Жизнь и деятельность Д.Б. Кабалевского
Родился 30 декабря 1904 г. в Ленинграде (Петербурге) в семье служащего. В 1918 году вместе с родителями переехал в Москву. Отец работал (в ЦСУ, в Госстрахе), умер в 1939 г., мать - домохозяйка, умерла в 1958 г.
Учился до переезда в Москву - в 3-классом городском училище и в 1-й Петроградской классической гимназии. В Москве окончил 35 сов. школу II ступени (1922 г.), учился в 3-й музыкальной школе и музыкальном техникуме имени Скрябина (окончил в 1925 г.). В 1925 г. поступил в Московскую государственную консерваторию (окончил по композиции у профессора Н.Я. Мясковского в 1929 г. и по классу фортепиано у профессора А.Б. Гольденвейзера в 1930 г.). Был занесён на золотую доску.
Первые изданные сочинения и музыкально-критические заметки относятся к 1927-28 гг. С 1925 г. начал педагогическую деятельность (в муз. техникуме им. Скрябина). С 1932 г. по 1939 г. - профессор (по классу композиции).
Самостоятельную работу начал в 1922 г. (аккомпаниатор, секретарь и управделами муз. техникума им. Скрябина). Позже, помимо педагогической работы, в разные годы: был концертмейстером в Центральном детском театре; редактором, зав. детской редакцией в Музгизе; редактором в Радиокомитете; ответственным редактором журнала «Советская музыка» (1940-1947 гг.); начальником Управления художественного вещания. Член комитета Всесоюзного радиокомитета (1943-1945 гг.); заведующим сектором музыки в Институте истории искусств Академии наук СССР. В 1932-1948 гг. был членом Правления и Оргкомитета, с 1952 г. - секретарь правления Союза композиторов СССР. В 1973 г. организовал Лабораторию музыкального образования (в НИИ школ МП РСФСР) и руководил ею до 1983 г.; результат этой работы - новая программа по музыке для общеобразовательной школы. Утвержденная МП РСФСР, одобренная Президиумом Академии педагогических наук, ПМ СССР, Секретариатом СК СССР; с 1 983 г. продолжал участвовать в работе лаборатории в качестве профессора-консультанта. С 1956 г. - член Коллегии Министерства культуры СССР; с 1982 г. - главный редактор журнала «Музыка в школе».
В годы Великой Отечественной войны с середины октября 1941 г. до января 1942 г. был эвакуирован с Союзом композиторов в Свердловск (вел занятия в консерватории и был инструктором Обкома ВЛКСМ по работе с учащимися ПТУ); в январе-феврале 1942 г. по командировке ПУРККА был на Юго-Западном фронте; в 1943 г. по командировке ВРК был в Ленинграде.
Начиная с 1945 года, неоднократно был за границей: Австрия, Австралия, Англия, Бельгия, Болгария, Венгрия, ГДР, Канада, Китай, Мексика. Польша, Румыния, США, Финляндия, Франция, ФРГ, Чехословакия, Швеция, Швейцария, Япония.
С 1951 года - Член Советского комитета защиты мира; с 1955 по 1950 год был членом Всемирного Совета мира; с 1964 по 1970 г. - Вице-президент, с 1970 г. по 1972 г. - член совета директоров. С 1972 года - почетный Президент ИСМЕ (Международное общество по музыкальному воспитанию при ЮНЕСКО); в 1959 году был избран почётным профессором консерватории в Мехико (Мексика), в 1969 году - избран почётным членом-корреспондентом Берлинской Академии Искусств (ГДР); почётный член Международного музыкального Совета при ЮНЕСКО (ММС), почётный член Международного общества имени Кодая (Венгрия).
С 1966 года - депутат Верховного Совета СССР (VII, VIII, IX, X, XI созывов) от Пермского избирательного округа №23 (Совет Национальностей); с 1970-1979 гг. - член постоянной комиссии по делам молодёжи; с 1974-1979 гг. - заместитель председателя Бюро парламентской группы; с 1979-1984 гг. - заместитель председателя Совета Национальностей. В 1939 году был принят кандидатом в члены КПСС, в октябре 1940 года - в члены КПСС (партийный билет №06083545); с 1951 по 1956 г. - был членом партбюро Союза композиторов СССР, с 1952 по 1954 г. - член Свердловского райкома КПСС г. Москвы. С 1966 по 1968 г. - член МГК КПСС.
Награждён орденами: «Знак почёта» (1940 г.), Трудового красного Знамени.
Вклад Д.Б. Кабалевского в становление системы массового музыкального образования и воспитания детей и юношества воплощен, прежде всего, в его композиторской деятельности. Его произведения занимают достойное место в исполнительской и педагогической практике в нашей стране и за рубежом. Д.Б. Кабалевский был известен также как талантливый исполнитель и интерпретатор собственных сочинений (пианист, дирижер, аккомпаниатор).
Более 40 лет профессор, доктор искусствоведения Д.Б. Кабалевский преподавал в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. В классе композиции консерватории и в молодежной секции Союза композиторов у него учились С. Баласанян, М. Дунаевский, Г. Струве, А. Пахмутова, Р. Леденев, Э. Денисов, А. Петров. Р. Щедрин и др.
Различные направления его работы в качестве пропагандиста музыкального искусства сегодня оцениваются как уникальные крупномасштабные проекты - беседы о музыке по Всесоюзному радио и Центральному телевидению; «Вечера ровесников» в Колонном зале Дома Союзов; участие в организации международных и отечественных конкурсов молодых музыкантов-исполнителей; создание нового методического журнала «Музыка в школе».
Как публицист, Кабалевский является автором более четырехсот статей, посвященных проблемам музыкально-эстетического воспитания, вопросам современного искусства, творчеству выдающихся деятелей культуры.
В центре его научных музыковедческих исследованийбыли композиторское творчество и эстетические взгляды: Б. Асафьева, А. Дворжака, М. Мусоргского, Н. Мясковского, С. Прокофьева, Н. Римского-Корсакова, А. Хачатуряна, Д. Шостаковича и др. Последние пятнадцать лет жизни Д.Б. Кабалевского были ознаменованы созданием книг о музыке и музыкальном воспитании, адресованных детям и их музыкальным руководителям.
С 1973 по 1981 гг. академик Д.Б. Кабалевский работал учителем музыки общеобразовательной школы, создавая новую программу по предмету «Музыка» и осуществляя научное руководство ее апробацией и внедрением.
Общественная деятельность Д.Б. Кабалевского - в Союзе композиторов СССР; в качестве депутата Верховного Совета СССР; в Совете по эстетическому воспитанию АПН СССР, в Международном обществе по музыкальному воспитанию (ISME) - способствовала пропаганде искусства как носителя нравственности.