Группирование элементов в целое.
* фактор близости - элементы, которые разделены наименьшим расстоянием, стремятся объединиться в целостную структуру.
* фактор замкнутости - замкнутыми линиями элементы объединяются в целостную структуру.
* фактор хорошей формы: элементы обладающие симметрией, периодичностью, ритмом, объединяются в целостную структуру.
* фактор коллективного движения. Элементы, имеющие одно направление и одну скорость движения, объединяются в целостную фигуру.
* фактор однородности. Элементы однородные по какому-либо признаку объединяются в целостную структуру.
С целостностью восприятия связана и его структурность. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Обобщенная структура формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания — в сознании слушающего продолжает звучать вся мелодия с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире.
4) Обобщенность – это отнесение актуального образа к другим хранящимся в памяти и представляющих класс объектов.
Характеристики восприятия, возникшие под влиянием вышележащих процессов: осмысленность, избирательность, историчность
Осмысленность восприятия. Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие человека связано с мышлением. Связь мышления и восприятия, прежде всего, выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Восприятие не определяется набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных. Процесс осмысления воспринимаемой информации может быть представлен структурно-логической схемой.
Ø На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимуловиз потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.
Ø На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект.
Ø На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения.
Ø На четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса. Таким образом, восприятие — это в значительной степени интеллектуальный процесс.
Избирательность восприятия. В любой момент времени человек воспринимает только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном восприятия, т. е. не отражаются в сознании.
Историчность восприятия. Восприятие включается в процесс исторического развития сознания. Слух развился в значительной мере благодаря развитию речи и музыки. Геометрия и изобразительные искусства определяют человеческое зрение. В процессе развития современной живописи развивалось современное понимание и восприятие перспективы. Развитие техники перестраивает зрительное восприятие человека; в него включается «наивная физика», недоступная восприятию обезьяны. Всякое восприятие предмета фактически является включением воспринятого объекта в организованную систему представлений, в определённую систему понятий. Эта система понятий, запечатлевшаяся в речи, представляет собой продукт общественно-исторического развития. Человеческое восприятие является обусловленной всем предшествующим историческим развитием человечества общественной формой познания.
Индивидуальные различия в восприятии.
Индивидуальные различия проявляются в различиях между целостным и детализирующим, или синтетическим и аналитическим, восприятием.
Рис.4.Индивидуальные различия в восприятии
У людей, склонных к целостному или синтетическому типу восприятия ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание, общие особенности того, что воспринято. Они меньше обращают внимание на детали и на подробности. Они не выделяют их специально, а если схватывают, то не в первую очередь. Многие детали остаются незамеченными. Для того чтобы увидеть детали, им приходится ставить себе специальную задачу, выполнение которой дается им с трудом.
Лица с другим типом восприятия — детализирующим, или аналитическим, — наоборот, склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что воспринято, отходит на второй план, иногда даже совсем не замечается. Их рассказы всегда наполнены подробностями и описанием частных деталей, за которыми весьма теряется смысл целого.
Приведенные выше характеристики характерны для крайних полюсов. Хорошо, когда они дополняют друг друга – тогда восприятие наиболее продуктивно. Однако даже крайние варианты не считаются отрицательными, так как такое своеобразие позволяет человеку быть неординарной личностью.
Существуют и другие типы восприятия: описательный и объяснительный. Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринятого явления. Напротив, лица, относящиеся к объяснительному типу, не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии. Они всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное. Этот тип чаще сочетается с целостным, или синтетическим, типом восприятия.
Также выделяют объективный и субъективный типы восприятия. Для объективного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности. Лица же с субъективным типом восприятия выходят за пределы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя. Их восприятие подчинено пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению. Такие люди, рассказывая о чем-либо, склонны передавать не то, что восприняли, а свои субъективные впечатления об этом. Они больше говорят о том, что чувствовали или что думали в момент событий, о которых они рассказывают.
Особенности восприятия определяются практическим и жизненным опытом человека. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Зависимость восприятия от содержания психической жизни называется апперцепцией.
Апперцепция основывается на знаниях, предшествующем опыте, практике. При рассматривании незнакомых фигур уже на первых фазах восприятия человек ориентируется на эталоны, с помощью которых можно охарактеризовать воспринимаемый объект. В процессе восприятия, осуществляется классификация воспринятого, выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.
Знания и опыт влияют на точность и ясность восприятия. Например, слушая иностранную речь трудно разобрать малознакомые слова, тогда как невнятно произнесенные слова родной речи легко распознаются.
Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только грубые различия в автомобилях разных конструкций и не замечает многих других конструктивных особенностей.
Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Например, контролер ОТК на производстве легко находит бракованные детали не только потому, что хорошо умеет это делать, а потому что в результате профессиональной деятельности у него выработалась установка на восприятие проверяемых им изделий именно с этой стороны. Аналогичную картину мы наблюдаем и в отношении эмоциональной окраски воспринимаемой информации. Так, мать спящего ребенка может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка.
Задания для самопроверки
1.Непосредственное воздействие предмета или явления на рецепторы - обязательная черта таких познавательных процессов, как:
а) ощущение
б) восприятие
в) мышление
г) воображение
д) внимание
ответ а) ощущение и б) восприятие
2.К свойствам восприятия относятся указанные, кроме:
а) целостности;
б) структурности;
в) реминисценции;
г) апперцепции.
ответ в) реминисценции;
3.Ситуация: пациент рассматривает картинку с изображением очков и рассуждает: «Что же это? ...кружочек и еще кружочек...и перекладина, наверное, это - велосипед». Что нарушено в восприятии данного пациента?
а) целостность восприятия
б) избирательность восприятия
в) константность восприятия
г) апперцепция
ответ а) целостность восприятия
4.Предпочитаемый канал восприятия информации (зрительный, слуховой, кинестетический), имеющий большое значение при определении индивидуальных методов и средств подачи информации в процессе общения, обучения, совместной деятельности и пр., называется:
а) апперцепция восприятия
б) диапазон чувствительности
в) рациональная форма познания
г) ведущая сенсорная система
ответ г) ведущая сенсорная система
5. Связь восприятия с личностью, его прошлым опытом, называется
а) константность
б) чувствительность
в) апперцепция
г) осмысленность
ответ в) апперцепция
6. Свойство восприятия, которое обеспечивает относительное постоянство по форме, цвету, величине и др. параметрам воспринимаемых нами предметов, это:
а) апперцепция
б) константность
в) предметность
г) осмысленность
ответ б) константность
Глоссарий
Восприятие (perception) Процесс осознавания чего-либо. Психоанализ различает внешнее и внутреннее восприятие;
Внешнее восприятие основывается на ощущениях, получаемых от органов чувств,
Внутреннее восприятие основывается на сознании, отчете во «внутренних» психических процессах. Это употребление связано с тем, что Фрейд рассматривал сознание как орган чувств, способный быть обращенным как вовнутрь, к психической деятельности, так и вовне, к окружающей среде.
Восприятие следует отличать:
Ø от ощущения - процесса получения сенсорных данных, т.е. возбуждения тех органов чувств, которые вызывают тактильные ощущения, ощущения тепла, света, звука и т.д.;
Ø от апперцепции - процесса узнавания или отождествления того, что было воспринято;
Ø от понимания - процесса формирования общих идей (понятий), основанного на узнавании общих для ряда объектов характеристик, которые воспринимались в течение определенного времени.
Психоаналитическая теория защиты включает положение о бессознательном восприятии - в отношении как внутреннего, так и внешнего восприятия, поскольку она утверждает, что защиты вводятся для того, чтобы предотвратить осознание импульсов, воспоминаний и т.д. Под этим подразумевается, что психический орган, вводящий защиту, должен воспринять угрожающее содержание до того, как оно станет доступным сознанию. Это одна из причин, почему Фрейд заменил «сознание» термином «Эго». До этого изменения в терминологии было необходимо ввести утверждение о том, что сознание бессознательно осознает какой-либо запрещенный импульс. Эго же определяется как частично бессознательное, и считается, что оно способно автоматически, бессознательно приспосабливаться к изменениям внутреннего напряжения.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Рисунок Соотношение фигуры и фона в образе восприятия
Рисунок: Прочтите текст – это иллюстрация целостности восприятия
Объем и перспектива в рисунке Маурица Корнелиса Эшера ( Maurits Cornelis Escher)