Решающее устройство указателя индикаторной скорости
Роль решающего устройства указателя приборной согласно структурной схеме рис. 3.5 состоит в формировании необходимой зависимости угла поворота стрелки от скорости. Для этого необходимо иметь:
- аэродинамическую формулу Рдин = f1(v);
- характеристику упругого чувствительного элемента x = f2(Рдин);
- характеристику механизма α = f3(x);
Решение системы трех уравнений дает уравнение шкалы
. (3.14)
Если предположить, что упругий чувствительный элемент и механизм имеют линейные характеристики, то x = C1 Pдин , α = i x, где C1 – чувствительность упругого элемента по давлению, i – передаточное отношение механизма (трибка – сектор). В этом случае имеем зависимость α = i C1 Pдин . Подставив сюда значение Pдин из уравнения (3.13), получим окончательно уравнение шкалы
. (3.15)
Уравнение шкалы по формуле (3.15) показывает, что она неравномерная. В начале шкалы деления будут мелкими. Для точной посадки и взлета самолета необходима растянутая шкала в начале ее. Это достигается применением чувствительного элемента с нелинейной характеристикой и механизма с переменным передаточным отношением [13].
С точки зрения характера индикации показательными являются приборы УС-1 и УС-2, применяемые в качестве резервных на истребителях и на магистральных транспортных самолетах.
Из рисунков 3.18 и 3.19 видно, что шкалы приборов УС-1 и УС-2 кусочноравномерные. На начальных участках шкалы растянуты. Если на первом участке шкалы УС-1 цена деления равна 10 км/ч, то на втором участке она равна 50 км/ч. У прибора УС-2 цена деления на обоих участках шкалы одинаковая и равна 10 км/ч, но за счет растянутости первого участка отсчет значений малых скоростей в диапазоне от 80 км/ч до 400 км/ч значительно удобнее и надежнее.
Рис. 3.18. Индикатор прибора УС-1 | Рис. 3.19. Индикатор прибора УС-2 |
Таблица 3.5
v, км/ч | ||||||||||
Δv, км/ч | ±10 | ±10 | ±10 | ±10 | ±25 | ±25 | ±25 | ±25 | ±25 | ±25 |
Таблица 3.6
v, км/ч | 150-200 | 350-450 | 550-600 | ||||||||||
Δv, км/ч | ±10 | ±8 | ±5 | ±3,5 | ±4 | ±5 | ±5,5 | ±6 | ±6,5 | ±7,5 | ±8,5 | ±9,5 | ±10 |
В таблицах 3.5 и 3.6 приведены погрешности приборов УС-1 и УС-2 соответственно при нормальных климатических условиях. Следует отметить, что погрешность УС-2 полностью соответствует требованиям НЛГС-3. Прибор используется в качестве резервного на гражданских транспортных самолетах. Он полностью механический, обладает высокой надежностью, прост в эксплуатации.
На рис. 3.20 показана кинематическая схема указателя приборной скорости со стрелкой, указывающей предельное значение в зависимости от высоты полета, что предусмотрено НЛГС-3. Погрешность индикации предельного значения скорости в диапазоне 300 – 800 км/ч должно быть не более 7 – 10 км/ч. В указателе УС-2 отсутствует канал предельного значения скорости.
Рис. 3.20. Кинематическая схема указателя приборной скорости: 1 – шкала; 2 – стрелка предельной скорости; 3 – стрелка скорости; 4 – сектор; 5 – ось; 6 – поводковый механизм канала ограничения скорости; 7 – анероид; 8 – поводковый механизм канала измерения скорости; 9 – манометрическая коробка; 10 – лекало; 11 – ось; 12 – сектор; 13 – трибка с осью канала измерения скорости; 14 – трибка с осью канала ограничения скорости