Гидрометеорологические условия.
Климат Средиземного моря относится к типу климатов субтропической зоны и характеризуется дождливой зимой и жарким летом. Суточный ход относительной влажности хорошо выражен летом. Максимум ее наблюдается ночью и утром, а минимум в послеполуденные часы. Относительная влажность на побережье тесно связана с направлением ветра. В открытом море в течении всего года к югу от параллели 400 сев. шир. преобладают ветры от W и NW, средняя скорость ветра литом составляет 2-5 м/с. Часто наблюдаются штили. В порту Генуя в период с апреля по сентябрь преобладают ветры от S и SO. Хорошо развиты бризы. В открытом море туманы редки. На побережье туманы наблюдаются чаще, в порту Генуя их среднегодовое количество достигает 47. Видимость более 10 миль. Значительное влияние на условия видимости оказывают ветры. Ветры сирокко, либеччо и береговой бриз ухудшают видимость, так как они несут много пыли. Летом часты грозы и миражи.
Средняя величина прилива редко превышает 0,7 м. Температура воды высокая. Преобладает волнение I-II балла. Высота волн может достигать 7 метров, а длина 200 м.
Таблица 1.3
Гидрометеорологические условия
События | Районы |
Средиземное море | |
Господствующие ветры | W, NW, S |
Повторяемость шторма | <1% |
Волнение (направление и степень) | I-II балла O,SO |
Видимость | >10 миль |
Повторяемость тумана | <1% |
Постоянные течения | N, NW |
Температура воздуха | 350 |
Относительная влажность | 50-70% |
Температура морской воды | 230 |
Плотность морской воды | 1.025-1.026 |
Особые явления | Грозы, миражи |
Навигационно-гидрографический очерк.
Плавание по выбранному маршруту не представляет трудностей в навигационном отношении. Весь предстоящий маршрут хорошо оборудован средствами навигационного оборудования. Имеется достаточное количество радиомаяков и звукосигнальных установок , обеспечивающих плавание в условиях плохой видимости. Ориентирами при плавании могут служить мысы, форты, башни и другие искусственные сооружения. Берег приглуб. Опасностей далеко отстоящих от берега нет. Магнитных аномалий нет.
Подходные фарватеры порта Генуя и Бенгази оснащены створами, подводные опасности ограждены плавучими знаками, что дает возможность достаточно легко вести судно по фарватеру и заранее обнаруживать подводные опасности. В районе порта Генуя имеется зона разделения движения. Входить и выходить из зоны разделения движения необходимо в соответствии с правилами, по рекомендованным путям.
Хорошо защищенных от ветра якорных стоянок нет.
Таблица 1.4
Средства навигационного оборудования
№ п/п | Наиме- нование | Место установки | Дал. вид. мили | Харак-тер. Работы | В момент открытия | В момент траверза | В момент Закрытия | |||
П0 | Т | П0 | Т | П0 | Т | |||||
Мк Генуя | На мысе Генуя | Бл пр (3)(8с) | - | - | - | - | 350° | |||
Мк Портофино | На мысе Портофино | ЗлПр (2)(15с) | - | - | 71° | 9° | ||||
Мк Джиралья | На острове Диралья | БлГрПр (2) (12с) | 173° | 251° | 3080 | |||||
Мк Траттойе | На мысе Траттойе | ЗлПр (3с) | 1300 | 710 | 470 | |||||
Мк Бастия | Порт Бастия | ЗлПр (3с) | 2260 | 2510 | 2830 | |||||
Мк Формике-ди-монтекристо | На острове Монтекристо | БлПр (6с) | 1540 | 71° | 19° | |||||
Мк Марсала | Порт Марсала | БлГрПр (2)(10с) | 83° | 41° | 05° | |||||
Мк Росселло | На мысе Росселло | БлПр (15с) | 67° | 410 | 33° | |||||
Мк Гордан | На мысе Горда | БлПр (10с) | 1550 | 02.05 0158 | 221° | 300° | ||||
Мк Валлетта | На мысе Валлетта | БлПр (15с) | 150° | 221° | 298° | |||||
Мк Бенгази | Порт Бенгази | Бл19 Кр12 | БлиКрПр(5с) | 131° | - | - | - | - |
Таблица 1.5
Радиомаяки
№ п/п | Название | Позывной сигнал | Частота (длина волны) | Характе-ристика | Даль-ность действ, мили | Расписание работы | Стр. описа-ния |
АРМк Генуя | --. . -. | А1 | |||||
АРМк Камольи | … --. | А2 | |||||
РМк Джиралья | -.-. - | А2 | |||||
АРМк Эльба | .-. -… | А2 | |||||
АРМк Бастия | -.- ..-. | А2 | |||||
АРМк Ольбия | - --- .--. | А2 | Только днем | ||||
АРМк Карбонара | -.-- .- .- | А1 | |||||
АРМк Дечимоманну | -… -.. -- | А1 | |||||
АРМк Мальта | - --. .-. | А2* | |||||
АРМк Эс-Сидер | … ..- -. | А2 |
Род работы указан условными обозначениями:
А1 – работа незатухающими колебаниями, манипулированными;+
А2 – работа тонально-модулированными колебаниями, манипулированными по несущей частоте;
А2* - работа тонально-модулированными колебаниями, манипулированными только по тональной частоте (с непрерывным излучением несущей частоты);
Сведения о портах.
ГЕНУЯ
Порт Генуя, являющийся крупнейшим и главным портом Италии, находится в вершине Генуэзского залива. Он состоит из старого и нового портов. С моря порт защищен волноломом Дука-ди-Гальера и Внешний волнолом. Старый порт состоит из Аванпорта, Внутренней гавани и бассейна Лантерна, а новый порт – из бассейна Сампьер-дарена. Порт оборудован подъемными механизмами, складами, элеваторами и подъездными путями. Порт Генуя доступен для судов с любой осадкой.
В порт ведут два входа: восточный, расположенный между оконечностями волнолома Дук-ди-Гальера и мола Умберто-Каньи, и западный – между оконечностями Внешнего волнолома и мола Нино-Ронко. Ширина восточного входа в порт 1,2 кбт. Западный вход закрыт для судов входящих в порт. Судам, выходящим из порта, запрещается ночью пользоваться западным входом ввиду отсутствия ориентиров. При входе в порт ночью суда должны становиться на якорь в Аванпорте с таким расчетом, чтобы не мешать проходить другим судам.
Лоцманская проводка в порт обязательна. Суда должны ожидать прибытия лоцмана примерно в 1 миле от входа в порт. Скорость передвижения судов в порту не должна превышать 4 узла. Вход и выход из порта осуществляется со скоростью не более 5 узлов. Запрещается обгон судов и пересечение их курсов.
В порту имеется 21 буксир, в том числе буксиры для буксировки судов в открытом море, многочисленные краны грузоподъемностью 1,5-10 т, алавучие краны грузоподъемностью 30-150 т, угольные приемники.
В порту можно произвести ремонт корпуса и механизмов. Имеется 5 сухих доков.
В порту можно произвести дератизацию судна. Дезинфекционная станция находится в большом карантинном здании на пирсе Пьетро-Палеокапа. По прибытию в порт необходимо предъявить свидетельство о дератизации.
В порт Генуя ввозят минеральные масла, металл, руду, лес, соль, химические продукты, фосфаты, хлопок, шерсть, кофе; вывозят трубы станки, автомашины, тракторы, бумагу, ковры, вино.
БЕНГАЗИ
Расположен на восточном побережье залива Сидра, в небольшой бухте, вдающейся в африканский берег с северо-восточной стороны полуострова Джулиана.
Подходы к порту затруднений не вызывают, однако южнее порта существуют банки, которые надо обходить на безопасном расстоянии.
В порт ведет фарватер, огражденный светящимися буями, но в порт возможно зайти только днем.
Гавани порта защищены с севера Внешним молом и с юго-запада молом Джулиана. Вход в порт углублен до 10 м. и расположен между оконечностями этих молов. Ширина его 210 м.
Порт состоит из 4 гаваней: Новой, Старой, Марса-Джулиана и Себхет-эль-Бунта.
Обилие плавающих водорослей может привести к засорению кингстонов.
В районе порта в летний период преобладают северо-восточные ветры, которые могут затруднить выполнение грузовых операций на рейде. Резкий переход ветров на юго-западное направление сопровождается дождливой погодой и штормом. В зимний период преобладают северные и северо-восточные ветры. Течение в районе порта направлено на юг, но оно может поменяться при продолжительных ветрах. С февраля по апрель при ветрах северного направления, особенно при северо-восточных ветрах, а в мае при ветрах юго-восточной четверти горизонта уровень воды может понизиться на 0,6 м.
Порт может принимать суда длиной до 168 м, осадкой до 9 м.
На якорь суда становятся на внешнем рейде перед портом, к северу и западу от Внешнего мола, на таком расстоянии от входа, чтобы не мешать движению других судов. Глубины на якорном месте 16-30 м; грунт – песок, якоря держат хорошо.
Во время сильных западных ветров на рейде образуется большое волнение, делающее якорную стоянку на нем опасной.
В Новой гавани, находящейся между Внешним и Центральным молами, оборудованы причалы № 1-3, у которых могут стоять суда осадкой до 9 м. длина причального фронта 765 м.
В Новой гавани при сильных западных ветрах стоянка судов не безопасна вследствие захода в нее волнения и значительного подъема воды. Порт располагает понтонным электрическим краном, передвижными кранами, 12 кранами типа «JONES», тракторами, автопогрузчиками с вилочным захватом, трейлерами, поддонами грузоподъемностью по 400 т, транзитными закрытыми складами общей грузовместимостью 17,5 тыс. куб. м., имеются открытые складские площади.
Заказы на услуги стивидоров оформляются через судовых агентов.
Операции по открытию и закрытию люков выполняются членами судового экипажа.
Использование вахтенных обязательно. Вахтенные предоставляются портом.
Агентирование. Фирма «S. Shipping & Stevidoring Co.». Почтовый адрес: University square, P.O. box 657684 , benghasi. Телефон: 654887691
Информация о приходе. Нотисы ЕТА направляются судовому агенту за 48 часов до подхода судна к порту. Фактическое время прибытия и сведения об осадке сообщаются капитану порта по приходу судна.
Ремонт. Производится мелкий ремонт.
Услуги лоцманов. Лоцманская проводка обязательна и выполняется ежедневно с 7:00 до 20:00.
Услуги буксиров. В порту имеется 6 буксиров. Использование буксиров обязательно для судов более 100 рег. т. нетто.
Судовые сборы. Тарифы судовых сборов предоставляются по требованию.
Снабжение. Заказы на предоставление бункерного топлива должны быть оформлены за 48 часов до указанного срока. В порту можно получить нефтяное и дизельное топливо в ограниченном количестве, по высоким ценам. Уголь не предоставляется. Пресная вода подается со всех причалов, но напор воды в дневное время мал. Имеется баржа-водолей вместимостью 90 т.
Предварительный выбор пути на морских участках.
От порта Генуя до порта Бенгази необходимо следовать через Корсиканский, Тунисский, Мальтийский проливы и далее через к порту назначения. Опасностей удаленных от берега на маршруте нет. В прибрежных водах Италии имеются районы боевой подготовки. При прохождении таких районов необходимо руководствоваться ИМ, а также картами районов боевой подготовки в прибрежных водах Италии.
Выбор трансокеанского пути
Рейс Одесса- Пирей не включает океанский переход, поэтому по согласованию с руководителем курсовой работы расчет плавания по локсодромии и ортодромии будет выполнен между точками j1=51°16¢ N, l1=178°40¢ W; j2=19°33¢ N, l2=112°57¢ W.
Расчет длины локсодромии:
tg K = РД/РМЧ; S = РШ*sec K
j2 j1 | 38°56¢ N 26°49¢ N | МЧ2 МЧ1 | 2525.312 1660.796 | l2 l1 | 73°34¢W 10°06¢W | K S | 77.21° 3283.76 |
РШ РШ¢ | 12.12 727.00 | РМЧ | 864.516 | РД РД¢ | 63.47 3808,00 | ||
j2+j1 | 65.75 | l2+l1 | -83.67 |
Расчет длины ортодромии:
cos D = sinj1 sinj2 + cosj1 cosj2 cosРД
sinj1*sinj2 | 0,28350 |
cosj1*cosj2*cosРД | 0,31012 |
cos D | 0,59362 |
D | 3215,13 |
Выигрыш пути составляет 68.63мили.
Расчет параметров ортодромии
I | (l1+l2)/2 | -41,8333 |
II | tg (РД/2) | 0,618417 |
III | sin (j2+j1) | 0,911762 |
IV | сosec РШ | 4,764106 |
П = II*III*IV | 2,686235 | |
V | аrctg П | 69,5813 |
l0 = I-V | -111,415 | |
l1-l0 | 37,84797 | |
cosec (l1-l0) | 1,62981 | |
tg j1 | 0,505502 | |
ctg K0 | 0,823872 |
Расчет промежуточных точек:
i | ||||||
li | 70° W | 60° W | 50° W | 40° W | 30° W | 20° W |
li-l0 | 41,41463 | 51,41463 | 61,41463 | 71,41463 | 81,41463 | 91,41463 |
sin (li-l0) | 0,66150 | 0,78168 | 0,87811 | 0,94785 | 0,98879 | 0,99970 |
tg ji | 0,54499 | 0,64400 | 0,72345 | 0,78091 | 0,81464 | 0,82362 |
ji | 28,59011 | 32,78169 | 35,88370 | 37,98651 | 39,16763 | 39,47557 |
Подготовка технических средств навигации.
Непременным условием обеспечения навигационной безопасности плавания являются своевременная подготовка, исправное содержание и умелое использование технических средств навигации. Конкретные указания по техническому обслуживанию и использованию средств навигации содержатся в инструкциях по эксплуатации, которые обязательны к выполнению во всех случаях.
Измерители времени (механические и электронные хронометры, часы и секундомеры) должны обеспечивать определение моментов времени для астронавигации с погрешностью не более 0,5 с, а для других целей — не более 0,5 мин. Для этого ежедневно по радиосигналам определяют поправку хронометра (Uхр), сравнивая его показания Tхр с моментом всемирного (гринвичского) времени (Tгр):
Uxp = Tгр—Txp.
Необходимая для судовождения точность обеспечивается вещательными сигналами советских и зарубежных радиостанций (шесть точек в конце каждого часа). Если требуется большая точность, то пользуются специальными радиосигналами времени. Электронные хронометры приемоиндикаторов спутниковых навигационных систем корректируются автоматически по сигналам времени со спутников.
Результаты ежедневных определений Uхр вносят в хронометрический журнал установленной формы. В этот журнал записывают также суточный ход хронометра (Wxp ), вычесленный по двум его поправкам U1 и U2 определенным через интервал времени ∆Т =5 суток:
Wxp=(U1-U2)/∆T
где ∆Т выражают в сутках с десятыми.
Величина и стабильность Wxp характеризуют качество хронометра. Для механического хронометра его суточный ход не должен превышать 4 с при суточной вариации до 2,5 с. Кварцевые хронометры имеют ход Wxp=0,01 с, наручные электронные часы («Слава», «Электроника» и зарубежных фирм)— Wxp =1 с и меньше, что позволяет относить их к хронометрам, а механические хронометры рассматривать как обязательные резервные. Электронные хронометры с цифровой индикацией секунд сбросом на ноль можно установить на точное время непосредственно по радиосигналам.
Механические судовые часы и секундомеры имеют регуляторы хода, пользуясь которыми добиваются необходимой точности (часовой ход секундомера не более 1 с). Аналогично регулируют лентопротяжные механизмы реверсографа (допуск расхождения с часами не более 20 с).
Секстан должен быть всегда в рабочем состоянии. При подготовке к плаванию проверяют комплектность секстана, протирают оптику, чистят и смазывают тангенциальный винт и зубчатый обод лимба (ось вращения алидады смазке не подлежит). Таблицу инструментальных поправок секстана надо выписать из формуляра и приклеить с внутренней стороны крышки футляра.
На судне выполняют три выверки секстана: перпендикулярность большого и малого зеркал плоскости лимба и параллельность ей оси трубы. Выверку большого (поворотного) зеркала осуществляют независимо с помощью диоптров. Для этого устанавливают отсчет секстана ОС=35°, секстан без трубы ставят на горизонтальное основание, глаз располагают со стороны большого зеркала так, чтобы видеть мимо его правого края диоптр, помещенный на лимб у начальных делений, а в том же зеркале у его правого края видеть другой диоптр, поставленный на лимб у больших отсчетов.
Если верхние срезы диоптров видны (в зеркале и мимо него) на одном уровне, то зеркало установлено правильно. В противном случае правильной установки добиваются вращением регулировочного винта этого зеркала. Когда в комплекте нет диоптров, то такую выверку большого зеркала делают по срезу лимба, две части которого (у правого края в зеркале и мимо него) должны быть видимы как продолжение друг друга. Выверку малого зеркала проводят по ранее выверенному большому зеркалу. Такая последовательность действий обязательна.
Для выверки малого зеркала на секстан ставят трубу и при ОС=0 наводят его на светило или удаленный предмет. Вращением отсчетного барабана сводят оба изображения светила или предмета на минимальное расстояние. Чтобы эти изображения точно перекрывали друг друга, вращают верхний (когда секстан поставлен) винт малого зеркала. Другой винт зеркала служит для уменьшения поправки индекса, что приходится делать крайне редко.
Выверку положения трубы выполняют, поставив секстан с трубой на горизонтальное основание. Расположив диоптры у концов лимба, замечают, какой удаленный предмет (его деталь) виден на линии их верхних срезов. Если этот же предмет виден не в центре поля зрения трубы, то она установлена неверно. В таком случае, ослабляя один из винтов ее крепления к стойке и подтягивая противоположный, добиваются правильной установки трубы. Такая выверка независима от других, а у секстанов с короткой трубой прямого изображения вообще не выполняется.
При измерении высот светил, непосредственно до или после этих измерений, определяют поправку индекса секстана i = 0 (3600) -oi. Отсчет индекса oi получают при совмещении обоих изображений звезды или горизонта. Изображения Солнца вместо совмещения поочередно приводят в верхнее и нижнее касания дисков, принимая за oi среднее из двух отсчетов.
Магнитный компас благодаря высокой надежности и постоянной готовности обязательно должен быть на всех судах, выходящих в море. При подготовке к плаванию проверяют свободное вращение пеленгатора, правильную установку его призмы и нитей, годность таблицы девиации и соответствие записанных в ней и фактических положений магнитов девиационного прибора в нактоузе. Пузырь воздуха над поплавком картушки увеличивает ее застой, поэтому переворачивая котелок, такой пузырь перегоняют в нижнюю камеру котелка. Если это не удается, то необходимо долить компасную жидкость. После этого проверяют картушку на застой, отклоняя ее любым магнитом в обе стороны на 1—2°, фиксируя затем остаточные отклонения. Когда угол застоя превышает четверть градуса, то заменяют шпильку.
Гирокомпас готовят к плаванию согласно Правилам технической эксплуатации, а также соответствующей инструкции для гирокомпаса, установленного на судне. Независимо от типа, гирокомпас запускают заблаговременно (обычно не позже чем за 6 ч), чтобы до отхода судна он пришел в меридиан. После этого согласовывают все репитеры, курсограф и другие сельсины-приемники (авторулевой, радиолокатор, радиопеленгатор и др.) с основным прибором, сличают с магнитным компасом, проверяют согласованность перьев курсографа, ставят отметку судового времени с датой на его ленте.
До начала движения судна определяют поправку гирокомпаса ∆ГК по пеленгам светил или удаленных ориентиров. Для этого подбирают несколько приметных ориентиров, нанесенных на карту, и по возможности точнее определяют место репитера с пеленгатором, оценивают наибольшую погрешность М этого места (в метрах) по нормам к направлению на каждый ориентир, расстояние до которого D в милях должно быть не менее 0,2М. Измерениями на карте находят истинные пеленги (ИП) ориентиров, пеленгованием получают их гирокомпасные пеленги ГКП и рассчитывают по каждому из них поправку:
∆ГК=ИП—ГКП.
Среднее из полученных значений ∆ГК принимают постоянной поправкой гирокомпаса. При выходе из порта движение судна медленное и инерционные погрешности пренебрежимо малы. Пользуясь этим, надо выполнить контрольные определения ∆ГК по всем пересекаемым створам.
Лаг готовят к работе в соответствии с требованиями инструкции по его эксплуатации. Работать в шахте лага одному без страхующего сверху и без освещения запрещается. Когда в шахте нет людей, она должна быть герметично задраена. Пускать и включать лаг (выдвижение и подъем приемного устройства) можно только по разрешению капитана. При подготовке лага к плаванию проводят его осмотр, пробное включение электросхемы по инструкции, установку нуля, проверяют соответствие установки корректора записям в формуляре и наличие таблицы поправок у репитеров, заполняют формуляр.
Радиолокатор готовят к работе в соответствии с общими требованиями Правил технической эксплуатации и конкретными указаниями инструкции по эксплуатации радиолокатора, установленного на судне. После внешнего осмотра, убедившись, что возле антенны нет посторонних предметов, радиолокатор включают, проверяют согласование с основным прибором гирокомпаса и работоспособность РЛС на всех шкалах дальности и режимах.
Общими признаками исправной работы радиолокационной станции являются стабильность и четкость изображения объектов, подвижного и неподвижных кругов дальности, электронных визира и отметки курса.
Проверяют возле каждого радиолокатора наличие схемы его теневых секретов и мертвой зоны.
Приемоиндикатор спутниковой навигационной системы (СНС) обычно не выключают на период стоянки судна. Для проверки работоспособности приемоиндикатора до отхода судна выполняют не менее трех обсерваций, сравнивая результаты с его местом у причала; проверяют сопряжение с гирокомпасом и лагом— расхождения не должны превышать 0,2° и 0,2 узла. Высоту антенны и другие исходные данные вводят согласно инструкции.
Радиопеленгатор готовят к работе согласно требованиям и инструкции по эксплуатации, согласованием с основным прибором гирокомпаса погрешностью не более 0,5°.
Работоспособность радиопеленгатора проверяют путем включения (после заземления всех судовых антенн радиосвязи) и пеленгования нескольких радиостанций с определением стороны их расположения. Кроме того, уточняют наличие у радиопеленгатора таблицы или графика радиодевиации, расхождения которых с фактической допускаются не более чем на 0,7°. В противном случае необходимо определить радиодевиацию, для чего вызывают девиатора.
Эхолот готовят к работе согласно инструкции по эксплуатации. При необходимости регулируют частоту вращения двигателей самописца и указателя глубин, проверяют заправку ленты самописца и установку нуля глубин.
При подготовке навигационного автоматизированного комплекса (НАК) проверяют все навигационные приборы и устройства, пускают и устанавливают на точное время кварцевый хронометр. Следует убедится, что вся электро-радио навигационная аппаратура, входящая в состав НАК, может работать автономно, независимо от включения системы автоматизации.
Проектирование перехода