ГЛАВА 3. Территориальный центр мониторинга и прогнозирования ЧС УР
Лекционный материал
Согласно Положениюоб организации комплексного государственного мониторинга окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Удмуртской Республики, утвержденному Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 1 сентября 2003 г. № 229 «Об организации комплексного государственного мониторинга окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Удмуртской республики» организационно-методическое руководство и координацию деятельности СКГМП ЧС УР осуществляет созданный в составе Министерства по делам ГО и ЧС Удмуртской Республики территориальный центр мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций Удмуртской Республики МЧС Удмуртской Республики (далее ТЦМП ЧС УР).
Территориальный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Комитета по делам ГО и ЧС при Правительстве Удмуртской Республики образован Приказом начальника Государственного комитета УР по делам гражданской обороны и ЧС от 10 июля 2001 г. № 131 «Об утверждении Положения о внештатном территориальном центре мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера УР», во исполнение Приказа МЧС России от 14 февраля 2001 г. № 68 «Об утверждении примерных положений о внештатных региональном и территориальном центрах мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций»
Согласно Положению ТЦМП ЧС УР является структурным подразделением ГУ ГОЧС.
1. Задачи ТЦМП ЧС УР.
Основными задачами ТЦМП ЧС УР являются:
1.1. сбор, анализ и предоставление в региональные подразделения Федеральных органов власти, функционирующие на территории Удмуртской Республики (далее УР), информации о потенциальных источниках ЧС и причинах возникновения ЧС на территории субъекта;
1.2. прогнозирование ЧС и их последствий на территории УР;
1.3. организационно-методическое руководство, координация и контроль деятельности территориальной системы мониторинга (далее ТСМП ЧС УР), лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и территориального звена сети наблюдения и лабораторного контроля в мирное и военное время;
1.4. разработка предложений по повышению эффективности деятельности ТСМП ЧС УР и совершенствованию ее структуры;
1.5. проведение контрольных лабораторных анализов химико-радиологического и микробиологического состояния окружающей среды, продуктов питания, пищевого сырья и воды, представляющих потенциальную опасность возникновения ЧС;
1.6. создание, поддержание и развитие банка данных ГИС по ЧС;
1.7. организация информационного обмена, координация и контроль функционирования ТСМП ЧС УР.
2. Порядок функционирования
Функционирование ТЦМП ЧС УР осуществляется в одном из трех режимов: повседневной деятельности, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.
2.1. В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая, гелиогеофизическая, сейсмическая и гидрометеорологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и очевидных условий их возникновения) ТЦМП ЧС УР осуществляет:
- сбор, обработку и анализ информации, поступающей от организаций, входящих в ТСМП ЧС УР и ее представление в соответствующие органы;
- прогнозирование и оценку возможности возникновения ЧС;
- совершенствование научно-методической, технологической и материально - технической базы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС;
- повышение эффективности взаимодействии в ТСМП ЧС УР;
- подготовку и повышение квалификации специалистов в области прогнозирования лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2.2. В режиме повышенной готовности (ухудшение радиационной, химической, микробиологической, санитарно-эпидемиологической, гелиогеофизической, сейсмической, гидрометеорологической и социальной обстановки, угроза возникновения военного конфликта) ТЦМП ЧС УР осуществляет:
- выполнение функций, определенных режимом повседневной деятельности центра;
- формирование при необходимости оперативной дежурной смены с круглосуточным режимом работы;
- проведение заседания регионального экспертного совета ТСМП ЧС УР;
- организует при необходимости учащенные наблюдения за параметрами потенциальных источников ЧС;
- учащенный сбор, и анализ информации поступающей от организаций ТСМП ЧС УР и представляет ее в соответствующие органы;
- оперативное и текущее прогнозирования ЧС;
- уточнение планов взаимодействия в ТСМП ЧС УР;
- разработку предложений по составу мероприятий направленных на предотвращение и смягчение возможных последствий при возникновении ЧС;
- подготовку оперативной бригады для проведения при необходимости обследования зоны возможного возникновения ЧС.
2.3. В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение чрезвычайной ситуации) ТЦМП ЧС УР осуществляет:
- круглосуточное функционирование оперативной дежурной смены;
- сбор, обработку и анализ мониторинговой и прогностической информации в реальном масштабе времени и представление ее в соответствующие организации;
- оперативное прогнозирование развития ЧС;
- выдвижение при необходимости оперативной бригады в район ЧС;
- разработку прогноза возможных последствий ЧС в зависимости от вероятных сценариев ее развития;
- разработку предложений по составу мероприятий направленных на локализацию и смягчения последствий от ЧС.
3. Структура ТЦМП ЧС УР.
ТЦМП ЧС УР включает в себя:
- отдел мониторинга и прогнозирования природных и техногенных ЧС;
- отдел лабораторного контроля (включающий подвижную химико-радиологическую лабораторию);
- отделение приема, обработки и передачи информации.
3.1. Структура и штат центра утверждается Председателем Комитета по делам ГО и ЧС при Правительстве Удмуртской Республики.
3.2. Для рассмотрения и выработки рекомендаций по решению задач, связанных с мониторингом, лабораторным контролем и прогнозированием ЧС и их последствий, при ТЦМП ЧС УР на правах совещательного органа создается территориальный экспертный совет, формируемый из представителей организаций входящих в ТСМП ЧС УР.
4. Руководство центра
4.1. ТЦМП ЧС УР возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом Министра МЧС России по представлению Председателем Комитета по делам ГО и ЧС при Правительстве Удмуртской Республики.
4.2. Начальник ТЦМП ЧС УР по должности является заместителем Председателя Комитета по делам ГО и ЧС при Правительстве Удмуртской Республики.
Практические задания.
Составить графическую схему системы ТСМП ЧС УР, выделить в ней ТЦМП ЧС УР и сопоставить ее с системой РСЧС.
Вспомогательный методический материал и оборудование:
Полный текст:
Положения, утвержденного Приказом министра МЧС России от 12 ноября 2001 г. № 483 (приложение) «О системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
Положения, утвержденного Приказом МЧС России от 14 февраля 2001 г. № 68 «Об утверждении примерных положений о внештатных региональном и территориальном центрах мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций»;
Положения об организации комплексного государственного мониторинга окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Удмуртской Республики, утвержденному Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 1 сентября 2003 г. № 229 «Об организации комплексного государственного мониторинга окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Удмуртской республики»;
Положения, утвержденного Приказом начальника Государственного комитета УР по делам гражданской обороны и ЧС от 10 июля 2001 г. № 131 «Об утверждении Положения о внештатном территориальном центре мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера УР».
Рекомендуемая форма практического занятия:
Групповая (по 4 человека) работа с текстами документов. Определение студентами по тексту документов элементов системы, их иерархии и их функциональной взаимосвязи. Поэтапная сверка результатов работы групп и их корректировка.
Исследовательская задача.
Изучить графическую модель системы ТСМП ЧС УР (на данный момент имеется в наличии). Провести системный анализ всех нормативно-правовых документов по ТСМП ЧС УР. Программными методами создать визуализацию движения в системе информационных пакетов, в том числе, приказов, распоряжений, уведомлений (другими словами, «оживить» модель).