Статистические методы оценки погрешности измерений и характеристик двух сравниваемых приборов
Цель работы: научиться оценивать погрешность измерений двух приборов одного назначения и их метрологических характеристик на ПК в программе Excel.
Задание. 1. Проверить погрешность и оценить класс точности двух приборов.
2. Провести сравнительный анализ точности измерений двух приборов.
Основные сведения
При разработке нового оборудования устанавливают его метрологические характеристики: погрешность, точность и чувствительность. Для сопоставимости одноименных показателей характеристик свойств продукции и оценки точности и класса нового прибора и методик, проводят испытания на новом и известном оборудовании. Затем специалист осуществляет анализ данных, и даёт заключение о метрологических характеристиках нового оборудования и возможности его применения для оценки показателей качества продукции.
Для контроля качества очень важно, чтобы исследо-вательские приборы и оборудование давали максимально точные характеристики продукции.
Для этого необходимо сравнить работу двух измерительных приборов, прибор А, класс точности которого известен, например 3а и разработанного (нового) прибора В.
Из партии тканей была сделана случайная выборка проб п=10, и проведены испытания проб поочередно на приборе А, а затем на приборе В. Результаты измерений представлены в табл. 7.1. Сравнительный анализ точности приборов необходимо оценить при уровне значимости α=0,01.
Таблица 7.1. Результаты испытания ткани на приборах А и В
прибор А (хi) | 56,1 | 56,2 | 56,04 | 56,1 | 56,08 | 56,18 | 56,03 | 56,15 | 56,08 | |
прибор В ( yi) | 56,2 | 56,25 | 56,02 | 56,18 | 56,06 | 56,04 | 56,24 | 56,12 | ||
di = yj-xj | 0,1 | -0,2 | 0,25 | -0,02 | 0,08 | -0,02 | -0,14 | 0,21 | -0,15 | 0,04 |
Таким образом, мы имеем две зависимые случайные выборки измерения одного и того же показателя на разных приборах. Другими словами надо определить значимо или незначимо различаются статистические оценки Х и У двух выборок.
Решение. Степень зависимости выборок оценим по величине коэффициента корреляции Пирсона rxy по формуле:
Вычисляем разности выборочных значений di=yj-xj (табл. 7.1). Полученный ряд данных di считается выборкой объемом п.
Определяем среднее по di и дисперсию d2 полученных разностей по формулам:
и
Рассчитываем средние значения:
и
Расчетное (опытное) значение критерия Стьюдента определяют по формуле:
или для новой выборки
В нашем примере rxy = -0,630; =0,02; d2=0,02249; = 56,095; =56,11; tB= -0,3141022. Число степеней свободы f = п-1= 10 - 1 = 9.
По таблице критических точек распределения Стьюдента (см. приложения), при уровне значимости α=0,01 и f=9 определяем критическое значение Стьюдента tкр = 3,25.
Если |tB| < tкр, нет оснований сомневаться в достоверности данных, так как показания приборов существенно не отличаются друг от друга, то есть приборы практически идентичны по точности измерения.
Если |tB| > tкр, то приборы существенно отличаются друг от друга по точности измерения.
Определяем вероятность значимости результатов, которая рассчитывается по опытному значению критерия Стьюдента |tB| (в нашем примере |tB|=0,422), с помощью таблиц распределения Стьюдента, по числу степеней свободы f=9 и при уровне значимости α и α/2, определяем вероятность значимости:
Р(|Т| < 0,422) = 0,683 — т.к. 0,683>0,422, то имеем двустороннюю вероятность значимости, то есть строят двустороннюю критическую область распределения Стьюдента; Р(|Т| < 0,422) = 0,342 т.к 0,342<0,422, то имеем одностороннюю вероятность значимости.
В программе Excel
В пакете Анализ данных инструмент Парный двухвыборочный t-тест для средних используется для проверки гипотезы о различии средних для двух выборок данных. В нем не предполагается равенство дисперсий генеральных совокупностей, из которых выбраны данные. Парный тест используется, когда имеется естественная парность наблюдений в выборках.
Рассмотрим работу пакета анализа для проверки гипотезы о различии между средними на нашем примере.
Алгоритм действий следующий. Формируем таблицу исходных данных, располагая в ряд 1 в ячейку А1 записываем прибор А, а в ячейки В1:К1 данные испытаний на приборе А.
В ряд 2 в ячейку А2 пишем прибор В, а в ячейки В2:К2 данные испытаний на приборе В.
Для Excel-2003 выполнить командыСервис/Анализ данных/ Парный двухвыборочный t -тест для средних - ОК.
Для Excel-2007 выполнить командыДанные / Анализ / Анализ данных / Парный двухвыборочный t-тест для средних - ОК.
В диалоговое окно внести данные:
Интервал переменной 1: $А$ 1 :$К$ 1.
Интервал переменной 2: $А$2:$К$2.
Гипотетическая средняя разность: 0 (значение по умолчанию).
Альфа: 0,01.
Выходной интервал: $А$6. ОК.
Excel представит результаты решения в виде (табл. 7.2).
Таблица 7.2. Результаты решения примера 2 с помощью инструмента Excel-2007 «Парный двухвыборочный t -тест для средних»
А | B | C | D | E | G | F | H | I | J | K | |
прибор А | 56,1 | 56,2 | 56,0 | 56,1 | 56,0 | 56,1 | 56,0 | 56,1 | 56,0 | ||
прибор В | 56,2 | 56,25 | 56,0 | 56,1 | 56,0 | 56,0 | 56,2 | 56,1 | |||
Парный двухвыборочный t-тест для средних | |||||||||||
прибор А | прибор В | ||||||||||
Среднее | 56,096 | 56,111 | |||||||||
Дисперсия | 0,004226 | 0,00992 | |||||||||
Наблюдения | |||||||||||
Корреляция Пирсона | -0,668493 | ||||||||||
Гипотетическая разность средних | |||||||||||
df | |||||||||||
t-статистика | -0,314102 | ||||||||||
P(T<=t) одностороннее | 0,380301 | ||||||||||
t критическое одностороннее | 2,821437 | ||||||||||
P(T<=t) двухстороннее | 0,760602 | ||||||||||
t критическое двухстороннее | 3,249835 |
В таблице 7.2 значения определены по формулам:
· - среднее -
· дисперсия —
· наблюдения —п=10;
· корреляция Пирсона rxy по формуле;
· Гипотетическая разность средних ∆ принимаем равной нулю;
· df - число степеней свободы — к=п-1=9;
· t-статистика = tB – расчетное значение критерия Стьюдента;
· P(T<=t) одностороннее – односторонняя вероятность значимости;
· t критическое одностороннее – tкр – критическое значение критерия Стьюдента;
· P(T<=t) двухстороннее - двухсторонняя вероятность значимости;
· t критическое двухстороннее - tкр – двухстороннее критическое значение критерия Стьюдента.
Выводы:
Так как |tB|=0,3141022<tкр табл=3,25, то можно сказать, что показания приборов существенно не отличаются друг от друга, то есть приборы практически идентичны по точности измерения.
Сравнивая значения критерием Стьюдента, видно, что значение |tB| меньше двухстороннего и одностороннего критического значения критерия Стьюдента, следовательно, полученные результаты значимы, достоверны и сомнений не вызывают.
Задание для самостоятельной работы №7.1.
Провести анализработы двух измерительных приборов, прибор А, класс точности которого известен, и прибора В – точность измерения которого предстоит выяснить. Для этого из партии обуви была сделана случайная выборка проб п=10, и проведены испытания этих проб на двух приборах А и В, при одинаковых условиях и режимах испытания.
Результаты измерений представлены в табл. 7.3. Сравнительный анализ точности приборов оценить при уровне значимости α=0,01.
Таблица 7.3. Результаты испытания обуви на приборе А и В
прибор А (хi) | 132,0 | 132,14 | 132,23 | 132,15 | 132,11 | 132,28 | 132,3 | 132,12 | 132,25 | 132,18 |
прибор В ( yi) | 132,2 | 132,22 | 132,11 | 132,05 | 132,0 | 132,12 | 132,2 | 132,14 | 132,04 | 132,23 |
Сделать вывод о достоверности оценки показателей свойств испытываемых материалов и о точности прибора В.
Перенести данные в документ Word, оформите результаты как лабораторную работу №7, задание 7.1.
Задание для самостоятельной работы №7.2.
Провести анализработы двух измерительных приборов по оценке показателя воздухопроницаемости текстильных материалов. Прибор ВП-1, класс точности которого известен, и прибора ВП-Н – точность измерения которого предстоит выяснить. Для этого из партии пальтовых тканей была сделана случайная выборка проб п=10, и проведены испытания этих проб на двух приборах ВП-1 и ВП-Н. Результаты измерений представлены в табл. 7.4. Сравнительный анализ точности приборов оценить при уровне значимости α=0,01.
Таблица 7.4. Результаты испытания пальтовых тканей на приборах ВП-1 и ВП-Н
прибор ВП-1 (хi) | 92,0 | 92, 4 | 92,8 | 93,4 | 93,6 | 94,0 | 94,5 | 95,2 | 96,0 | 95,7 |
прибор ВП-Н ( yi) | 93,1 | 94,2 | 93,8 | 94,6 | 92,1 | 92,6 | 93,8 | 95,6 | 95,8 | 96,0 |
Сделать вывод о достоверности оценки показателей свойств испытываемых материалов и о точности прибора ВП-Н.
Перенести данные в документ Word, оформите результаты как лабораторную работу №7, задание 7.2.
Список рекомендуемой литературы
1. Гришин В.Н. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник / В.Н. Гришин, Е.Е. Панфилов. – М. : ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012. – 416 с.
2. Гай Харт-Дэйвис. Excel 2007. Полное руководство / Перевод с англ. Акимова Т.Б. и др. – М.: НТ Пресс, 2008. – 560 с.
3. Айзек М.П. Вычисления, графики и анализ данных в Excel 2010 / М.П. Айзек, В.В. Серогодский, М.В. Финков и др. – СПб.: Наука и техника, 2013. – 352 с.
4. Кокс Джойс. Microsoft Power Point 2010. Русская версия. Серия шаг за шагом. / Дж. Кокс, Дж. Ламберт; пер. с англ. – М. : ЭКОМ Паблишера, 2012. – 544 с.
5. Глушаков С.В., ЛомотъкоД.В. Базы данных.— М.: ACT, 2000.
6. Грабер Мартин. SQL.— M.: Лори, — 2001.
7. Колчин А.Ф., Овсянников М.В., Стрекалов А.Ф., Сумароков С.В. Управление жизненным циклом продукции. – М.: Анахарсис, 2002. – 304 с.
8. Интеграция данных об изделии на основе ИПИ/CALS-технологий. Часть 1. Лекции 1-5, - М.: “Европейский центр по качеству”, 2002. – 174 с.
9. Интеграция данных об изделии на основе ИПИ/CALS-технологий. Часть 2. Лекции 6-9, - М.: “Европейский центр по качеству”, 2002. – 224 с.
Приложение 1
Критические значения коэффициента Стьюдента (t-критерия) для различной доверительной вероятности p и числа степеней свободы f:
f | p | |||||||
0.80 | 0.90 | 0.95 | 0.98 | 0.99 | 0.995 | 0.998 | 0.999 | |
3.0770 | 6.3130 | 12.7060 | 31.820 | 63.656 | 127.656 | 318.306 | 636.619 | |
1.8850 | 2.9200 | 4.3020 | 6.964 | 9.924 | 14.089 | 22.327 | 31.599 | |
1.6377 | 2.35340 | 3.182 | 4.540 | 5.840 | 7.458 | 10.214 | 12.924 | |
1.5332 | 2.13180 | 2.776 | 3.746 | 4.604 | 5.597 | 7.173 | 8.610 | |
1.4759 | 2.01500 | 2.570 | 3.649 | 4.0321 | 4.773 | 5.893 | 6.863 | |
1.4390 | 1.943 | 2.4460 | 3.1420 | 3.7070 | 4.316 | 5.2070 | 5.958 | |
1.4149 | 1.8946 | 2.3646 | 2.998 | 3.4995 | 4.2293 | 4.785 | 5.4079 | |
1.3968 | 1.8596 | 2.3060 | 2.8965 | 3.3554 | 3.832 | 4.5008 | 5.0413 | |
1.3830 | 1.8331 | 2.2622 | 2.8214 | 3.2498 | 3.6897 | 4.2968 | 4.780 | |
1.3720 | 1.8125 | 2.2281 | 2.7638 | 3.1693 | 3.5814 | 4.1437 | 4.5869 | |
1.363 | 1.795 | 2.201 | 2.718 | 3.105 | 3.496 | 4.024 | 4.437 | |
1.3562 | 1.7823 | 2.1788 | 2.6810 | 3.0845 | 3.4284 | 3.929 | 4.178 | |
1.3502 | 1.7709 | 2.1604 | 2.6503 | 3.1123 | 3.3725 | 3.852 | 4.220 | |
1.3450 | 1.7613 | 2.1448 | 2.6245 | 2.976 | 3.3257 | 3.787 | 4.140 | |
1.3406 | 1.7530 | 2.1314 | 2.6025 | 2.9467 | 3.2860 | 3.732 | 4.072 | |
1.3360 | 1.7450 | 2.1190 | 2.5830 | 2.9200 | 3.2520 | 3.6860 | 4.0150 | |
1.3334 | 1.7396 | 2.1098 | 2.5668 | 2.8982 | 3.2224 | 3.6458 | 3.965 | |
1.3304 | 1.7341 | 2.1009 | 2.5514 | 2.8784 | 3.1966 | 3.6105 | 3.9216 | |
1.3277 | 1.7291 | 2.0930 | 2.5395 | 2.8609 | 3.1737 | 3.5794 | 3.8834 | |
1.3253 | 1.7247 | 2.08600 | 2.5280 | 2.8453 | 3.1534 | 3.5518 | 3.8495 | |
1.3230 | 1.7200 | 2.2.0790 | 2.5170 | 2.8310 | 3.1350 | 3.5270 | 3.8190 | |
1.3212 | 1.7117 | 2.0739 | 2.5083 | 2.8188 | 3.1188 | 3.5050 | 3.7921 | |
1.3195 | 1.7139 | 2.0687 | 2.4999 | 2.8073 | 3.1040 | 3.4850 | 3.7676 | |
1.3178 | 1.7109 | 2.0639 | 2.4922 | 2.7969 | 3.0905 | 3.4668 | 3.7454 | |
1.3163 | 1.7081 | 2.0595 | 2.4851 | 2.7874 | 3.0782 | 3.4502 | 3.7251 | |
1.315 | 1.705 | 2.059 | 2.478 | 2.778 | 3.0660 | 3.4360 | 3.7060 | |
1.3137 | 1.7033 | 2.0518 | 2.4727 | 2.7707 | 3.0565 | 3.4210 | 3.6896 | |
1.3125 | 1.7011 | 2.0484 | 2.4671 | 2.7633 | 3.0469 | 3.4082 | 3.6739 | |
1.3114 | 1.6991 | 2.0452 | 2.4620 | 2.7564 | 3.0360 | 3.3962 | 3.8494 | |
1.3104 | 1.6973 | 2.0423 | 2.4573 | 2.7500 | 3.0298 | 3.3852 | 3.6460 | |
1.3080 | 1.6930 | 2.0360 | 2.4480 | 2.7380 | 3.0140 | 3.3650 | 3.6210 | |
1.3070 | 1.6909 | 2.0322 | 2.4411 | 2.7284 | 3.9520 | 3.3479 | 3.6007 | |
1.3050 | 1.6883 | 2.0281 | 2.4345 | 2.7195 | 9.490 | 3.3326 | 3.5821 | |
Окончание таблицы приложения 1 | ||||||||
f | f | |||||||
0.80 | 0.90 | 0.95 | 0.98 | 0.99 | 0.995 | 0.998 | 0.999 | |
1.3042 | 1.6860 | 2.0244 | 2.4286 | 2.7116 | 3.9808 | 3.3190 | 3.5657 | |
1.303 | 1.6839 | 2.0211 | 2.4233 | 2.7045 | 3.9712 | 3.3069 | 3.5510 | |
1.320 | 1.682 | 2.018 | 2.418 | 2.6980 | 2.6930 | 3.2960 | 3.5370 | |
1.301 | 1.6802 | 2.0154 | 2.4141 | 2.6923 | 3.9555 | 3.2861 | 3.5258 | |
1.300 | 1.6767 | 2.0129 | 2.4102 | 2.6870 | 3.9488 | 3.2771 | 3.5150 | |
1.299 | 1.6772 | 2.0106 | 2.4056 | 2.6822 | 3.9426 | 3.2689 | 3.5051 | |
1.298 | 1.6759 | 2.0086 | 2.4033 | 2.6778 | 3.9370 | 3.2614 | 3.4060 | |
1.2997 | 1.673 | 2.0040 | 2.3960 | 2.6680 | 2.9240 | 3.2560 | 3.4760 | |
1.2958 | 1.6706 | 2.0003 | 2.3901 | 2.6603 | 3.9146 | 3.2317 | 3.4602 | |
1.2947 | 1.6686 | 1.997 | 2.3851 | 2.6536 | 3.9060 | 3.2204 | 3.4466 | |
1.2938 | 1.6689 | 1.9944 | 2.3808 | 2.6479 | 3.8987 | 3.2108 | 3.4350 | |
1.2820 | 1.6640 | 1.9900 | 2.3730 | 2.6380 | 2.8870 | 3.1950 | 3.4160 | |
1.2910 | 1.6620 | 1.9867 | 2.3885 | 2.6316 | 2.8779 | 3.1833 | 3.4019 | |
1.2901 | 1.6602 | 1.9840 | 2.3642 | 2.6259 | 2.8707 | 3.1737 | 3.3905 | |
1.2888 | 1.6577 | 1.9719 | 2.3578 | 2.6174 | 2.8598 | 3.1595 | 3.3735 | |
1.2872 | 1.6551 | 1.9759 | 2.3515 | 2.6090 | 2.8482 | 3.1455 | 3.3566 | |
1.2858 | 1.6525 | 1.9719 | 2.3451 | 2.6006 | 2.8385 | 3.1315 | 3.3398 | |
1.2849 | 1.6510 | 1.9695 | 2.3414 | 2.5966 | 2.8222 | 3.1232 | 3.3299 | |
1.2844 | 1.6499 | 1.9679 | 2.3388 | 2.5923 | 2.8279 | 3.1176 | 3.3233 | |
1.2837 | 1.6487 | 1.9659 | 2.3357 | 2.5882 | 2.8227 | 3.1107 | 3.3150 |
Приложение 2
Значения критерия Фишера (F-критерия) для уровня значимости α=0,05
f1 - число степеней свободы большей дисперсии,
f2 - число степеней свободы меньшей дисперсии
f1 | |||||||||||
f2 | |||||||||||
161.45 | 199.50 | 215.71 | 224.58 | 230.16 | 233.99 | 236.77 | 238.88 | 240.54 | 241.88 | 245.95 | |
18.51 | 19.00 | 19.16 | 19.25 | 19.30 | 19.33 | 19.35 | 19.37 | 19.38 | 19.40 | 19.43 | |
10.13 | 9.55 | 9.28 | 9.12 | 9.01 | 8.94 | 8.89 | 8.85 | 8.81 | 8.79 | 8.70 | |
7.71 | 6.94 | 6.59 | 6.39 | 6.26 | 6.16 | 6.09 | 6.04 | 6.00 | 5.96 | 5.86 | |
6.61 | 5.79 | 5.41 | 5.19 | 5.05 | 4.95 | 4.88 | 4.82 | 4.77 | 4.74 | 4.62 | |
5.99 | 5.14 | 4.76 | 4.53 | 4.39 | 4.28 | 4.21 | 4.15 | 4.10 | 4.06 | 3.94 | |
5.59 | 4.74 | 4.35 | 4.12 | 3.97 | 3.87 | 3.79 | 3.73 | 3.68 | 3.64 | 3.51 | |
5.32 | 4.46 | 4.07 | 3.84 | 3.69 | 3.58 | 3.50 | 3.44 | 3.39 | 3.35 | 3.22 | |
5.12 | 4.26 | 3.86 | 3.63 | 3.48 | 3.37 | 3.29 | 3.23 | 3.18 | 3.14 | 3.01 | |
4.96 | 4.10 | 3.71 | 3.48 | 3.33 | 3.22 | 3.14 | 3.07 | 3.02 | 2.98 | 2.85 | |
4.84 | 3.98 | 3.59 | 3.36 | 3.20 | 3.09 | 3.01 | 2.95 | 2.90 | 2.85 | 2.72 | |
4.75 | 3.89 | 3.49 | 3.26 | 3.11 | 3.00 | 2.91 | 2.85 | 2.80 | 2.75 | 2.62 | |
4.67 | 3.81 | 3.41 | 3.18 | 3.03 | 2.92 | 2.83 | 2.77 | 2.71 | 2.67 | 2.53 | |
4.60 | 3.74 | 3.34 | 3.11 | 2.96 | 2.85 | 2.76 | 2.70 | 2.65 | 2.60 | 2.46 | |
4.54 | 3.68 | 3.29 | 3.06 | 2.90 | 2.79 | 2.71 | 2.64 | 2.59 | 2.54 | 2.40 | |
4.49 | 3.63 | 3.24 | 3.01 | 2.85 | 2.74 | 2.66 | 2.59 | 2.54 | 2.49 | 2.35 | |
4.45 | 3.59 | 3.20 | 2.96 | 2.81 | 2.70 | 2.61 | 2.55 | 2.49 | 2.45 | 2.31 | |
4.41 | 3.55 | 3.16 | 2.93 | 2.77 | 2.66 | 2.58 | 2.51 | 2.46 | 2.41 | 2.27 | |
4.38 | 3.52 | 3.13 | 2.90 | 2.74 | 2.63 | 2.54 | 2.48 | 2.42 | 2.38 | 2.23 | |
4.35 | 3.49 | 3.10 | 2.87 | 2.71 | 2.60 | 2.51 | 2.45 | 2.39 | 2.35 | 2.20 |
Учебная литература
Бесшапошникова Валентина Иосифовна
док. техн. наук, профессор