Стендовые испытания траекторий движения оси шпинделя
(рис 9.1)Испытательный стенд имеет станину, на кот. установлен шпиндель 3, его привод и измерительная система для измерения траекторий оси шпинделя.
На шпиндель напрессовывается полумуфта из оловянистой бронзы. Шпиндель устанавливается в центрах. Наружная пов-ть полумуфты, с кот. взаимодействуют вихретоковые датчики 1, очень точная (допуск на овальность, конусность, биение – не более 0,1 мкм). На стенде неподвижно закрепляется кольцо 2, в кот. устанавл-ся 4 вихретоковых датчика 1, они плотно входят в отв-ие кольца 2 и фиксируются стопорными винтами (для регулировки зазора между пов-тью полумуфты и торцами датчиков 1). Зазор 2±0,01 мм – оптимальный для получения линейности характеристик токовихревых датчиков для измеряемого диапазона перемещений. Датчики включены в схему дифференциально (вых.сигнал от 2-х датчиков складывается), что также снижает погрешность от неточно-цилиндрической формы полумуфты. Датчики подключ. к усилителю 9 и усиленный сигнал подавался на 3 направления: к светолучевому осциллографу 8 (предназначен для записи сигнала на бумагу), к катодному осциллографу 7 (предназначен для визуального просмотра траекторий оси, для настройки, проверки работы измерительно-диагностической системы, для удобства наблюдения за нестационарными процессами, протекающими в опорах шпинделя, для удобства фиксации теплового перемещения траекторий) и компьютеру 6 (производит статистическую обработку данных).
Для обработки на компьютере необходимо иметь информацию о положении шпинделя в пространстве. Для этого используется датчик угла поворота 4, ротор которого соединён через упругую муфту со шпинделем. С этого датчика используется только 2 сигнала: базовая отметка (1 раз за 1 оборот шпинделя) и референтные метки (1/1000 оборота шпинделя).
Для усиления сигналов – усилитель ИП-22, который построен по методу измерения амплитуды высокочастотного напряжения на параллельном резонансном контуре. Контур питается от генератора тока стабильной частоты и изменяет модуль своего полного сопротивления на частоте питания при измерении зазора между поверхностью измерительного кольца и торцевой поверхностью датчика. Катушка датчика явл-ся катушкой индуктивности резонансного контура.
Рис 9.3 а)-траекторию описывает ось переднего конца шпинделя при отсутствии внешн.и силовых воздействий. Она является результатом кинематического воздействия шариков и дорожек внутреннего и наружного колец радиального шарикоподшипника.
Рис 9.3 б)- шпиндель имеет остаточный дисбаланс и развивается центробежная сила, диаметр кривой 2 –больше: это объясняется деформацией передней опоры шпинделя, искревление кривой 2 больше: податливость передней опоры по окружности не равномерная- результат неточности расточки отверстия под подшипник в передней опоре.
Рис 9.3 г)-расстояние между кривыми 1 и 2 – это доп.деформация опоры при увеличении действующей центробежн.силы.
Рис 9.4 запись траекторий 1 и 2 производилась с промежутком времени не более 20 с. Изменения траектории приводят к изменению формы поперечного сечения детали, а следовательно и изменяются показатели точности детали.
Контроль столкновений
Столкновение узлов в станке ведет, как правило, к значительным повреждениям, которые, с одной стороны, требуют значительных затрат па ремонт, а, с другой стороны, приводят к значительным простоям. Имеются данные о том, что столкновения составляют 75% от всех повреждений станков с ЧПУ. Изучение причин столкновений показало, что недостаточно только определить факт- столкновения, но более важно его предотвратить.
Анализ повреждений станков по причине столкновений показывает, что столкновения возникают по причине захвата не того инструмента или заготовки, а также несоосности при ручном способе закрепления детали. Другие причины столкновений лежат в ошибках программирования и управления, которые удается всегда определить при проведении тестов, (рис. 20.25).
Система защиты от столкновений должна по возможности учитывать все источники ошибок, которые могут привести к столкновению. Имеются два принципиально разных способа: с применением датчиков и без них. Системы предотвращения столкновений с датчиками работают с очень разными видами датчиков. Часто используют оптические датчики формы и камеры, сигнал от которых расшифровывается, что позволяет своевременно предотвратить столкновение. При использовании камер требуются дорогостоящие устройства переработки сигнала. Другие системы базируются на силовых датчиках, которые устанавливаются там, где возможно столкновение. Датчики, основанные па акустическом эффекте, легко повреждаются стружкой и охлаждающей средой.
Системы предотвращения столкновений без использования датчиков состоят из чистого программного обеспечения. Рассматривается геометрическое пространство станка, где возможны столкновения. Описываются объекты, в пределах которых вращаются оси, перемещается инструмент и деталь.
Назначаются минимальные расстояния на границах опасных зон. В программе закладываются условия, чтобы описанные объемы не имели возможность пересекаться. Естественно, это не относится к режущей кромке инструмента. Если все геометрические объемы правильно описаны и наложены связи на их движение, то технологический процесс, управляемый такой программой будет соответствовать реальности, а столкновений не будет происходить. Если, как часто это бывает, производятся изменения в программе и при этом допускаются ошибки, а также используются другие заготовки и инструменты, то все это может привести к возникновению столкновений.
На рис. 20.26 приведена информационная последовательность в системе контроля столкновений. Сначала описывается геометрия рабочей области, геометрия инструмента, геометрия детали. Затем составляется численная про грамма описания объемов, в которых происходит перемещение элементов станка. Учитывается, что в процессе работы станка в компьютер подаются сигналы скорости и положения оси заготовки, команды на включение и выключение механизма автоматической смены инструмента и заготовки, а также сигнал о переходе па прямое управление. На основе всего этого разрабатывается общая программа, которая позволяет исключить столкновение отдельных узлов и деталей станка.
Билет №3