ГЛАВА 3. Территориальный центр мониторинга и прогнозирования ЧС УР

Лекционный материал

Согласно Положениюоб организации комплексного государственного мониторинга окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Удмуртской Республики, утвержденному Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 1 сентября 2003 г. № 229 «Об организации комплексного государственного мониторинга окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Удмуртской республики» организационно-методическое руководство и координацию деятельности СКГМП ЧС УР осуществляет созданный в составе Министерства по делам ГО и ЧС Удмуртской Республики территориальный центр мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций Удмуртской Республики МЧС Удмуртской Республики (далее ТЦМП ЧС УР).

Территориальный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Комитета по делам ГО и ЧС при Правительстве Удмуртской Республики образован Приказом начальника Государственного комитета УР по делам гражданской обороны и ЧС от 10 июля 2001 г. № 131 «Об утверждении Положения о внештатном территориальном центре мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера УР», во исполнение Приказа МЧС России от 14 февраля 2001 г. № 68 «Об утверждении примерных положений о внештатных региональном и территориальном центрах мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций»

Согласно Положению ТЦМП ЧС УР является структурным подразделением ГУ ГОЧС.

1. Задачи ТЦМП ЧС УР.

Основными задачами ТЦМП ЧС УР являются:

1.1. сбор, анализ и предоставление в региональные подразделения Федеральных органов власти, функционирующие на территории Удмуртской Республики (далее УР), информации о потенциальных источниках ЧС и причинах возникновения ЧС на территории субъекта;

1.2. прогнозирование ЧС и их последствий на территории УР;

1.3. организационно-методическое руководство, координация и контроль деятельности территориальной системы мониторинга (далее ТСМП ЧС УР), лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и территориального звена сети наблюдения и лабораторного контроля в мирное и военное время;

1.4. разработка предложений по повышению эффективности деятельности ТСМП ЧС УР и совершенствованию ее структуры;

1.5. проведение контрольных лабораторных анализов химико-радиологического и микробиологического состояния окружающей среды, продуктов питания, пищевого сырья и воды, представляющих потенциальную опасность возникновения ЧС;

1.6. создание, поддержание и развитие банка данных ГИС по ЧС;

1.7. организация информационного обмена, координация и контроль функционирования ТСМП ЧС УР.

2. Порядок функционирования

Функционирование ТЦМП ЧС УР осуществляется в одном из трех режимов: повседневной деятельности, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.

2.1. В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая, гелиогеофизическая, сейсмическая и гидрометеорологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и очевидных условий их возникновения) ТЦМП ЧС УР осуществляет:

- сбор, обработку и анализ информации, поступающей от организаций, входящих в ТСМП ЧС УР и ее представление в соответствующие органы;

- прогнозирование и оценку возможности возникновения ЧС;

- совершенствование научно-методической, технологической и материально - технической базы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС;

- повышение эффективности взаимодействии в ТСМП ЧС УР;

- подготовку и повышение квалификации специалистов в области прогнозирования лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2.2. В режиме повышенной готовности (ухудшение радиационной, химической, микробиологической, санитарно-эпидемиологической, гелиогеофизической, сейсмической, гидрометеорологической и социальной обстановки, угроза возникновения военного конфликта) ТЦМП ЧС УР осуществляет:

- выполнение функций, определенных режимом повседневной деятельности центра;

- формирование при необходимости оперативной дежурной смены с круглосуточным режимом работы;

- проведение заседания регионального экспертного совета ТСМП ЧС УР;

- организует при необходимости учащенные наблюдения за параметрами потенциальных источников ЧС;

- учащенный сбор, и анализ информации поступающей от организаций ТСМП ЧС УР и представляет ее в соответствующие органы;

- оперативное и текущее прогнозирования ЧС;

- уточнение планов взаимодействия в ТСМП ЧС УР;

- разработку предложений по составу мероприятий направленных на предотвращение и смягчение возможных последствий при возникновении ЧС;

- подготовку оперативной бригады для проведения при необходимости обследования зоны возможного возникновения ЧС.

2.3. В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение чрезвычайной ситуации) ТЦМП ЧС УР осуществляет:

- круглосуточное функционирование оперативной дежурной смены;

- сбор, обработку и анализ мониторинговой и прогностической информации в реальном масштабе времени и представление ее в соответствующие организации;

- оперативное прогнозирование развития ЧС;

- выдвижение при необходимости оперативной бригады в район ЧС;

- разработку прогноза возможных последствий ЧС в зависимости от вероятных сценариев ее развития;

- разработку предложений по составу мероприятий направленных на локализацию и смягчения последствий от ЧС.

3. Структура ТЦМП ЧС УР.

ТЦМП ЧС УР включает в себя:

- отдел мониторинга и прогнозирования природных и техногенных ЧС;

- отдел лабораторного контроля (включающий подвижную химико-радиологическую лабораторию);

- отделение приема, обработки и передачи информации.

3.1. Структура и штат центра утверждается Председателем Комитета по делам ГО и ЧС при Правительстве Удмуртской Республики.

3.2. Для рассмотрения и выработки рекомендаций по решению задач, связанных с мониторингом, лабораторным контролем и прогнозированием ЧС и их последствий, при ТЦМП ЧС УР на правах совещательного органа создается территориальный экспертный совет, формируемый из представителей организаций входящих в ТСМП ЧС УР.

4. Руководство центра

4.1. ТЦМП ЧС УР возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом Министра МЧС России по представлению Председателем Комитета по делам ГО и ЧС при Правительстве Удмуртской Республики.

4.2. Начальник ТЦМП ЧС УР по должности является заместителем Председателя Комитета по делам ГО и ЧС при Правительстве Удмуртской Республики.

Практические задания.

Составить графическую схему системы ТСМП ЧС УР, выделить в ней ТЦМП ЧС УР и сопоставить ее с системой РСЧС.

Вспомогательный методический материал и оборудование:

Полный текст:

Положения, утвержденного Приказом министра МЧС России от 12 ноября 2001 г. № 483 (приложение) «О системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Положения, утвержденного Приказом МЧС России от 14 февраля 2001 г. № 68 «Об утверждении примерных положений о внештатных региональном и территориальном центрах мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций»;

Положения об организации комплексного государственного мониторинга окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Удмуртской Республики, утвержденному Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 1 сентября 2003 г. № 229 «Об организации комплексного государственного мониторинга окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Удмуртской республики»;

Положения, утвержденного Приказом начальника Государственного комитета УР по делам гражданской обороны и ЧС от 10 июля 2001 г. № 131 «Об утверждении Положения о внештатном территориальном центре мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера УР».

Рекомендуемая форма практического занятия:

Групповая (по 4 человека) работа с текстами документов. Определение студентами по тексту документов элементов системы, их иерархии и их функциональной взаимосвязи. Поэтапная сверка результатов работы групп и их корректировка.

Исследовательская задача.

Изучить графическую модель системы ТСМП ЧС УР (на данный момент имеется в наличии). Провести системный анализ всех нормативно-правовых документов по ТСМП ЧС УР. Программными методами создать визуализацию движения в системе информационных пакетов, в том числе, приказов, распоряжений, уведомлений (другими словами, «оживить» модель).


Наши рекомендации