Исполнительные устройства позиционирования
Устройства позиционирования и обеспечения заданной точности промышленных роботов с пневматическим приводом достаточно разнообразны по конструкции и принципу действия.
Таблица 1 – Погрешность позиционирования промышленных роботов и основные параметры, оказывающие влияние на нее
Модель робота | Погрешность позиционирования, мм | Грузоподъемность, кг | Давление воздуха, кг/см2 | Наибольший ход руки, мм | Наибольшая скорость, мм/с |
" Ритм–5.0I" | ±0,1 | 0,5 | 4,5 | ||
РКТБ–6 | ±0,1 | 0,6 | 4 – 6 | ||
РФ20IM | ±0,2 | 0,2 | |||
МП–7 | ±0,5 | 25,0 | |||
МРЛ–90–901 | ±0,01 | 0,2 | 2 – 6 | ||
" Циклон–3Б" | ±0,25 | 3,0 | 4 – 6 | ||
И4.094.0069 | ±5,0 | 25,0 | 5 ± 0,5 | ||
"БРИГ–10" | ±0,3 | 10,0 | |||
РС–4 | ±0,03 | 0,3 | 1,5 – 2 | ||
"Циклон–5.0I" | ±0,1 | 5,0 | 4,5 | ||
"Марс–1" | ±0,1 | 1,0 | 4 – 6 | ||
" Гном–1" | ±0,1 | 1,0 | 5 – 6 | ||
M–21 | ±0,5 | 5,0 | 4 – 5 | ||
КМ 2,5Ц4214 | ±0,1 | 2,5 | 4,5 | ||
М–75 | ±0,5 | 1,5 | 4,5 – 6,3 |
Под позиционированием понимается процесс торможения, останова и фиксации в конечном положении исполнительного органа или руки промышленного робота.
Причем точность позиционирования находится в противоречии с быстроходностью приводов роботов, обеспечивающей наибольшую их производительность: чем больше скорость рабочего хода, тем труднее получить требуемую точность, тем более совершенными должны быть исполнительные устройства позиционирования.
Рисунок 1 – Схема измерения составляющих ∆x , ∆y погрешности позиционирования робота: 1 – рука робота, 2 – рабочий орган (захватное устройство), 3 – контрольная оправка; Д – датчики (индикаторы часового типа ИЧ 10) в позициях измерения
Большинство современных роботов с пневмоприводом являются цикловыми, использующими системы позиционирования с жесткими механическими упорами.
Рисунок 2 – Схема к определению погрешности повторного позиционирования (1 метод) рабочего органа промышленного робота с гистограммами и полигонами распределения составляющих ∆x , ∆y
Рисунок 3 – Схема к определению погрешности позиционирования по эталонной установке рабочего органа робота (II метод): а – топография точек в эллипсе рассеивания, б – контрольная оправка в заданной программной точке позиционирования
Такие системы достаточно просты, надежны, позволяют получать позиционирование с погрешностями в пределах ∆n = ± 0,1 мм, однако для плавного и безударного останова, исключающего отскок и колебание рабочего органа IIP при наезде на упор, необходимы дополнительные устройства.
Их основным назначением служит уменьшение скорости рабочего минимального допустимого уровня в соответствии с заданным законом регулирования, а сама фиксация происходит посредством прижатия рабочего органа к упору силой давления воздуха. Одной из задач, решаемых указанными системами, является обеспечение позиционирования в промежуточных точках вдоль траектории перемещения рабочего органа, что невозможно для имеющих лишь два крайних фиксируемых положения обычных пневматических цилиндров.
Примеры систем позиционирования промышленных роботов с пневмоприводом, нашедших в настоящее время достаточно широкое применение, приведены на рисунках 4 – 7.
Система позиционирования с датчиком обратной связи (рисунок 4) включает пневмоцилиндр 1, обеспечивающий рабочие перемещения робота, тормозной пневмоцилиндр 2 с фрикционной накладкой, крепящейся к штоку, датчик обратной связи 3, вращающийся при движении рейки 4, жестко связанной со штоком основного приводного пневмоцилиндра. В системе имеется управляющее устройство (УУ), выполненное в виде электронного блока, которое обеспечивает включение и выключение электромагнитов пневмораспределителей по сигналам, поступающим от датчика обратной связи.
Характер торможения может быть различным, что иллюстрируется графиком изменения скорости (Vр.о) рабочего органа в функции пути торможения (lторм). Здесь кривые 1 и 2 показывают плавное изменение скорости с разным убыванием ее величины, чем объясняется возникновение погрешности позиционирования (∆n), а кривая 3 – ступенчатое торможение, сопровождаемое включением и выключением тормозного пневмоцилиндра на длине пути l торм .
Система промежуточного позиционирования с выдвигаемыми упорами (рисунок 5). Пневмоцилиндр I, питаемый от пневмосети робота через распределитель, имеющий шток 2, на котором закреплена рейка 3 с жестким упором 4 на конце, перемещаемый вдоль выдвигаемых упоров, выполненных в виде штоков пневмоцилиндров 5, установленных в точках позиционирования вдоль всего рабочего перемещения робота.
Упоры выдвигаются по программе при подаче воздуха в нижнюю часть указанных пневмоцилиндров, которые смонтированы на общей штанге 6, которую они захватывают при срабатывании жесткого упора по выдвигаемым упорам и смещают в направляющих. При этом торможение обеспечивается демпферами 7 с регулируемым дросселированием воздуха, а момент окончания позиционирования фиксируется по сигналу от контактов 8, замыкаемых в крайнем положении.
Двусторонняя установка демпферов позволяет производить промежуточное позиционирование при прямом и обратном ходе. Система применяется в промышленных роботах портального типа.
Пневмогидравлические исполнительные устройства (рисунок 6). В них привод перемещения рабочего органа построен на использовании пневмоцилиндра 1, а система позиционирования робота выполнена в виде гидравлического цилиндра 2 с дроссельным регулированием (стабилизацией) скорости.
Штоки этих цилиндров связаны общей планкой 3, что обеспечивает их синхронное перемещение. В системе предусмотрен гидрораспределитель 4, выполняющий роль гидрозамка, который фиксирует положение рабочего органа. Скорость перемещения штока задается настройкой соответствующего дросселя 5, установленного на выходе из левой и правой частей гидроцилиндра. Обратные клапаны 6 обеспечивают беспрепятственное перетекание жидкости в требуемом направлении. Гидроаккумулятор 7 нужен для компенсации разности объемов шкотовой и поршневой полостей гидроцилиндра, а также возможных утечек жидкости.
Рисунок 4 – Пневмомеханическая система позиционирования с датчиком обратной связи: а – принципиальная схема; б – график скорости торможения
Рисунок 5 – Модуль промышленного робота с выдвигаемыми упорами для позиционирования в промежуточных точках
Шаговый электропневматический привод(рисунок 7). Содержит кулачковый шток 1, несущий рабочий орган (захват) робота, поршни-толкатели 2, расположенные в радиально выполненных отверстиях сборного корпуса 3. Внешние торцы толкателей закрыты эластичными прокладками 4, обеспечивающими герметичность устройства. Электропневматическое коммутирующее устройство 5 обеспечивает последовательное включение в работу групп толкателей , размещенных друг от друга на расстоянии ln. В систему входит управляющая цифровая ЭВМ 6 с модулятором 7, задающим алгоритм управления толкателями в виде пакета электрических импульсов, которые после прохождения электронного коммутирующего блока 8 и усиления подаются на управление электромагнитами пневмораспределителей.
При работе поршни-толкатели воздействуют на скошенную образующую кулачкового вала, развивая осевое усилие. Его величина увеличивается с увеличением количества одновременно работающих толкателей. Целенаправленное шаговое перемещение штока с заданной точностью позиционирования осуществляется путем коммутации пневмораспределителей каждой поршневой группы по алгоритму, зависящему от числа групп и тактов управления.