Тема 3. Методы и средства испытаний.
1. Современные методики испытаний.
Тема 4. Методы и средства контроля.
1. Современные методики контроля.
Тема 5. Роль и место метрологической оценки в принятии управленческих решений.
1. Подготовка технико-экономического обоснования создания метрологического подразделения на производственном предприятии (по отраслям).
2. Защита технико-экономического обоснования создания метрологического подразделения на производственном предприятии (по отраслям).
Примерные задания для практических занятий
Тема 2. Методы и средства измерений.
Задача 1. Принципы, методы и средства измерений геометрических поверхностей.
Задача 2.Принципы, методы и средства электротехнических измерений.
Тема 3. Методы и средства испытаний.
Задача 1. Принципы, методы и средства предварительных испытаний.
Задача 2.Принципы, методы и средства приемочных испытаний.
Тема 4. Методы и средства контроля.
Задача 1. Принципы, методы и средства производственного контроля.
Задача 2. Принципы, методы и средства эксплуатационного контроля.
Тема 5. Роль и место метрологической оценки в принятии управленческих решений.
Задача 1. Разработка технико-экономического обоснования создания метрологического подразделения на производственном предприятии (по отраслям).
Задача 2. Защита технико-экономического обоснования создания метрологического подразделения на производственном предприятии (по отраслям).
Оценочные средства для промежуточной аттестации.
Формируемые компетенции
Код компетенции | Наименование компетенции | Код этапа освоения компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
ПК-3 | способностью применять знание задач своей профессиональной деятельности, их характеристики (модели), характеристики методов, средств, технологий, алгоритмов решения этих задач | ПК-3.6 (???) | ??? |
Типовые оценочные средства
Вопросы к зачету:
1. Основные понятия теории измерений. Системы физических величин. Шкалы ФВ. Эталоны единиц ФВ.
2. Погрешности измерений. Классификация погрешностей. Исключение погрешностей.
3. Качество измерений.
4. Методы обработки результатов измерений.
5. Динамические измерения. Суммирование погрешностей.
6. Метрологические характеристики средств измерений.
7. Методы измерений.
8. Средства измерительной техники. Масштабные преобразователи.
9. Средства измерительной техники. Электромеханические измерительные приборы.
10. Средства измерительной техники. Измерительные мосты и компенсаторы.
11. Средства измерительной техники. Аналоговые и цифровые измерительные приборы.
12. Измерение электрических величин. Измерение постоянного и переменного токов напряжения, количества электричества.
13. Измерение электрических величин. Измерение мощности и энергии.
14. Измерение электрических величин. Измерения фазы и частоты.
15. Измерение параметров электрических цепей. Измерение сопротивления постоянному току, емкости, тангенса угла потерь, индуктивности, добротности.
16. Измерения магнитных величин. Эталоны. Измерение магнитного потока. Измерение магнитной индукции и напряженности магнитного поля.
17. Электрохимические преобразователи.
18. Классификация измерительных преобразователей.
19. Средства измерения давления. Методы измерения твердости.
20. Методы и средства измерения шероховатости.
21. Измерение перемещений. Оптико-механические приборы.
22. Измерение тепловых величин. Температурные шкалы. Преобразователи.
23. Методы и средства измерения параметров резьбы.
24. Испытания. Термины и определения. Виды испытаний.
25. Испытания на надежность. Терминология надежности. Контрольные испытания. Определительные испытания.
26. Исследовательские испытания. Климатические испытания. Электрические испытания. Механические испытания. Сравнительные испытания. Ускоренные испытания.
27. Виды внешних воздействий. Основные механические, климатические и биологические специальные среды, ионизирующие и электрические излучения. Воздействие окружающей среды. Воздействие особых условий.
28. Механические испытания. Испытания на растяжение. Испытания на сжатие. Испытания на усталость. Испытания на удар. Испытания на кручение. Испытания на твердость. Оборудование для создания механических воздействий.
29. Испытания на воздействие вибраций. Методы вибрационных испытаний. Гармоническая вибрация, полугармоническая вибрация, случайная вибрация). Классификация вибростендов Структурные схемы виброиспытательных стендов.
30. Испытания на акустический шум. Общие сведения. Условия испытания и применяемое оборудование. Структурная схема установки для испытаний на воздействие акустического шума.
31. Испытательное оборудование. Испытательная техника. Требования к испытательному оборудованию. Проверка испытательного оборудования. Механическое испытательное оборудование, их основные характеристики. Контрольно-испытательная аппаратура. Испытательное оборудование для ускоренных испытаний. Испытательные стенды. Испытательные приборы.
32. Общие понятия в области контроля. Технический контроль, контроль качества продукции. Объекты технического контроля, виды контроля. Методы контроля. Методики контроля. Систематизация видов контроля по основным признакам.
33. Основы неразрушающего контроля. Радиационный контроль. Акустические методы контроля. Магнитный метод. Контроль проникающими веществами. Вихретоковые методы контроля. Оптические методы контроля. Сравнение методов неразрушающего контроля.
Шкала оценивания.
Оценочным средством промежуточной аттестации является накопительная оценка результатов выполнения текущего контроля по дисциплине.
Максимальный накопленный балл, который может быть достигнут студентом по дисциплине (включая зачет), составляет 100 баллов. Конечный балл, набранный студентом в течение семестра, определяется суммированием полученных баллов по следующим позициям:
Вид работы | максимально возможный набранный балл | |
1. | работа на лекциях | 1б.*8л.=8 б. |
2. | работа на практических (семинарских) занятиях | 8 занятий*2б.=16б. |
3. | выполнение заданий | 0-46 |
4. | ответ на зачете |
Для определения конечной оценки по дисциплине набранные студентом баллы переводятся из 100-бальной шкалы в 5-бальную по следующей схеме:
от 0 до 50 включительно | от 51 до 69 включительно | от 70 до 84 включительно | от 85 до 100 включительно |
«неудовлетворительно»- 2 | «удовлетворительно»- 3 | «хорошо» - 4 | «отлично» - 5 |
Методические материалы
Устный опрос является одним из основных способов проверки усвоения знаний обучающимися. Развернутый ответ студента должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. Основные критерии оценки устного ответа: правильность ответа по содержанию; полнота и глубина ответа; логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией); использование дополнительного материала.
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
Успешное освоение дисциплины предполагает активное, творческое участие студента путем планомерной, повседневной работы.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки рабочей программы, особое внимание уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Основными видами самостоятельной работы студентов по курсу дисциплины являются: работа на лекциях, выполнение практических заданий, самостоятельная работа над учебными материалами с использованием конспектов и рекомендуемой литературы, групповые и индивидуальные консультации, подготовка к зачету.
На лекциях излагаются лишь основные, имеющие принципиальное значение и наиболее трудные для понимания и усвоения теоретические и практические вопросы.
Теоретические знания, полученные студентами на лекциях и при самостоятельном изучении курса по литературным источникам, закрепляются при выполнении практических и контрольных работ.
Целями проведения практических занятий являются: обучение студентов умению использовать имеющиеся шаблоны оформления, контроль самостоятельной работы студентов по освоению курса, обучение навыкам профессиональной деятельности.
Текущая работа над учебными материалами представляет собой главный вид самостоятельной работы студентов. Она включает обработку конспектов лекций путем систематизации материала, заполнения пропущенных мест, уточнения схем и выделения главных мыслей основного содержания лекции.
Приступая к изучению каждого нового раздела курса, прежде всего, следует ознакомиться с содержанием темы по программе и методическими указаниями, уяснить объем темы и последовательность рассматриваемых в ней вопросов.
Сразу после занятий студенту рекомендуется просмотреть конспект, отметить материал конспекта лекции, который вызывает затруднения для понимания, попытаться найти ответы на затруднительные вопросы, используя рекомендуемую литературу.
В ходе лекций необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на понятия, формулировки, термины, раскрывающие содержание излагаемого материала, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения отдельных теоретических положений, формулировки терминов.
При подготовке к практическим занятиям рекомендуется изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, подготовить тезисы для выступлений по учебным вопросам, выносимым на занятия, составить план-конспект своего выступления. В ходе занятия рекомендуется принимать активное участие в обсуждении рассматриваемых вопросов, выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей. Для более глубокого изучения материала рекомендуется задавать преподавателю уточняющие вопросы. При подготовке к зачету рекомендуется повторить пройденный материал в соответствии с перечнем учебных вопросов, выносимых на зачет.
При работе над книгой студенту необходимо выделять в тексте главное, разбираться в закономерностях.
Закончив изучение темы, прежде чем переходить к следующей, следует ответить на вопросы и тесты по данной теме, помещенные в конце соответствующей главы и предназначенные для самопроверки приобретенных знаний. Изучение материала учебника или учебного пособия должно сопровождаться выполнением содержащихся в нем упражнений, относящихся к рассматриваемой теме.
Методические рекомендации по подготовке к практическим (семинарским) занятиям
Для полноценного усвоения курса студент должен, прежде всего, овладеть основными понятиями дисциплины, необходимо уметь приводить формулировку определения понятия, иметь полное представление о классе объектов, описываемых данным определением, уметь приводить примеры объектов, удовлетворяющих этому определению и примеры объектов, не удовлетворяющих ему. Необходимо знать круг утверждений и фактов, связанных с данным понятием. Необходимо знать связи между понятиями, уметь устанавливать соотношения между классами объектов, описываемых различными понятиями. Для каждого основного понятия необходимо знать круг сопутствующих понятий и уметь работать с ними так же как с основным понятием. Далее студент должен освоить доказательства основных утверждений и фактов. Для этого нужно научиться устанавливать логические связи между понятиями и фактами, а также между различными фактами, в том числе оперирующими различными понятиями, уметь выстраивать цепочки утверждений, из которых одно является следствием другого, а также более сложные комплексы утверждений, доказательства которых связаны с другими утверждениями такого комплекса. Часть доказательств утверждений курса следует предлагать студентам провести самостоятельно или освоить, используя предложенную литературу.