Основные аспекты и принципы музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского

Масштабность и глубина музыкально-педагогической концепции

Д.Б. Кабалевского рассматривается сквозь призму основных тенденций, имевших место в области массового воспитания и образования в XX веке. Среди них наиболее значимыми для музыкального воспитания являются: теория «свободного воспитания» (К.Н. Вентцель, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая и др.); социогенетическая теория (В.М. Бехтерев, П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев, Н.Е. Румянцев и др.); биогенетическая концепция (Б.В. Асафьев, П.П. Блонский, Н.Я. Брюсова, Б.Л. Яворский и др.); культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Несмотря на различие взглядов, их объединяет признание важной роли искусства в развитии личности.

Созданная им музыкально-педагогическая концепция рассматривается в нескольких аспектах. Ее нравственная направленность особенно востребована в современном обществе в ситуации размывания духовных ценностей личности. Универсален подход Кабалевского к построению содержания музыкального образования и воспитания на основе сверхзадачи -связи музыки с жизнью. Автор выделяет значимость для художественной педагогики и преподавания музыки проблемыинтереса, увлеченностиискусством.

В концепции Д.Б. Кабалевского восприятие музыки рассматривается как основа музыкальной деятельности учащихся. Процесс развития эмоционального, активного, осмысленного восприятия музыки ребенком является неотъемлемой частью становления его музыкальной культуры. Значительной педагогической идеей Кабалевского является введение ребенка в мир музыки через знакомство с «тремя китами» - песней, танцем и маршем, которые открывают двери в такие крупные жанры как опера, балет, симфония и др.

Содержание программы построено Кабалевским в опоре на закономерности музыки, на принцип тематизма,который композитор образно определяет как процесс восхождения к вершинам музыкального искусства.

Впервые в истории музыкального образования основу учебных тем программы составили сугубо музыкальные и эстетические категорииискусства: интонационная природа музыки, ее язык и речь, жанры, формы, стиль, музыкальный образ и музыкальная драматургия, преобразующая сила музыки и др. В рамках программы впервые раскрыты возможности интеграции искусств. Взаимосвязи между музыкой, литературой, изобразительным искусством, театром, кино рассматриваются в опоре на их жизненную основу.

Заслуживает внимания подход композитора к расширению функцийразличных видов детского музицированияна уроке. Заявленный в программе девиз «Каждый класс - хор!» убедительно доказывает стремление Кабалевского к упрочению основ хорового исполнительства в общеобразовательной школе. В то же время в учебно-воспитательном процессе главным становится не относительная самостоятельность различных граней музыкальной деятельности, а их внутренняя связь, их единство, когда любая форма общения с музыкой способствует развитию музыкальной культуры школьника.

Д.Б. Кабалевский в своей концепции интерпретировал уже известные методы и приемы обучения, с точки зрения их адекватности природе музыкального искусства: «сходства и различия», «забегания вперед и возвращения к пройденному» (ретроспективы и перспективы), проблемности. Эти методы композитор рассматривал как путь познания ребенком музыки.

Важным аспектом концепции Д.Б. Кабалевского является постановка проблемысовместного творчества учителя и учащихся,успех решения которой зависит от подготовленности к этой работе самого учителя музыки.

Впервые в концепции Д.Б. Кабалевского и его программе были сформулированытребования к профессиональной компетентности учителя музыки: помимо общепедагогической подготовки, квалифицированный учитель должен быть музыкально образованным педагогом - владеть музыкальным инструментом, вокальной и дирижерско-хоровой техникой, знаниями в области истории и теории музыки. И главное - учитель музыки должен любить музыку как живое интонационно-образное искусство, эмоционально ее воспринимать и исполнять. Кабалевский считал важными составляющими мастерства педагога-музыканта слово учителя, способность преподавателя объединять в единое целое все элементы урока, вариативно применять материал программы, избегая жесткой схемы, штампа в преподавании искусства.

Осмысление содержания музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и многолетний опыт ее применения в практике работы образовательных учреждений России позволил нам сформулировать ее основополагающие принципы: универсальность, интегративность. вариативность, диалогичность. Универсальность концепции заключается в том, что закономерности музыкального искусства являются доминирующими свойствами музыкально-педагогической деятельности. Они могут быть использованы в процессе разработки содержания музыкального образования и воспитания, при выявлении эффективности деятельности учителя на уроке музыки, а также в процессе его внеурочной работы, в системе дополнительного образования. Интегративность рассматривается в контексте широких связей музыки с жизнью, взаимодействия с другими видами искусства в содержании музыкального образования, а также как принцип отбора ключевых профессиональных компетенций в деятельности педагога-музыканта. Вариативность трактуется как возможность творческой интерпретации содержания и методов концепции Д.Б. Кабалевского и созданной на ее основе программы «Музыка», а также как принцип разработки инвариантной и вариативной частей программ повышения квалификации педагога-музыканта. Диалогичность концепции заключается в осмыслении ее как системы открытой к совершенствованию, совместному творчеству учителя и учащихся, к применению диалоговых интерактивных форм повышения квалификации, в которых учитель выступает посредником между музыкой и детьми.

Ретроспективный анализ направлений музыкальной педагогики XX века позволил сделать вывод о том, что художественно-педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского, впитавшая в себя предшествовавший ее созданию позитивный опыт, явилась качественно новым этапом развития науки и практики музыкального образования.

Анализ теоретико-методических работ последователей Д.Б. Кабалевского позволяет констатировать, что в России в 80-90-е гг. XX века сложиласьнаучная школа, в рамках которой разрабатываются новые направления музыкального образования. Выделяя такие черты научной школы Д.Б. Кабалевского как концептуальность, научность, художественность (Л.В. Школяр), необходимо отметить, что каждый ее представитель (Э.Б. Абдуллин, Т.Е. Вендрова, Л.В. Горюнова, Л.П. Дуганова, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская, Л.А. Рапацкая, Г.П. Сергеева, В.О. Усачева, Т.В. Челышева, В.А. Школяр и др.) творчески преломляет музыкально-педагогическое наследие композитора - ученого - педагога.

Заключение

Восприятие музыки - это внутренняя сущность любой формы проявления музыкальной деятельности. Высказывание Г.М. Когана: «В основе всякой культуры лежит культура восприятия. Там, где она не развита или потеряна, не может быть никакой культуры. Где не умеют читать - не умеют писать; где не умеют слушать - не умеют играть». Прокладывая новые пути, обосновывая новые принципы и методы музыкального воспитания в школе, Д.Б. Кабалевский стремился по его собственным словам, «исходить из музыки и на музыку опираться». Цель занятий - заложить в школьниках основы музыкальной культуры, как часть их общей духовной культуры. Сущностью же музыкальной культуры, по мысли Д.Б. Кабалевского, является способность воспринимать и осознавать музыку, как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное.

Вот почему принципиально важно, что в концепции Д.Б. Кабалевского формирование музыкальной культуры школьников определяется последовательным развитием их музыкального восприятия.

Для музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского принцип деятельности - один из важнейших методологических источников. Задача формирования музыкальной культуры ребенка решается успешно там, где активными творцами в мире музыки выступают сами школьники, а учитель лишь направляет их активность. В концепции Д.Б. Кабалевского музыкальная культура и музыкальная деятельность образуют процессуальное тождество. Музыкальная деятельность выступает как предпосылка, условие, процесс, форма, итог проявления музыкальной культуры школьника.

Наши рекомендации