которая ставится на несколько саней и по улицам везется множеством лошадей, на коих сидят верхом окрутники. Сию лодку занимают под разноцветными флагами свя-точники в разных личинах и нарядах... Во время поезда они поют, играют на разных инструментах и выкидывают разные штуки. Толпы народа провожают их, а зажиточные граждане потчуют их вином и кушаньем»2. Для святочного наряда народ прибегает к самым простым уборам, по большей части употребляется в дело вывороченный тулуп и длинная льняная борода; наряжаются охотно в звериные образы: быками, баранами, козлами, лисицами, медведями и т. п., наряжаются Бабой-Ягой (ведьмой) или чертями. Представляющий черта натягивает на себя что-нибудь косматое, лицо обмазывает сажею, к голове приставляет рога, а в зубы берет горячий уголь. В таких нарядах окрутники бегают по улицам шумными вереницами, пляшут и кривляются, распевают громкие песни и бьют в тазы, заслонки и бубны. (Не такие ли примитивные ударные инструменты подразумеваются в упомянутой выше [стр. 83] царской грамоте, под словами «и всякие гудебные бесовские сосуды»?) Слово окрутник производится от крутить, которое от первоначального значения: завивать, плести — перешло к определению понятий одевать, наряжать3. В таком же смысле и родст-
1 См. у Снегирева. Русс, прост, праздн. I, 37—38.
2 Снегирев. Русс, прост, праздн. II, 33—34.
3 Афанасьев. Поэт, воззр. I, 718; III, 526.
85
венные слова: крута (=наряд), накрутиться (=нарядиться) употребляются и в былинах, напр.: «крута каличья»1, «накрутился молодецъ (Добрыня) скоморошиной».2 (О сценических представлениях и импровизациях ряженых говорится ниже).
Народные маскарады не ограничивались зимней порой, но имели место и весною, около времени наших Троицких святок, которые у западных и отчасти у южных славян именуются русальными святками или русалиями, а у русских непосредственно следуют за праздником воскресения русалки или русалок («русалкин велик день» [малорусе. ] = четверг перед днем св. Троицы = семик [великорусе. ]) и предшествуют проводам русалок, имеющим место в первый день Петрова поста. В комментарии Вальсамона (XII в.) к 62-му правилу Трульского собора русалиями называется запрещенный церковью (языческий) праздник после Пасхи. По свидетельству греческого писателя Дмитрия Хоматиона (XIII в.) праздник русалий, «по древнему обычаю», отправлялся (в местности, соответствующей нынешней южной Болгарии) на неделе, следовавшей за Троицыным днем, и ознаменовывался хождением молодежи из дома в дом за получением подачек, плясанием и скаканием, а равно и маскарадными шествиями.3 У западных славян в русальные святки также издревле происходили маскарады, что видно из запрещений XVI столетия западным славянам в пору русальных святок исполнять непристойные пляски, ставить «по старому обычаю» королей, облекаться в старые кожухи, другими словами, переряживаться. Остатки таких обычаев сохраняются до сих пор в Чехии и Моравии: здесь в Духов день отправляются конные процессии, в которых на первом месте фигурирует поставляемый король с многочисленной воинственной свитой, причем последний всадник бывает одет в вывороченный кожух.4 Об остатках особенных
' К. Данилов. Древ. росс. стих. 228.
2 Рыбников. Песни. I, 135.
3 Tomaschek. Ueber Brumalia und Rosalia, в Sitzungsberichte der phil -
hist. Cl. Bd. LX, Hft II, S 370 u. ff. — Ср. мое сочинение: Божества древних
славян. 1884 г. I, стр. 212 и ел.
4 Подробнее предмет этот излагается мною во II выпуске сочинения
Бож. древ, славян
4 Зак 98
86
народных игрищ (быть может, также связанных с пере-ряживанием), отправлявшихся у поляков во дни Пятидесятницы, упоминает Длугош (XV в.).1 В России, вероятно, как остаток древнего русального маскарада, в некоторых местах сохранился обычай в Духов день или перед Петровским заговеньем водить так называемую «р у с а л к у», в образе лошади, которую изображают ребята, покрытые пологом. Эту маскарадную фигуру я уже в другом месте2 сблизил с «бесовской кобылкой» святочного маскарада. Еще недавно, кроме того, существовал, а может быть и ныне еще существует, в Белгороде следующий обычай: в праздник Пятидесятницы (т. е. русалий) женщину переодевают в безобразный мужской костюм, а мужчину — в женский, и таким образом водят три дня по городу с песнями и плясками.3 В «Уставь людемь о велицемь пость» (из Дубенского сборника XVI в.) запрещается «плясати въ русалия».4 Словом, мы видим, что издревле в разных местах весеннее «русальное» торжество ознаменовывалось пере-ряживанием и плясками, самое же слово «русалии» обобщилось и стало применяться к народным игрищам, сопряженным с большими праздниками вообще, без различия специального характера этих игрищ. В Прологе XV века слово «русальи» определяется так: бесы в образе человеческом, «овы бьяху въ бубны, друзии же въ козиць и въ сопьли сопяху, иши же, возложивши на лица скураты (=маски), идяху на глумленье человеком и мнопе, оставивши церковь, на позорь (=зрелище) течаху инарекоша те игры Русальи». На том же основании и старинный русский азбуковник объясняет «русальи» как «игры скоморошские».5 В Стоглаве русалиями называются как рождественские святочные игры, так и игры на праздник рождества св. Иоанна Крестителя: «Русали о Ивановь дни, и въ навечернш Рождества Христова, и крещения сходятся мужи, и жены, и дъвицы на нощное плещевание и т. д.».6 Неудивительно, что после того, как слово «русальи» получило такое общее, широкое значение, — в многочисленных поучениях, словах, постановлениях, порицающих пестрые и шумные, унаследованные народом из времен язы-
1 Dlugosz. Historia Polonica. I. I, 48.
2 Бож. древ. слав. I, 210 и ел.
3 Этн. сбор. Имп. Русс, геогр. общ. V, 37.
4 Срезневский. Свед. и замет. LVII, 312.
5 Ср. Бож. древ. слав. I, 212.
6 Гл. 41, вопр. 24.
87
чества игрища, выражения «русальи» и «скоморохи» =непременные участники и вдохновители всяких народных игрищ) почти неразрывно связались, причем рядом с ними же обыкновенно упоминаются еще песни и пляски, как предметы специальной деятельности скоморохов, а также и названия музыкальных орудий скоморохов, как неотъемлемой их принадлежности. Так, у Нестора называются рядом «трубы и скоморохи, гусли и русальи»; в Слове неизвестного автора (из домонгольского периода) поименовываются песни, пля-санье, бубны, сопели, гусли, пискове, играния неподобные, русальи;1 в Изборнике XIII века читаем: «Егда играютъ р у с а л i я ли скомороси»; в Златоструе (по рукоп. XVI в.) «да убо о скомрасех и о pycaлияxъ»;2 в «Слове о русалиях» поименовываются рядом: игры бесовские, русалия, скоморохи, «плясанье и плесканье съ с в и р ел м и» 3 и т. п.
вв. Скоморохи — глумцы и смехотворцы. — «Позорь». — «Пещнос действо» и «Халдеи». — Скоморохи — кукольники. Кукольный ящик. Вертеп (Ясли). Раёк. — Шуты (дураки). Ерема и Замазка. Фома и Ерема
В старинных памятниках скоморохи, игрецы, шпильманы или плясуны неоднократно получали еще названия глупцов, глумотворцев, смехотворцев, сквернословцев, ко-щунниковит. п.:«шпильманъ рекше г л у м ь ц ь», «и г р ь -ца или глумьца», «скоморохи и глумьцы», — слова эти отождествляются у старинных авторов; «той бо позоры научилъ смехотворца и кощунникы и скомраси и игреца», — читаем в «Слове Христолюбца»; там же упоминаются играющие в мирских свадьбах «глумотворцы и органники и смьхотворцы и гусельники; в Слове Палладия Мниха «О втором пришествии Христове» караются «плясцы и свирельцы и гусленицы и смычницы и смехотворцы и глумословцы», другими словами, во всех приведенных случаях перечисляются разные виды скоморошества. Что под именем упомянутых выше кощунников действительно следует понимать скоморохов-
' Филарет. Обз. дух. лит. I, 50.
2 Ср. Там же.
3 Пам стар. русс. лит. I,208.
88
потешников, подтверждается как словами Симеона Полоцкого: «Кощунникъ да тешить, самь ся изнуряеть»,' так и наименованием в одной грамоте 1636 г. скоморошеских игр — кощунами: «Восприемше игры и кощуны бесовские»;2 «злословнымъ кощунникомъ» называется в «Слове о христианстве» глумящийся «пустошник», смешащий слушателей, по смыслу дальнейшего текста отождествляющийся с «игрецами»;3 наконец, в слове «О корчмах и о пьянстве» описывается, как сходятся «къ питию пьянственному мужи и жены, тутъ же придутъ и нвцш кощунницы, имуще гусли
И СКРИПЕЛИ И СОПЕЛИ И бубны И ИНЫЯ беC0BCKiя
игры, и предъ мужатицами играюще, бесяся и скача и скверны я песни припевая».4 Кощунниками называются здесь уже прямо игрецы-скоморохи. В Стоглаве поиме-новываются рядом «арганники, смехотворцы, гусельники и глумцы», также скоморохи, гудцы, пре-гудницы и глумцы.5 В сборнике митрополита Даниила скоморохи называются плясцами-сквернословцами.6 В грамотах XVII столетия говорится о присутствии на свадьбах безчинников, сквернословцев и скоморохов (см. выше стр. 22).
В чем же заключалось это глумотворство, смехотворство, сквернословие, кощунство, безчиние «веселых молодцев»? Мы только что рассмотрели обычай скоморохов рядиться в разные образы, вызывавшие, конечно, смех и веселье в зрителях; ряжение невольно влекло за собой и нечто вроде сценических представлений, хотя бы и самых элементарных, комических зрелищ или «позорищ», сопровождавшихся песнями, плясками, разговорами и прибаутками, шутками и выходками, исполнители которых, разумеется, не стеснялись пределами скромности и приличия. Веселье скоморохов должно было, конечно, соответствовать духу, настроению и вкусам слушателей и зрителей. Каковы же были эти вкусы? Олеарий, писавший в первой половине XVII столетия, так характеризует низкую степень
1 См. у Веселовского. Розыск, в обл. русс. дух. стих. VII. II, 177,
195, 197 и ел., 207.
2 Акты (арх. эксп.) III, № 264.
3 Тихонравов. Лет. русс. лит. и древ. IV, 111.
4 У Забелина. Оп. изуч. русс, древн. и истор. I, 187.
5 Гл. 41, вопр. 16, 23.
6 Беляев. О скоморохах. 69.
89
развития и просвещения современного ему русского общества: «Не будучи знакомы съ достохвальными знаниями, — пишет Олеарий, исключающий, впрочем, из своего отзыва самых знатных бояр, — не заботясь много о достопамятныхъ делахъ и со-бьтияхъ отцовъ и предковъ своихъ, и не имъя желания знакомиться съ чуждыми народами и ихъ свойствами, PyccKie весьма естественно въ своихъ собраниях никогда не заводять и ръчи о подобныхъ вещахъ. Большая часть ихъ разговоровъ сосредоточена на томъ, къ чему даетъ поводъ ихъ природа и обычный ихъ образъ жизни, а именно: говорить о сладострастии, постыдныхъ порокахъ, развратъ и любодеянии ихъ самихъ или другихъ лицъ; разсказывають всякаго рода срамныя сказки и тотъ, кто наиболее сквернословить и отпускаетъ самыя неприличныя шутки, сопровождая ихъ непристойными телодвижениями, тотъ и считается у нихъ лучшимъ и прятнъйшимъ въ обществъ. Къ тому же направлены и ихъ пляски, которыя они исполняють съ прибавлешемъ некоторыхъ страстныхъ тьлодвиженш». В другом месте тот же автор рассказывает о русских странствующих комедиантах, т. е. скоморохах, которые в плясках своих иногда, для забавы зрителей, бесстыдно обнажали части своего тела, и об уличных скрипачах (гудочниках?), воспевавших всенародно на улицах «срамныя дела».1 Несколько раньше Олеария описывал забавы русского (московского) общества Маскевич, отметивший в дневнике своем под 1611 г. следующие слова: «Есть у нихъ (русских) такъ называемые шуты (tnaje u siebie blaznow), которые тешатъ ихъ русскими плясками, кривляясь какъ скоморохи (jak zartownisie = фигляры) на канатъ, и пъснями большею частью весьма безстыд-ными».2 Еще около полустолетия раньше князь Курбский описывал пьяное веселье, которому предавался сам царь Иоанн Васильевич, бесчинно веселившийся и игравший со скоморохами, плясавший с ними в машкарах (личинах) и понуждавший к тому же и присутствующих, в том числе князя Репнина, который мужественно отказался творить это «безчиние».3 Такое
Подр. опис. путеш. в Москов. 178.
Сказания соврем. о Димитр. Самозв. V, 61. —Dyaryusz S. Maskiewicza, см. Pamietniki do History Rossyi i Polski wieku XVI i XVH. 1838.
3 Сказания. 81. —По свидетельству другого современника (Одерборна), в мирную пору царь Иоанн Васильевич проводил время в ловах, в игре, пляске, любодеяниях и ужасных зрелищах. (Wunderbare, erschrekliche, unerhorte Geschichte des Grossfiirsten in der Moshkau (Joan Basilidis) Leben. 1588.)
90
пьяное веселье, разжигаемое скоморохами, разумеется, не обходилось без сквернословия: пелись срамные, бесстыдные или, по выражению духовных писателей, «богомерзкия», «скверный» песни, исполнялись разнузданные пляски, сопровождавшиеся бесстыдными телодвижениями (ср. выше свидетельства Маскевича и Олеария). Чем грубее была веселившаяся толпа, тем выше была и степень цинизма, до которой доходило ее веселье. Понятно, что подобные потехи возмущали нравственное и религиозное чувство людей серьезных, вроде князя Репнина, поплатившегося жизнью за противоречие царю; понятны протесты против кощунства, сквернословия, глумотворства скоморохов-потешников со стороны писателей духовного чина, а также и светских властей, в особенности со времени вступления на царский престол Алексея Михайловича, который в первые годы своего царствования, по выражению г. Забелина, обнаруживал стремление обновить распущенную жизнь, внести в нее строй и порядок, восстановить идеал хорошей жизни по Домострою.
Разумеется, веселье скоморохов-потешников не исключительно вращалось в области цинизма. Наряженные в разные костюмы и маски, они разыгрывали сцены, понятие о которых можно составить себе до известной степени по тем остаткам скоморошеских игр, которые сохранились в народе до наших дней. Таковы, напр., песни и прибаутки, шутки и комические представления новгородских «окрутников» (см. выше стр. 84), наших современных святочных и масленичных ряженых, изображающих Бабу-Ягу, чертей, чудовищ, или водящих ряженых же медведя, козу, журавля и т. п., разыгрывающих импровизированные забавные сцены.
Из звериных образов, в которые наряжаются, наибольшее значение имеют медведь и коза, в новейшем святочном маскараде встречающиеся нередко вместе. Оба эти животные, как видно из связанных с появлением их обрядов и песен, служат представителями обилия и плодородия. В честь святочного медведя поется песня:
Медведь пыхтунъ По рЬке плывегь, Кому пыхнетъ на дворъ, Тому зять во теремъ,1.--
1 Сахаров. Сказ. русс. нар. I. III, 14.
91
т. е. появление медведя предвещает свадьбу. В данном случае русский святочный медведь совпадает с масленичным или «гороховым» медведем западных славян. В Чехии представляет последнего парень, весь окутанный гороховой соломой. Куда ни придет гороховый медведь, он обязательно должен проплясать со всеми женщинами и девушками в доме, и появление его, по народному верованию, способствует плодородию в доме.1 В окрестностях Кракова на святках возят на тележке человека, одетого в козий мех, два спутника его обвиты гороховой соломой. Человек, одетый в мех, называется гороховым медведем (grochowej niedzwiedz). Перед каждым домом он рычит, и если рычание первая услышит девушка, то ей в скором времени выйти заму ж.2 (Ср. выше русскую песню про медведя пыхтуна.) В южной части Белой Руси, по близости к Малороссии, в день нынешнего Нового года, молодец, одетый козой, в лентах и бубенчиках, предводительствует толпой, которая ходит под окнами или перед дверями хат, под музыку, с песнею:
Го-го-ro к о а ы н ь к а, Го-го-го сера, Го-го-го бела. Ой, розходися, Развеселися, По всему дому, По весёлому! Ой поклонися Сему господарю, И жене его, И деткамъ его.
Далее воспевается плодоносная сила козы:
Где коза тупою (-нотой), Тамъ жито купою, Где коза рогомъ, Тамъ жито стогомъ, Где коза ходить, Там жито родить и т. д.
1 Reinberg-Diiringsfeld. Festk-lender aus Bohmen. 1862. S. 49.
2 Mannhardt. Wald- und-Feldkulte. Th. II (1877). S. 188.
Кроме этой песни, появление маскарадной козы сопровождается разговором, — речитативом представления.' Сходные песни в честь пляшущей, брыкающейся, бодающейся святочной козы (или козла) встречаются и в Малой Руси.2 В Полесье козел, медведь и журавль — единственные маскарадные фигуры. Роли их исполняются очень незатейливо: вывернутый тулуп служит маскарадным костюмом; представление заключается в нехитром речитативе, сопровождаемом прыжками и кувырканьем парня, наряженного животным. Наиболее популярна фигура козла.3 Маскарадные представления ряженных медведем и козой фиксировались в старинной лубочной картинке, снабженной следующею подписью: «Медведь с ка-зою проклажаются на музыке своей забавляются и медведь шляпу вздель да вдутку игралъ а коза сива всарафане синем срошками исколокольчиками и слошками ска-четь и вприсятку пляшет». В этих строках (и картинке) изображается целое святочное скоморошеское представление. На другой народной картинке того же содержания, в подписанном под нею тексте читаем, между прочим, следующее обращение козы к медведю: «Станемь стобою веселитца что на насъ стануть люди девитца ты любезной медведь заиграй всвирельия молоденка поплешу теперь за что насъ стануть благодарить а другой вздумаетъ и подарить но и мы за оное зрителямъ отьдадимь почтение насырной недели въ вос-кресение».4 Последние слова доказывают, что речь идет о мае-ляничном маскараде. Пляска и скакание козы вошли даже в поговорку: на одной из маленьких лубочных картинок, иллюстрирующих чету: Семик и Масленицу, представлены трое пляшущих под звуки волынки и гудка. Под картинкой подписано: «Скакат(ь) i плясат(ь) будет як о коза»...5
Что касается новейших святочных народных сценических представлений, то, напр., в Белой Руси, по
1 Бессонов. Белорусе пес. I, 78, 98. Ср. там же: 83 —песню об
«Антоновой козе». Соответственно тексту песни, Антон в игре не может
справиться с козой, сперва пляшущей, потом бодающейся.
2 См. Труды этн.-стат. эксп. Юго-зал, отд. III, 265, 266.
3 Эремич. Очерки белорусского Полесья. 1868 г. Стр. 56—57.
4 Ровинский. Русс. нар. карт. 1, 414, 415.
Там же: стр. 306.—Священник Лукьянов в описании своего путешествия по Святой земле (1710 г.) рассказывает, что греки на святой неделе ходят по улицам и монастырям с медведями, с козами, с бубнами, со скрипицами, с сурнами, с волынками да скачут и пляшут. Русский Архив, изд. Бартенева. Год I, стр. 206.
93
словам проф. Бессонова, они устраиваются так: в доме или на площади действуют играющие лица, переряженные сообразно ролям, по мере сил и средств. Любимейшее содержание этих сцен, насколько уцелели они, во-первых, белорусский хлоп во всевозможных его видах, преимущественно в трагикомических отношениях к пану, которого он тем или другим образом ставит в тупик; к жиду, с коим справляется по-свойски за ловкое торгашество, надувательство или неоплатные свои долги; к «дохтору» и учителю, которые остаются в дураках перед цельной натурою крестьянина; к жене, которая наказана за вероломство, или наказывает мужа за корчму; далее — еврейский шабаш; степенность и неуклюжесть литвина и т. п. Проф. Бессонов записал целую импровизированную сцену между хлопом Матеем и доктором. Матей жалуется, что объелся кутьей, и никакое средство ему не помогает. Встречается ему «дохтор» — шарлатан.
Дохторъ.
Кладися, мужикъ. Якъ тябе зовуть?
Матей. Матей.
Дохторъ.
(Бьетъ его палкой, приговаривая.) Потъй, пане Матей!
Матей. (Встаетъ, а дохторъ убегаетъ).
А, лихо твоей матяри!
Напотеу, наматеу,
Да й самъ къ чорту полятЬу!
Вотъ, кабъ догнау,
Воть бы у плечки нагрукотау (""наколотил)!
В Великой Руси в XVII столетии был очень популярен, напр., следующий фарс: на сцену выходил боярин в карикатуре; на голове у него была горлатная шапка из дубовой коры, сам он был надутый, чванливый, с оттопыренной губой. К нему шли челобитчики и несли посулы в лукошках — кучи щебня,
1 Бессонов. Белорусе пес. I, 98—99.
2 Там же: 79—80.
94
песку, сверток из лопуха и т. п. Челобитчики земно кланяются, просят правды и милости; но боярин ругает их и гонит прочь.
— Ой боярин, ой воевода! Любо было тебе над нами изде
ваться, веди же нас теперь сам на расправу над самим собой!
— говорят челобитчики и начинают тузить боярина, грозят его
утопить.
Затем являются двое лохмотников и принимаются гонять толстяка прутьями, приговаривая:
— Добрые люди, посмотрите, как холопы из господ жир
вытряхивают!
Следует сходная же сцена с купцом. Отобрав деньги у последнего, добрые молодцы отправляются как бы «во царев кобак», пьют и поют:
Ребятушки1 праздникъ, праздникъ У батюшки праздникъ, праздникъ На матушке Волге — праздникъ
Сходися голытьба на праздникъ Готовьтесь бояре на праздникъ'
Представление заключалось обращением к толпе:
— Эх, вы, купцы богатые, бояре тароватые! Ставьте меды
сладкие, варите брагу пьяную, отворяйте ворота растворчаты,
принимайте гостей голых, босых, оборванных, голь кабацкую,
чернь мужицкую, неумытую!
Подобные сцены, разжигавшие ненависть народа к притеснявшим его боярам, несомненно могли способствовать смутам и народным движениям, о которых знает наша история. Известно также, что еще в XI столетии скоморохи подняли в Польше народное восстание против христиан,2 подобно тому как у нас эти восстания делались по наущению волхвов и кудесников, до некоторой степени роднящихся с древними скоморохами (ср. ниже стр. 128 и ел.).
Возвращаюсь к святочным представлениям. Пережиток старинных сценических потех мы узнаем и в тех шутках, прибаутках, импровизациях, которыми потешает народную толпу герой масляничных каруселей, неизменный дед, «Ере-ма-пакольник», являющийся нередко в сообществе с «Замазкой» (см. ниже стр. 108), а равно и в разыгрываемых иногда тут же народных фарсах.
1 См у Михневича Очерк истории музыки в России. 1879 г. С
81—82.
2 Беляев. О скоморохах 70, прим. 2.
95
Такого рода маскарадные импровизации, такие представления забавных сцен, переплетаемых песнями, плясками, кривляниями, шутками, нередко циничными, непристойными, несомненно входили в состав тех глумов и позоров, тех «с о т о н и н с к и х ъ» или «бесовскихъ игр ъ», «б t с о в с -кихъ чюдесь», против которых так часто ополчались духовные писатели прошедших столетий. Действительно, игрища, в которых, по словам летописца, дьявол прельщал трубами, скоморохами, гуслями и русалиями, другими словами, скоморошеские игры или русалии называются летописцем бесовскими позорами: «Позоры деюще отъ бЬса замышленнаго дела»; позорами же называются в Прологе XV в. русальи, именно игры, связанные с возложением на лица Скуратов (масок), «на глумление человеком!»». Еще в XVIII столетии художественные театральные представления назывались «позорищными играми».' — О том, что импровизации действительно входили в круг деятельности скоморохов, свидетельствует былина о Госте Те-рентьище: Терентьева жена, поверив известию «веселых молодцов», что нелюбимый муж ее погиб, с радости просит их спеть по этому поводу песенку. «Веселые» импровизируют песню, из которой сидящий в мешке муж узнает о вероломстве своей жены.
Подобно тому, как на западе возникла и разыгрывалась в стенах церквей духовная драма (мистерии), заимствовавшая свои сюжеты из Священного писания, так и в русской церкви с XVI века стали входить в употребление известные обрядные представления, получившие названия действ. Таких действ известно три: пещное действо, шecTBie на осляти и действо страшнаго Суда. Древнейшим из них было «пещное действо», на котором считаю нужным несколько остановиться и о совершении которого наиболее раннее известие восходит к первой половине XVI столетия. О нем упоминается в расходных книгах Новгородского Софийского архиерейского дома под 1548 г. Пещное действо происходило перед праздником Рождества Христова в Москве и других городах; в нем изображалось ввержение в пещь (печь) трех отроков вавилонских
1 См С-Петербургские Ведомости 1733 г Примечание на Ведомости, часть 44 и ел
96
(Анании, Азарии и Мисаила) и чудесное избавление их от пламени ангелом. По этому случаю, в среду перед Рождеством Христовым, в церкви разбиралось большое паникадило, а в субботу, во время обедни, сдвигался амвон и ставилась пещь. Во всенощную весь обряд ограничивался тем, что дети, которые представляли отроков, и так называ