Выбор оптимального пути с использованием изолиний точностей
Сетки изолиний точностей дают наглядное представление о точности обсервации в районе плавания. Они позволяют быстро выбрать путь и место якорной стоянки наилучшим образом обеспеченное обсервациями и оценивать точность места судна.
Изолинии точностей определения места, это линия постоянных значений 95% погрешностей. Сетка изолиний точностей строится в районе якорной стоянки порта прихода. Изолинии точностей строят для пеленга и дистанции, для двух пеленгов и для двух дистанций.
Для построения сетки изолиний для двух пеленгов используют формулу:
D – расстояние между ориентирами
mП = 0,6
- выбирается из таблицы 3.2
Таблица 3.2
1,2 | 1,05 | 1,05 | 1,2 | 2,5 | |||||
30°/150° | 0,13 | 0,35 | ------ | ------ | ------ | 0,51 | 0,88 | 1,2 | |
60°/120° | 0,08 | 0,26 | 0,36 | ------ | 0,55 | 0,69 | 1,1 | 1,28 | 1,73 |
90° | 0,07 | 0,24 | 0,33 | 0,46 | 0,6 | 0,77 | 1,17 | 1,36 | 1,56 |
D= 7,4 миль
Rmin= 1,42 мили
Учитывая, что длина базы составляет 7,4 миль перемножим значения на 7,4. Результаты занесены в таблицу 3.3
Таблица 3.3
1,2 | 1,05 | 1,05 | 1,2 | 2,5 | |||||
30°/150° | 0,96 | 2,59 | --- | ----- | ----- | 3,77 | 6,51 | 7,4 | 8,88 |
60°/120° | 0,59 | 1,92 | 2,66 | ----- | 4,07 | 5,11 | 7,81 | 9,47 | 12,8 |
90° | 1,55 | 1,78 | 2,44 | 3,4 | 4,44 | 5,7 | 8,66 | 10,1 | 11,5 |
Оценка оптимального пути с использованием изолиний точностей
Показателем навигационной безопасности служит вероятность Р отсутствия навигационных аварий и происшествий в течение определенного времени. К навигационным авариям и происшествиям относят все случаи касания судном грунта вследствие ошибок выбора пути и проводки по нему судна. В курсовой работе навигационным происшествием будем считать пересечение опасной изобаты.
Вероятность Ф(у) зависит от расстояния до опасностей Д и от точности определения этого расстояния mo. Такая погрешность mo от погрешностей места судна dмс и положения опасности dпо вдоль соединяющей их линии
Выберем участок на карте, где опасностью будет малоя дистанція до берега.
Определяем исходные данные:
Пеленга и дистанции до ориентиров:
D1=36 кбт.; D1=30 кбт;
ИП1=2°; ИП2=107°
Определяем СКП линий положений по формуле:
M1=(0.6*30)/57.3=0.377
M2=(0.6*38)/57.3=0.314
определяем направление градиентов τ1 и τ2 , а также разность градиентов Δτ:
τ1= ИП1 – 90° = 272°;
τ2 = ИП2 - 90° = 17°;
Δτ = τ1 - τ2 = 272-17 = 255°
Τ=40°
Вычисляем dмс:
Вычисляем :
Вычисляем нормированное расстояние до опасности:
Таблица 3.1 Распределение вероятностей по Лапласу
Y | 2.5 | 3.5 | 4.5 | ||||||
Ф(у) | 0.5 | 0.857 | 0.959 | 0.978 | 0.988 | 0.994 | 0.997 | 0.998 | 0.999 |
Выбираем по таблице распределения вероятностей по Лапласу F(y) = 0.948, такая вероятность считается удовлетворительной.
Заключение
Переход Стамбул - Савона протяженностью 2433,81 мили займет 3 дня и 21 час. При разработке навигационного перехода из порта Стамбул в порт Савона были соблюдены все требования как РШСУ – 98, так и требования ИМО. Переход будет осуществляется через Мраморное море, Пролив Дарданеллы,Эгейское море,Ионическое море,Средиземное море,Мессинский проливи Лигурийское море. В плане гидрометеорологических условий указано, что почти на всем пути будут преимущественно попутные ветры и течения. При плавании по этому маршруту будут часто встречаться участки с плотным движением судов, в частности, в район пролива Дарданеллы. Следует обратить особое внимание на метеосводки в районе порта Савона и Мессинского пролива.
Основным средством контроля за движением судна является спутниковая навигационная система NAVSTAR. В прибрежной зоне обсервацию можно проводить с помощью РЛС. Для определения места судна в океане можно использовать астронавигацию.
Для повышения безопасности и эффективности судовождения необходимо повышать точность определения места судна и заранее выявлять промахи. На повышение безопасности и эффективности судовождения в первую очередь влияет уровень подготовки плавсостава. Сюда входит не только теоретические знания, но и практические навыки.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
меркаторская карта адмиралтейский навигационный
1 Рекомендации по организации штурманской службы на морских судах Украины (РШСУ - 98) – Одесса: ЮжНИИМФ, 1998.-11с.
2 Справочник судоводителя по навигационной безопасности мореплавания / В.Т, Кондрашихин и др.- Одесса.: Маяк, 1990.-168с.
3 Ермолаев Г.Г. Морская лоция. –4-е изд.-М.: Транспорт, 1982.-392с.
4 Кондрашихин В.Т. Определение места судна. –2-е изд. –М.: Транспорт, 1989 –230с.
5 Бурханов М.В. Справочная книжка штурмана. - М.: Транспорт, -1986. -181 с.
6 Штурман флота: Справочник по кораблевождению / В. И. Каманин, А. В. Лаврентьев, Р. А. Скубко: под ред. А. Н. Мотрохова. - М.: Воениздат, 1986. - 539 с.
7 Кондрашихин В. Т. Определение места судна. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Транспорт, 1969. - 230 с.
8 Красавцев Б. И. Мореходная астрономия, -3-е изд. -М. Транспорт, 1986. - 255
9 Лесков М. М., Баранов Ю. К., Гаврюк М. И. Навигация. - 2-е изд. ~ М.: Транспорт, 1986. - 360 с.