Внеаудиторные лабораторные работы
ВНЕАУДИТОРНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1
Определение начальной скорости свободно падающего тела
Цель
Определить, какую скорость вы можете сообщить щелчком пальца небольшому кусочку стирательной резинки
Теоретическая часть работы
Движение резинки можно разбить на две составляющие: горизонтальную и вертикальную. Движение по горизонтали – равномерное, поэтому горизонтальная составляющая скорости во время движения не изменялась. Определить ее можно по формуле
,
где t – время движения резинки, l – расстояние, пройденное резинкой горизонтально (рис. 1)
Движение по вертикали равноускоренное, а именно с ускорением g=9,8 м/с2. Зная высоту падения h, из формулы находим время t: . Следовательно, начальная скорость резинки равна
Оборудование
Стирательная резинка, измерительная лента, стол.
Ход работы
1. Положите резинку на край стола и щелчком приведите ее в движение. Заметьте точку, в которую упала резинка. Измерьте высоту стола (h) и расстояние, которое пролетела резинка (l).
2. Вычислите скорость движения резинки по формуле
3. Повторите опыт пять раз, стараясь не нарушать условий опыта.
4. Вычислите среднее значение скорости движения резинки.
Таблица Результаты измерений и вычислений
№ опыта | Высота стола h,м | Расстояние, пройденное горизонтально l,м | Начальная скорость , м/с | Среднее значение скорости , м/с |
1 2 3 4 5 |
Вычисления
1. Скорость
2. Среднее значение скорости:
Вывод
1. Что называется начальной скоростью движения тела?
2. Какие тела можно назвать «свободно падающими»?
ВНЕАУДИТОРНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2
Измерение времени реакции с использованием линейки
Цель
Повторить законы равноускоренного движения и на их основе экспериментально определить время реакции
Теоретическая часть работы
Что такое время реакции?
В энциклопедическом словаре дается следующее определение:
- протяженность от начала сигнала до реакции организма человека на этот сигнал.
Время реакции зависит от:
ü Возраста
ü Тренированности
ü Самочувствия
Испытатель держит линейку в вертикальном положении за ее верхний край. Испытуемый держит руку на уровне 2-3 см от нижнего края или вблизи отметки «ноль». В какой-то момент испытатель отпускает линейку, а испытуемый пытается как можно быстрее поймать ее пальцами. Линейка свободно падает, т.к. на нее действует сила тяжести, то она сообщает линейке ускорение свободного падения g=9,8 м/с2.
Определив длину участка h между пальцами отметками, где держали линейку и где ее поймали, можно определить, сколько времени линейка падала. Остается связать путь и время при свободном падении.
(1).
Определите время реакции своего друга (родственника).
Оборудование
Линейка длиной не менее 20 см
Ход работы
1. Поднимите линейку таким образом, чтобы «0» приходился на высоту плеча испытуемого. (Вы держите линейку за максимальное деление, испытуемый протягивает руку к «0», но не задерживает движение линейки)
2. Отпустите линейку.
3. Определите h (отметка, за которую испытуемый поймал линейку)
4. Вычислите время реакции.
5. Выполните эксперимент 5 раз, запишите среднее значение времени реакции.
Таблица Результаты измерений и вычислений
№ попытки | Длина участка свободного падения линейки, h, м | Время реакции t, с | Среднее значение времени реакции tср, с |
Вычисления
1. Время реакции
t1=
t2=
t3=
t4=
t5=
2. Среднее значение реакции:
tср=
Вывод
1. Запишите формулы равноускоренного движения и комментарии к ним.
ВНЕАУДИТОРНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3