Турбо-, гидрогенераторы. Общие сведенья
СИНХРОННЫЕ КОМПЕНСАТОРЫ
Синхронный компенсатор представляет собой ненагруженный синхронный двигатель, который в зависимости от тока возбуждения может либо вырабатывать (в режиме перевозбуждения), либо потреблять (в режиме недовозбуждения) реактивную мощность. Особенностью синхронных компенсаторов является возможность работы как с положительным, так и с отрицательным возбуждением. Синхронные компенсаторы обычно выполняют с явнополюсным ротором, и конструктивно они аналогичны гидрогенераторам, только у всех СК вал расположен горизонтально. При таком исполнении уменьшаются масса, размеры и стоимость компенсатора; монтаж и ремонт возможны без крана; фундамент оказывается проще и дешевле. Для повышения устойчивости параллельной работы синхронных компенсаторов их выполняют со значительным моментом инерции. Поэтому валы синхронных компенсаторов несмотря на малый вращающий момент (нагрузка на валу отсутствует) имеют значительные размеры. Для повышения механической прочности валы выполняют коваными. В настоящее время отечественная промышленность изготовляет явнополюсные синхронные компенсаторы на 750 и 1 000 об/мин с номинальными мощностями (при опережающем токе): 10; 16; 25; 32; 50; 100; 160; 350 MB-А. При указанных частотах вращения синхронные компенсаторы в явнополюсном исполнении имеют меньшую стоимость и меньшие потери энергии, чем в неявнополюсном исполнении, поэтому последние не нашли широкого применения. Для облегчения пуска явнополюсных синхронных компенсаторов их выполняют с пусковой обмоткой, которая состоит из стержней, уложенных в полузакрытые пазы на полюсах ротора. Изготовление стержней из сплавов с повышенным активным сопротивлением — латуни, алюминиевой бронзы и др.— позволяет получить достаточно большой пусковой момент. На торцах полюсов стержни замыкают накоротко медными или латунными сегментами, а сегменты соседних полюсов объединяют электрически в общее короткозамыкающее кольцо. Сечение стержней и сегментов выбирают, исходя из значений пусковых токов и длительности пуска. При работе синхронного компенсатора в режиме потребления реактивной мощности имеет место более глубокое проникновение потоков рассеяния лобовых частей обмотки статора в торцевую зону сердечника статора. Это увеличивает потери мощности и соответственно нагрев не только торцовой зоны сердечника статора, но и нажимных плит, кронштейнов, бандажных колец и др. Поэтому у синхронных компенсаторов, которые рассчитаны на потребление реактивной мощности более 50% номинальной, нажимные плиты, кронштейны, бандажные кольца и другие конструктивные элементы выполняют из немагнитных материалов.
СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ
Все системы охлаждения можно подразделить на косвенные (или поверхностные) и непосредственные (или внутрипроводниковые). Некоторые машины выполняют со смешанной системой охлаждения. В качестве охлаждающих сред используют воздух, водород, воду и масло. Косвенные системы охлаждения.При косвенной системе охлаждения газ (воздух или водород) циркулирует в зазоре между ротором и статором, а также в вентиляционных каналах сердечника статора. Поэтому тепло, выделяемое в проводниках обмоток ротора и статора, поглощается охлаждающим газом лишь после того, как оно пройдет через пазовую изоляцию и сталь ротора или статора. Косвенная воздушная система охлажденияможет быть проточной и замкнутой. При проточной системе воздух, пройдя очистительные фильтры, поступает в закрытую машину, охлаждает ее и затем выбрасывается наружу. Такая вентиляция применяется только для генераторов небольшой мощности, так как несмотря на наличие фильтров с воздухом в машину попадает и пыль. Для крупных генераторов применяют замкнутую вентиляцию, при которой в машине циркулирует одно и то же количество воздуха; нагретый воздух охлаждается в воздухоохладителях. Вследствие отсутствия притока воздуха извне облегчается ликвидация пожара в машине. Косвенная воздушная система применяется для охлаждения большинства гидрогенераторов, турбогенераторов мощностью до 12 МВт включительно и синхронных компенсаторов мощностью до 16 MB-А включительно. Косвенная водородная система охлажденияможет быть только замкнутой. По сравнению с воздухом водород обладает рядом преимуществ: он имеет в 7 раз большую теплопроводность, в 14 раз меньшую плотность . Более эффективное охлаждение позволяет увеличить мощность ТГ на 15—20% и СК на 30%, а при одной и той же мощности машины в единице сберечь 15—30% активных материалов. За счет меньшей плотности водорода по сравнению с воздухом уменьшаются потери на трение ротора о водород и потери на вентиляцию; это приводит к повышению к. п. д. машины на 0,7—1%. Водород не поддерживает горения. Но для устранения опасности взрыва содержание водорода должно быть более 70%; обычно оно равно 97—99%. Во избежание проникновения воздуха внутрь машины давление водорода выбирают выше атмосферного — не менее 0,103—0,107 МПа. Корпус машины -более прочный, чем при воздушном охлаждении и газонепроницаемый; (ТГ от 30 до 100 МВт ; СК 32 MB*А).
Непосредственные системы охлаждения.В этих системах охлаждающая среда непосредственно соприкасается с медью обмоток, благодаря чему основная часть тепла, выделяемого в меди, отводится непосредственно к охлаждающей среде, минуя изоляцию и сталь. В качестве охлаждающей среды: водород, вода, масла. Позволила увеличить мощность генераторов более чем в 3 раза. В крупных гидрогенераторах также применяют непосредственное охлаждение обмоток статора и ротора воздухом и водой.
При непосредственном водородном охлаждениис целью повышения эффективности охлаждения давление водорода доведено до 0,3—0,5 МПа. Для охлаждения ротора применяют аксиальную и многоструйную радиальную системы охлаждения, а для охлаждения обмотки статора применяют только аксиальную систему. Охлаждение активной стали статора производят по одноструйной (радиальной вытяжной) либо совместно по аксиальной и одноструйной схемам охлаждения. Недостатком аксиальной системы является резкая неравномерность нагрева обмотки по длине, а также необходимость в высоконапорном компрессоре.
При непосредственном масляном охлаждении благодаря высоким изолирующим свойствам трансформаторного масла возможно использование для обмотки статора более дешевой бумажной изоляции. Кроме того, хорошие изоляционные свойства масла облегчают подвод и отвод масла из обмотки. Однако масляное охлаждение имеет и недостатки: движение масла вследствие его вязкости носит ламинарный характер; для создания скорости движения масла необходимо большое давление; масло является горючей средой; оно обладает меньшей теп-лоотводящей способностью, чем вода. Поэтому применение масла для охлаждения обмоток генератора наиболее целесообразно при номинальных напряжениях 35 кВ и выше. При непосредственном водяном охлаждении благодаря высокой теплоемкости и небольшой вязкости воды имеет место наиболее эффективное охлаждение. Кроме того, вода негорюча. На электрических станциях для охлаждения генераторов обычно используют отработанный конденсат турбин или дистиллированную воду, которые обладают достаточно высокими изолирующими свойствами.
Способ самосинхронизации
Он исключает необходимость точной подгонки частоты и фазы напряжения включаемой синхронной машины. Последнюю разворачивают до частоты вращения, незначительно отличающейся от синхронной (с точностью до нескольких процентов), и невозбужденной включают в сеть. При этом обмотку возбуждения замыкают на разрядный резистор, используемый при гашении поля , либо на специально предусмотренный для этой цели резистор, либо на якорь возбудителя, чтобы избежать появления в обмотке возбуждения напряжений, опасных для ее изоляции. После включения генератора в сеть подают импульс на включение АГП и машина возбуждается.
-В момент включения невозбужденной синхронной машины в сеть имеют место бросок тока статора и снижение напряжения в сети. Однако ток и соответствующая электродинамическая сила (она пропорциональна квадрату тока) меньше, чем при к. з. на выводах генератора. Испытания показали, что обмотка статора в механическом отношении не реагирует на первый пик тока включения; деформация достигает наибольшего значения только спустя несколько периодов после включения. Учитывая также быстрое затухание свободной сверхпереходной составляющей тока статора, можно при оценке допустимости самосинхронизации начальное значение периодической составляющей тока Iп,0 и напряжение U на выводах генератора определять по переходному сопротивлению: и U=Iп,оX’d
Преимуществами метода самосинхронизации являются: значительное упрощение операции включения, которое позволяет применить несложную систему автоматизации процесса; быстрое включение машины в сеть, что особенно важно при аварии в системе; возможность включения машин во время глубоких снижений напряжения и частоты сети, имеющих место при авариях в системе; отсутствие опасности повреждения машины.
В настоящее время для машин мощностью до 3000 кВт включительно самосинхронизация является основным способом включения на параллельную работу.
Режимы работы 3-обм. АТ.
Тепловое старение изоляции
Одной из важнейших характеристик изоляции является средний срок службы, при этом температура изоляции класса А изменится в интервале 80-140°.
Средний срок службы можно описать выражением:
,
А, α – характеристики изоляции, υ – температура нагрева, t = 80-120°C. Если температура номинальная, если t = 98°C, то номинальный срок службы . На практике часто используют относительный срок службы.
, в
еличина, обратная относит. сроку службы, называется износом.
.
На практике определяется средний износ за сутки или за год. За сутки .
Н – число опасных часов в сутки.
Воздушные выключатели
В воздушных выключателях деионизация дугового промежутка происходит в потоке сжатого воздуха, вытекающего из гасительной камеры в атмосферу через металлическое сопло, по оси которого расположен дуговой промежуток. Наибольшее распространение получили гасительные устройства с двусторонним дутьём и полыми контактами, являющимися одновременно соплами, через которые воздух вытекает из камеры в атмосферу. При размыкании контактов дуга сдувается потоком воздуха с торцов на внутренние поверхности контактов или вспомогательные электроды, расположенные по оси.
Давление воздуха в камерах мощных выключателей составляет 2 – 4 Мпа. Скорость истечения воздуха зависит от поперечного сечения канала. Наименьшая скорость имеет в камере. По мере приближения к соплам поперечное сечение канала уменьшается, скорость истечения воздуха увеличивается, а давление уменьшается. Условия истечения воздуха из гасительной камеры и отключающая способность выключателя зависит помимо других факторов от расстояния между контактами(ход контактов – l=(25-35)мм). Если расстояние слишком велико, отключающая способность гасительного устройства понижена, так как часть дугового находиться в зоне, где скорость воздуха относительно мала. Расстояние между контактами не должно быть и слишком малым, так как при этом сечение канала оказывается слишком малым.
Наибольший ток, который может быть отключён гасительным устройством воздушного выключателя, зависит от давления воздуха, площади сечения отверстия сопла и скорости восстанавливающего напряжения. С увеличением давления воздуха и сечения выходного отверстия сопла отключающая способность выключателя увеличивается. Вместе с тем увеличивается расход воздуха и размеры клапанов. До последнего времени давление воздуха в выключателях не превышало 2 МПа. Новейшие выключатели с большой отключающей способностью работают при давлении воздуха 4 МПа. Опыт показывает, что оптимальные условия работы гасительного устройства воздушного выключателя с одним разрывом при давлении воздуха 2 Мпа соответствуют напряжению 55 – 60 кВ и при давлении 4 Мпа – напряжению 110 – 1кВ . Выключатели для более высоких номинальных напряжений строят только с многократным разрывом цепи, с несколькими гасительными устройствами, включенными устройствами.
Элегазовые выключатели (ЭВ)
Эксплуатация масляных и воздушных выключателей имеет недостатки, а именно: наличие масляного хозяйства; воздухоподготовка; наличие персонала для обслуживания; недостаточная отключающая способность.
Активно внедряются ЭВ. ЭВ выпускаются на U=(3-750)кВ
Достоинства ЭВ: простота конструкции; относительно простое гашение дуги.
Гасительный модуль и полюс заполнены элегазом SF6 (шестифтористая сера). SF6 имеет электр-ю прочность.
Мощность отключения в 100 раз > чем в воздушном.
Отключающая способность хорошая Iн,откл=(40-63)кА
Элегаз безвреден, не горит, не взрывоопасен, не имеет запаха. Опасность представляют продукты разложения соединения серы и фтора (к-е образуются при отключении), к-е имеют неприятный запах.
Производители выпускают баковые и колонковые ЭВ. Баковые на U=(35-220)кВ, колонковые на U=(110-500)кВ. Зарубежные производители выпускают баковые на U≤245кВ, колонковые на U≤750кВ.
ЭВ устанавливаемые на ОРУ можно разделить на 2 группы: баковые и колонковые.
Схема бакового выключателя имеет вид:
1-бак; 2-привод; 3-тр-р тока; 4-высоковольтный ввод.
Достоинство бакового ЭВ-наличие встроенного ТТ. Привод заводиться с помощью пружины.
Вакуумные выключатели(ВВ)
Погрешности ТТ
Схема замещения измерительного ТТ такая же как и для силового:
Согласно 1 закону Кирхгофа из векторной диаграммы видно:
I1=I0+I’2
Погрешности ТТ зависят от тока намагничивания и нагрузки.
Постоим векторную диаграмму нагруженного трансформатора. Для этого вторичную обмотку приводят к числу витков первичной.
Из векторной диаграммы определяем погрешности.
Из выр-я видно, что токовая погр-ть зависит от соотнош. токов
I0 и I1.
Угловая погр-ть δ ввиду малости угла можно записать δ≈sin δ. Из векторной диаг-мы δ≈АВ/ОА=(I0/I1)∙cos(α+ψ). δ зависит от соотнош. первич. тока и тока намагнич., а также от нагрузки.
37. Характеристики погрешностей ТТ: зависимость от I1, зависимость от нагрузки.
Зависимость погрешностей от первичного тока можно проследить с помощью кривой намагничивания В=f(Н), поскольку при заданной нагрузке индукция в магнитопроводе пропорциональна первичному току, а напряженность магнитного поля – току намагничивания.
Кривые токовой погрешности имеют U-обр форму. Наименьшие погрешности имеют место при первичном токе, превышающем номинальный в несколько раз.
Наименьшие погрешности имеют место при замкнутой накоротко вторичной обмотке (Z=0). При включении приборов нагрузка увеличивается, что ведет к возрастанию ЭДС, и следовательно, индукции и тока намагничивания. Т.о. увеличение нагрузки ведет к возрастанию погрешностей. При размыкании вторичной цепи (Z=∞) результирующая МДС становится равной МДС первичной обмотки. Магнитная индукция и вместе с ней потери в мощности возрастают. Кривая индукции вследствие насыщения стали имеет вид трапеции, аЭДС у зажимов вторичной обмотки становится остроконечной. Пики напряжения могут достигать нескольких кВ, что опасно для людей и изоляции.
Элегазовые ТТ.
Измерительные трансформаторы напряжения. Основные понятия и опр-я
Измерительным трансформатором напряжения называют трансформатор, предназначенный для преобразования напряжения до значения, удобного для измерения, и выполненный так, что вторичное напряжение трансформатора, увеличенное в Кном раз, соответствует с требуемой точностью первичному напряжению (при изменении последнего в определенных пределах) как по модулю, так и по фазе. Множитель Кном представляет собой номинальный коэффициент трансформации трансформатора напряжения.
Номинальный коэффициент трансформации равен отношению номинального первичного и номинального вторичного напряжений:
(15-1) В отличие от силовых трансформаторов номинальный коэффициент трансформации трансформатора напряжения несколько отличается от отношения чисел витков n = =W1/W2.
Номинальные первичные напряжения трансформаторов стандартизованы в соответствии со шкалой номинальных линейных напряжений сетей. Исключение составляют однофазные трансформаторы, предназначенные для включения в звезду с заземленной нейтралью первичной обмотки, для которых в качестве номинальных первичных напряжений приняты фазные напряжения сетей,
например илн .
Номинальные вторичные напряжения основных вторичных обмоток трансформаторов напряжения установлены равными 100 или В. Номинальные напряжения дополнительных обмоток указаны ниже.
Шкалы измерительных приборов, предназначенных для присоединения к трансформатору напряжения с номинальным коэффициентом трансформации Кном и надписывают в значениях первичного напряжения, т.е.U2∙Кном.
Схемы включения ТН.
Схема включения зависит от величин, подлежащих измерению (линейных, фазных или напряжения нулевой последовательности, возникающего при замыкании на землю). Линейные напряжения подводятся к соответствующим обмоткам измерительных приборов и реле. Напряжения фазные и нулевой последовательности используют для релейной защиты, а также для сигнализации о замыканиях на землю в сетях, где повреждения этого вида могут длительно существовать. Для измерения перечисленных напряжений применяются одно- и трёхфазные ТН, включаемые соответствующим образом.
1. Однофазные тр-ры, включенные в «звезду» с заземлённой нейтралью ВН (Y0/Y0).
Эта схема распространена вследствие её универсальности (особенно в установках 35кВ и выше)
Обмотки тр-ров могут изолироваться на полное напряжение с одного конца. Второй конец обмоток подлежит заземлению. Это упрощает конструкцию и снижает стоимость. Схема позволяет измерять как линейные, так и фазные напряжения. Напряжение нулевой последовательности можно измерить с помощью дополнительных вторичных обмоток, включенных в разомкнутый треугольник.
В нормальном состоянии напряжение на зажимах разомкнутого треугольника равно нулю. При замыкании в нём появляется 3·U0. Число витков на фазу дополнительной обмотки выбирают так, чтобы при замыкании в сети напряжение на его зажимах составляло 100В.
ТН для незаземл. сетей, где 3·U0 достигает Uф, имеют дополнительные обмотки с напряжением 100/3 В (на фазу). ТН в эффективно заземлённых сетях имеют дополн. обмотки с напряжением 100В на фазу, поскольку напряжение нулевой последовательности тут меньше.
2. Трёхфазные ТН.
Они применяются в установках до 20 кВ (заменяют группу однофазных ТН, соединённых в «звезду» и при этом отличаются меньшей стоимостью). Трёхфазные тр-ры имеют пятистержневые магнитопроводы броневого типа, обеспечивающие замыкание в них магнитных потоков нулевой последовательности, вознивающих при замыкании на землю. Обмотки соединяют Y0/Y0-12. Дополнительные обмотки также соединяют в разомкнутый треугольник. Погрешности трёхфазных ТН больше погрешности однофазных вследствие несимметрии магнитной системы. При несимметричной нагрузке они возрастают ещё больше.
3. Неполный треугольник.
Эта схема позволяет непосредственно измерить два линейных напряжения. Она целесообразна, когда нагрузку ТН составляют счётчики и ваттметры. Рассматриваемая схема позволяет получить и третье напряжение (например, UCA), но при включении приборов на эти зажимы нагружаются оба тр-ра. При этом угловые сдвиги тока по отношению к соответствующим напряжениям неодинаковы, что вызывает увеличение погрешности. Поэтому присоединения приборов к этим зажимам следует избегать.
Конструкции ТН.
Измерительный ТН во многом похож на силовой тр-р малой мощности для той же ступени напряжения. Но есть и отличия (назначение и условия работы). Так силовой тр-р должен рассчитываться на отвод большого кол-ва тепла, выделяющегося при работе. В измерительном ТН оно ничтожно мало.
Основные задачи, решаемые при конструировании измер. ТН, помимо точности, заключаются в создании надёжной изоляции, обеспечении минимальных размеров и массы, безаварийной работы с минимальным уходом.
До недавнего времени измерительные тр-ры (ИТН) на 6-35кВ выполняли с бумажной изоляцией, погруженной в масло. По мере повышения напряжения размеры, масса и стоимость их резко возрастают. Для устранения этих недостатков меняют метод изоляции.
Известно, что при двухслойной изоляции (например, бумажной) напряжённость поля обратно пропорциональна диэл. проницаемости сред. Поскольку диэл. проницаемость бумаги примерно в 2 раза больше диэл. проницаемости масла, твёрдая изоляция используется слабо. В новых конструкциях принимают однородную изоляцию из бумаги, пропитанной маслом, похожую на изоляцию маслонаполненного кабеля. Масляные каналы устранены, что позволило резко уменьшить изоляционные расстояния, размеры магнитопровода и кожуха. Изоляция вводов является продолжением изоляции обмотки и входит в фарфор изоляторов. Масло в изоляторах сообщается с маслом в кожухе, при этом количество масла уменьшено (тр-ры типа НОМ).
Однофазные тр-ры до 24кВ изготавливают с литой изоляцией на основе метакриловых смол и кварца (тр-ры типа НОЛ). Они имеют малые габариты и предназначены для комплектных РУ.
ТН 110кВ и выше изготавливаются каскадного типа. Они состоят из нескольких ступеней (тр-ров), изолированных друг от друга. Число ступеней определяется из номинального напряжения (примерно по 50кВ на ступень). Изоляция выполняется на напряжение ступени (Uн/N, N – число ступеней). Первичные обмотки изолированы с одного конца и соединены последовательно. Начало первичной обмотки верхней ступени присоединяют к проводу, напряжение которого нужно измерить. Для равномерности распределения UСЕТИ предусмотрены связующие обмотки.
Тр-ры каскадного типа имеют меньшую массу и стоимость, но их погрешности выше, чем у одноступенчатых. Каскадные ТН выпускают на напряжение 110, 220, 330, 500 кВ с числом ступеней 2,4,6 и 10 соответственно.
Емкостные ТН.
Так называют устройства для измерения напряжений 110кВ и выше, состоящие из емкостного делителя напряжения и ТН. Погрешность емкостных ТН выше, чем у ТН, но они распространены в системах релейной защиты и измерений, не требующих большой точности. Стоимость их также ниже, чем у ТН.
Основная часть емкостного тр-ра – делитель напряжения, состоящий из конденсаторов С1 и С2.
С1 присоединяется к проводу, напряжение которого нужно измерить. К C2 присоединяется ТН с нагрузкой на вторичных зажимах. При отключенном тр-ре UC2 пропорционально U1.
. При включенном ТН соотношение несправедливо, т.к. часть тока ответвляется в нагрузку. Для обеспечения пропорциональности U1 и U2 предусмотрен реактор, сопротивление которого .
Аппаратные комплексы
Данные устройства фактически являются усечен- ным вариантом КРУЭ и используются в основном на открытых подстанциях. Они, как правило, включают в себя выключатель, трансформатор тока, разъединитель-заземлитель, быстродействующий заземлитель. Сборные шины и другие устройства выполняются в открытом исполнении.
Турбо-, гидрогенераторы. Общие сведенья
Турбогенератор представляет собой быстроходную горизонтальную электрическую машину с неподвижным статором и вращающимся цилиндрическим неявнополюсным ротором. Чем больше частота вращения турбогенераторов, тем больше экономичность работы паровых турбин и уменьшаются габариты турбин и генераторов. На f=50 Гц ~ тока отечест. промышленность изготовляет двухполюсные турбогенераторы nНОМ = 3000 об/мин. Для атомных электростанций с относительно низкими параметрами пара применяют тихоходных четырехполюсные турбогенераторы с nНОМ = 1500 об/мин. Это позволило ввести стандартную шкалу номинальных мощностей: 2,5; 4; 6; 12; 32; 63; 100; 160; 200; 300; 500; 800; 1000; 1200; 1600; 2000 МВт. Статор турбогенератора имеет стальной корпус, который с торцов закрыт сварными щитами. Корпуса турбогенераторов с водородным охлаждением выполняют газонепроницаемыми и механически более прочными. Сердечник статора состоит из отдельных пакетов рис.1, собранных с целью уменьшения вихревых токов из изолированных лаком листов стали толщиной 0,5 мм и имеющих форму сегмента. В машинах небольшой мощности для сердечника используется горячекатаная сталь, а в генераторах мощностью более 100 МВт — холоднокатаная электротехническая сталь. Последняя имеет повышенную магнитную проницаемость и пониженные удельные потери мощности. Холоднокатаная сталь позволяет уменьшить размеры сердечника и расход меди для обмотки. Для охлаждения стали статора пакеты имеют аксиальные каналы и отделены друг от друга радиальными вентиляционными каналами. В пазах сердечника статора расположена обмотка статора. В современных турбогенераторах для статора применяют двухслойную петлевую обмотку с укороченным шагом, которая состоит из верхних и нижних стержней, соединяемых в лобовых частях пайкой. Чтобы уменьшить явление поверхностного эффекта, стержни набирают из проводников небольшого сечения. В турбогенераторах с поверхностным воздушным и водородным охлаждением эти проводники имеют сплошное сечение, а в турбогенераторах с непосредственным охлаждением обмотки статора водородом или водой стержни набирают из проводников сплошного сечения и полых проводников, внури которых циркулирует водород или вода. Ротор турбогенератора устанавливают на двух подшипниках скольжения, которые имеют принудительную смазку маслом под давлением от масляной системы турбины. Роторы крупных турбогенераторов изготовляют из цельной поковки высоколегированной стали, обладающей высокими механическими (и магнитными) свойствами, а роторы турбогенераторов малой мощности — из углеродистой стали. На поверхности бочки ротора фрезеруют пазы, в которые укладывают обмотку возбуждения. Пазы закрывают клиньямииз высокопрочных, немагнитных (для уменьшения потока рассеяния ротора) материалов. Лобовые части обмотки ротора удерживаются от смещения бандажными кольцами (каппами). В них возникают еще большие механические напряжения в связи с этим у крупных турбогенераторов бандажные кольца выполняют из немагнитной высокопрочной (аустенитной) стали или титана. Для обмотки ротора небольших турбогенераторов используют электролитическую медь, а крупных турбогенераторов— медь с присадкой серебра (0,03—0,1%), так как в чистой меди появляются остаточные деформации, которые могут привести к разрушению обмотки. Стержни обмотки ротора набирают из отдельных проводников. Обмотка ротора с помощью токопровода соединяется с контактными кольцами (в машинах с бесщеточной системой возбуждения кольца отсутствуют). Их изготовляют из износоустойчивой стали.
2. ГИДРОГЕНЕРАТОРЫотносятся к числу тихоходных электрических машин. Их частота вращения ниже частоты вращения турбогенераторов и, может иметь различные значения — от нескольких десятков до нескольких сотен оборотов в минуту, так как частота вращения гидротурбин зависит от напора и расхода воды в створе реки. Гидрогенераторы делят на вертикальные и горизонтальные. Гидрогенераторы средней и большой мощности имеют вертикальное исполнение, а гидрогенераторы небольшой мощности — горизонтальное. Вертикальные гидрогенераторы имеют один опорный подшипник (подпятник), общий для всего гидроагрегата турбина — генератор. Подпятник воспринимает большую нагрузку, и передает ее крестовине. Радиальные усилия, действующие на ротор, воспринимают два направляющих подшипника. Они же обеспечивают вертикальное положение ротора. В зависимости от расположения подпятника различают гидрогенераторы подвесного и зонтичного типов. В гидрогенераторе подвесного типа подпятник находится над ротором, а зонтичного типа он находится под ротором. Подвесное исполнение обеспечивает ему более высокую механическую устойчивость и свободный доступ к подпятнику, а зонтичное исполнение позволяет уменьшить массу агрегата, снизить его высоту и соответственно высоту всего здания. Корпус статора гидрогенератора выполняют сварным из листовой стали, причем при наружном диаметре корпуса более 4 м по условиям перевозки корпус и сердечник статора выполняют разъемными, в виде нескольких секторов. Как и у турбогенераторов, сердечник гидрогенератора состоит из отдельных пакетов, которые для не больших генераторов собирают из листов горячекатаной стали, а для крупных генераторов — из листов холоднокатаной стали. Пакеты разделяют вентиляционными радиальными каналами. Ввиду большой разницы в частотах вращения гидрогенераторов и турбогенераторов существует принципиальное различие в конструкции пх роторов. Гидрогенератор имеет явнополюсный ротор, который представляет собой своеобразное колесо большого диаметра, состоящее из внутренней части — остова, насаживаемого с помощью втулки на вал, и наружной части — обода, собранного из штампованных сегментов. На ободе располагают полюсы с обмоткой возбуждения. Чем меньше частота вращения гидрогенератора, тем большее число полюсов и катушек необходимо разместить на ободе. Поэтому у тихоходных гидрогенераторов диаметр ротора значительно больше, чем у быстроходных. Увеличение мощности гидрогенератора при неизменной частоте вращения также приводит к увеличению его диаметра. При больших диаметрах ротора в ободе возникают значительные механические напряжения, особенно при угонной частоте вращения, которая превышает номинальную в 2—3 раза и имеет место при сбросе нагрузки в случае отказа системы регулирования. Это может вызвать вибрацию и смещение центра тяжести ротора. Для устранения опасных смешений применяют горячую насадку обода па остов ротора. Полюсы ротора состоят из стального сердечника, собранного из отдельных пластин листовой стали или выполненного массивным из стальной поковки, и катушки обмотки возбуждения, намотанной из неизолированных мед-пых проводников прямоугольного сечения. Контактные кольца роторов гидрогенераторов выполняют из стали. В крупных гидрогенераторах каждое кольцо состоит из двух полуколец.
СИНХРОННЫЕ КОМПЕНСАТОРЫ
Синхронный компенсатор представляет собой ненагруженный синхронный двигатель, который в зависимости от тока возбуждения может либо вырабатывать (в режиме перевозбуждения), либо потреблять (в режиме недовозбуждения) реактивную мощность. Особенностью синхронных компенсаторов является возможность работы как с положительным, так и с отрицательным возбуждением. Синхронные компенсаторы обычно выполняют с явнополюсным ротором, и конструктивно они аналогичны гидрогенераторам, только у всех СК вал расположен горизонтально. При таком исполнении уменьшаются масса, размеры и стоимость компенсатора; монтаж и ремонт возможны без крана; фундамент оказывается проще и дешевле. Для повышения устойчивости параллельной работы синхронных компенсаторов их выполняют со значительным моментом инерции. Поэтому валы синхронных компенсаторов несмотря на малый вращающий момент (нагрузка на валу отсутствует) имеют значительные размеры. Для повышения механической прочности валы выполняют коваными. В настоящее время отечественная промышленность изготовляет явнополюсные синхронные компенсаторы на 750 и 1 000 об/мин с номинальными мощностями (при опережающем токе): 10; 16; 25; 32; 50; 100; 160; 350 MB-А. При указанных частотах вращения синхронные компенсаторы в явнополюсном исполнении имеют меньшую стоимость и меньшие потери энергии, чем в неявнополюсном исполнении, поэтому последние не нашли широкого применения. Для облегчения пуска явнополюсных синхронных компенсаторов их выполняют с пусковой обмоткой, которая состоит из стержней, уложенных в полузакрытые пазы на полюсах ротора. Изготовление стержней из сплавов с повышенным активным сопротивлением — латуни, алюминиевой бронзы и др.— позволяет получить достаточно большой пусковой момент. На торцах полюсов стержни замыкают накоротко медными или латунными сегментами, а сегменты соседних полюсов объединяют электрически в общее короткозамыкающее кольцо. Сечение стержней и сегментов выбирают, исходя из значений пусковых токов и длительности пуска. При работе синхронного компенсатора в режиме потребления реактивной мощности имеет место более глубокое проникновение потоков рассеяния лобовых частей обмотки статора в торцевую зону сердечника статора. Это увеличивает потери мощности и соответственно нагрев не только торцовой зоны сердечника статора, но и нажимных плит, кронштейнов, бандажных колец и др. Поэтому у синхронных компенсаторов, которые рассчитаны на потребление реактивной мощности более 50% номинальной, нажимные плиты, кронштейны, бандажные кольца и другие конструктивные элементы выполняют из немагнитных материалов.
СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ
Все системы охлаждения можно подразделить на косвенные (или поверхностные) и непосредственные (или внутрипроводниковые). Некоторые машины выполняют со смешанной системой охлаждения. В качестве охлаждающих сред используют воздух, во