Лекция 19. Восприятие как психический процесс.

Лекция 19. Восприятие как психический процесс.

Восприятие как процесс. Сравнение процессов ощущения и восприятия. Физиологические основы восприятия. Фазы формирования образа восприятия (перцептогенез). Эмпирические характеристики восприятия. Первичные характеристики: пространственные, временные, модальностные, интенсивностные. Вторичные характеристики: предметность, целостность, константность, обобщенность. Характеристики, возникшие под влиянием вышележащих процессов: осмысленность, избирательность, историчность. Индивидуально - типологические особенности восприятия.

Методические рекомендации к изучению темы.

Изучать процесс восприятия, целесообразно сравнивая его с процессом ощущения. Восприятие относится к перцептивному уровню познания. Восприятие – это не сумма ощущений. Здесь происходит не только количественное увеличение чувственной информации, но и ее качественное преобразование. Восприятие это не набор ощущений, а качественно новый комплекс информации, обладающий помимо отраженных в ощущениях отдельных свойств и информацией о соотношении этих свойств между собой, а также некоторыми обобщающими характеристиками. Все это дает сведения о биологической и социальной значимости объекта. Восприятие протекает в тесной связи с мышлением, речью, чувствами, волей. Следует обратить внимание, что восприятие формируется в процессе онтогенеза. Известно, что люди, которым вернули зрение, не могут сразу же отражать предметы, они отражают мир как пятна, наклоны, линии. Для того, чтобы отразить объект они должны специально учиться. Даже если глаз видит, мозг может оставаться слепым. При изучении материала, следует отмечать, каким образом возрастает субъективность отражения мира.

Восприятие как процесс.

Восприятие - психический процесс, отражающий предметы или явления при их непосредственном воздействии на органы чувств. Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Восприятие строится на основе разнообразных ощущений и протекает вместе с ними, но не может быть сведено к их сумме, происходит не только количественное увеличение чувственной информации, но и ее качественное преобразование. Восприятие зависит от отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.

Результатом процесса восприятия является перцептивный образ. Также как и образы ощущений, образы восприятий входят в группу первичных образов. Восприятие –субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор. Формирования перцептивного образа – это процесс перцептогенеза.

Таблица - Сравнение процессов ощущения и процессов восприятия.

Процесс Ощущение Восприятие
Уровень познания Сенсорный Перцептивный
Результат Сенсорный образ - отражение отдельных свойств предметов и явлений (световых и цветовых пятен, звуков, прикосновений) Перцептивный образ -отражение предметов, явлений, ситуаций в их объективной целостности
Автономность Процесс относительно автономен В процесс восприятия включены ощущения, предыдущий опыт, память, мышление

Фазы перцептогенеза

Перцептивный образ, не есть что-то статичное или завершенное, он формируется и существует только в процессе отражения. Сам процесс развивается от глобального, общего к расчлененному, детальному.

При построении зрительного образа выделяется 5 фаз:

Ø отражение движения и положения предмета в пространстве

Ø мерцание формы,

Ø различение резких перепадов, кривизны;

Ø глобальное адекватное восприятие;

Ø адекватное отражение формы в полноте ее деталей.

Процесс перцептогенеза изучают в лаборатории при предъявлении стимулов в условиях помех – удаленность объекта, малая освещенность, краткое время предъявления стимула, действие фармакологических веществ. Однако в нормальных условиях формирование образа происходит по той же схеме, это не замечается, так как процесс отражения осуществляется быстро.

Существенным для восприятия являются моторные процессы - движения рук, глаз, гортани. В работе глаз и рук есть много общего. Глаза, как и руки, последовательно осматривают, или «ощупывают», контуры рисунка и предмета. Движения глаз разнообразны и выполняют много функций. При зри­тельном восприятии имеют место микро - и макродвижения глаз. Когда наблюда­тель пристально смотрит в какую-либо точку неподвижного предмета, ему кажется, что он фиксирует эту точку неподвижным взором. Однако регистрация движений глаз показывает, что в действительности зрительное восприятие сопровождается непроизвольными и незаметными для наблюдателя микродвижениями. Возможность предметного вос­приятия в значительной мере обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента. Это справедливо не только для зрительного или осязательного восприятия. и для других модальностей. Реагируя на звук или запах, человек совершает определенные ориентировочные движения в отношении источника раздражения. Однако, как и в случае микро-движения глаз, эти ориентировочные движения часто не осознаются.

Выделяют два вида моторных процессов:

Ø поисковые, установочные, коррекционные, направленные на отражение и удержание объекта.

Ø гностические, участвующие в построении образа.

Сенсорно-перцептивные процессы включают в себя элементы антиципации (предвосхищения), особенно при движении объекта.

Выделяется четыре операции, или четыре уровня, перцептивного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям.

Перцептивные действия
Обнаружение Исходная фаза развития любого сенсорного процесса. Субъект осознает только наличие стимула.
Различение Конечный результат этой операции – формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.
Опознавательные действия
Идентификация Отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов.
Опознание Для опознания обязательны операции сличения и идентификация. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики.

Эмпирические характеристики образа восприятия (перцептивного образа)

Рисунок – двойственные изображения.

б) Любая фигура может быть составлена из разных элементов. На рисунке можно увидеть прямоугольники, выстроенные с помощью квадратиков и кружков.

в) По отдельным частям можно воспроизвести все целое ( если часть картинки стерта – можно понять, что изображено)

Лекция 19. Восприятие как психический процесс. - student2.ru

Рис.4.Индивидуальные различия в восприятии

У людей, склонных к целостному или синтетическому типу восприятия ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание, общие особенности того, что воспринято. Они меньше обращают внимание на детали и на подроб­ности. Они не выделяют их специально, а если схватывают, то не в первую оче­редь. Многие детали остаются незамеченными. Для того чтобы увидеть детали, им приходится ставить себе специальную задачу, выполнение которой дается им с трудом.

Лица с другим типом восприятия — детализирующим, или аналитическим, — наоборот, склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что воспринято, отходит на второй план, иногда даже совсем не замеча­ется. Их рассказы всегда наполнены подробностями и описанием частных деталей, за которыми весьма теряется смысл целого.

Приведенные выше характеристики характерны для крайних полюсов. Хорошо, когда они дополняют друг друга – тогда восприятие наиболее продуктивно. Однако даже крайние варианты не считаются отрицательными, так как такое своеобразие по­зволяет человеку быть неординарной личностью.

Существуют и другие типы восприятия: описательный и объясни­тельный. Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринято­го явления. Напротив, лица, относящиеся к объяснительно­му типу, не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии. Они всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное. Этот тип чаще сочетается с целостным, или синтетическим, типом восприятия.

Также выделяют объективный и субъективный типы восприятия. Для объек­тивного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности. Лица же с субъективным типом восприятия выходят за пре­делы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя. Их восприятие подчинено пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению. Такие люди, рассказывая о чем-либо, склонны передавать не то, что восприняли, а свои субъек­тивные впечатления об этом. Они больше говорят о том, что чувствовали или что думали в момент событий, о которых они рассказывают.

Особенности восприятия определяются практическим и жизненным опытом человека. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Зависимость восприятия от содержания психической жизни называется апперцепцией.

Апперцепция основывается на знаниях, предшествующем опыте, практике. При рассматривании незнакомых фигур уже на первых фазах восприятия человек ориентируется на этало­ны, с помощью которых можно охарактеризовать воспринимаемый объект. В процессе восприятия, осуществляется классификация воспринятого, выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории. Поэтому один и тот же предмет может по-разному воспри­ниматься различными людьми.

Знания и опыт влияют на точность и ясность вос­приятия. Например, слушая иностранную речь трудно разобрать малознако­мые слова, тогда как невнятно произнесенные слова родной речи легко распознаются.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком зада­чей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только грубые различия в автомобилях разных конструкций и не замечает многих других конструктивных особенностей.

Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Например, контролер ОТК на производ­стве легко находит бракованные детали не только потому, что хорошо умеет это делать, а потому что в результате профессиональной деятельности у него вырабо­талась установка на восприятие проверяемых им изделий именно с этой стороны. Аналогичную картину мы наблюдаем и в отношении эмоциональной окраски вос­принимаемой информации. Так, мать спящего ребенка может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка.

Задания для самопроверки

1.Непосредственное воздействие предмета или явления на рецепторы - обязательная черта таких познавательных процессов, как:

а) ощущение

б) восприятие

в) мышление

г) воображение

д) внимание

ответ а) ощущение и б) восприятие

2.К свойствам восприятия относятся указанные, кроме:

а) целостности;

б) структурности;

в) реминисценции;

г) апперцепции.

ответ в) реминисценции;

3.Ситуация: пациент рассматривает картинку с изображением очков и рассуждает: «Что же это? ...кружочек и еще кружочек...и перекладина, наверное, это - велосипед». Что нарушено в восприятии данного пациента?

а) целостность восприятия

б) избирательность восприятия

в) константность восприятия

г) апперцепция

ответ а) целостность восприятия

4.Предпочитаемый канал восприятия информации (зрительный, слуховой, кинестетический), имеющий большое значение при определении индивидуальных методов и средств подачи информации в процессе общения, обучения, совместной деятельности и пр., называется:

а) апперцепция восприятия

б) диапазон чувствительности

в) рациональная форма познания

г) ведущая сенсорная система

ответ г) ведущая сенсорная система

5. Связь восприятия с личностью, его прошлым опытом, называется

а) константность

б) чувствительность

в) апперцепция

г) осмысленность

ответ в) апперцепция

6. Свойство восприятия, которое обеспечивает относительное постоянство по форме, цвету, величине и др. параметрам воспринимаемых нами предметов, это:

а) апперцепция

б) константность

в) предметность

г) осмысленность

ответ б) константность

Глоссарий

Восприятие (perception) Процесс осознавания чего-либо. Психоанализ различает внешнее и внутреннее восприятие;

Внешнее восприятие основывается на ощущениях, получаемых от органов чувств,

Внутреннее восприятие основывается на сознании, отчете во «внутренних» психических процессах. Это употребление связано с тем, что Фрейд рассматривал сознание как орган чувств, способный быть обращенным как вовнутрь, к психической деятельности, так и вовне, к окружающей среде.

Восприятие следует отличать:

Ø от ощущения - процесса получения сенсорных данных, т.е. возбуждения тех органов чувств, которые вызывают тактильные ощущения, ощущения тепла, света, звука и т.д.;

Ø от апперцепции - процесса узнавания или отождествления того, что было воспринято;

Ø от понимания - процесса формирования общих идей (понятий), основанного на узнавании общих для ряда объектов характеристик, которые воспринимались в течение определенного времени.

Психоаналитическая теория защиты включает положение о бессознательном восприятии - в отношении как внутреннего, так и внешнего восприятия, поскольку она утверждает, что защиты вводятся для того, чтобы предотвратить осознание импульсов, воспоминаний и т.д. Под этим подразумевается, что психический орган, вводящий защиту, должен воспринять угрожающее содержание до того, как оно станет доступным сознанию. Это одна из причин, почему Фрейд заменил «сознание» термином «Эго». До этого изменения в терминологии было необходимо ввести утверждение о том, что сознание бессознательно осознает какой-либо запрещенный импульс. Эго же определяется как частично бессознательное, и считается, что оно способно автоматически, бессознательно приспосабливаться к изменениям внутреннего напряжения.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Лекция 19. Восприятие как психический процесс. - student2.ru

Лекция 19. Восприятие как психический процесс. - student2.ru

Лекция 19. Восприятие как психический процесс. - student2.ru

Лекция 19. Восприятие как психический процесс. - student2.ru

Лекция 19. Восприятие как психический процесс. - student2.ru

Рисунок Соотношение фигуры и фона в образе восприятия

Лекция 19. Восприятие как психический процесс. - student2.ru

Рисунок: Прочтите текст – это иллюстрация целостности восприятия

Лекция 19. Восприятие как психический процесс. - student2.ru

Объем и перспектива в рисунке Маурица Корнелиса Эшера ( Maurits Cornelis Escher)

Лекция 19. Восприятие как психический процесс.

Восприятие как процесс. Сравнение процессов ощущения и восприятия. Физиологические основы восприятия. Фазы формирования образа восприятия (перцептогенез). Эмпирические характеристики восприятия. Первичные характеристики: пространственные, временные, модальностные, интенсивностные. Вторичные характеристики: предметность, целостность, константность, обобщенность. Характеристики, возникшие под влиянием вышележащих процессов: осмысленность, избирательность, историчность. Индивидуально - типологические особенности восприятия.

Методические рекомендации к изучению темы.

Изучать процесс восприятия, целесообразно сравнивая его с процессом ощущения. Восприятие относится к перцептивному уровню познания. Восприятие – это не сумма ощущений. Здесь происходит не только количественное увеличение чувственной информации, но и ее качественное преобразование. Восприятие это не набор ощущений, а качественно новый комплекс информации, обладающий помимо отраженных в ощущениях отдельных свойств и информацией о соотношении этих свойств между собой, а также некоторыми обобщающими характеристиками. Все это дает сведения о биологической и социальной значимости объекта. Восприятие протекает в тесной связи с мышлением, речью, чувствами, волей. Следует обратить внимание, что восприятие формируется в процессе онтогенеза. Известно, что люди, которым вернули зрение, не могут сразу же отражать предметы, они отражают мир как пятна, наклоны, линии. Для того, чтобы отразить объект они должны специально учиться. Даже если глаз видит, мозг может оставаться слепым. При изучении материала, следует отмечать, каким образом возрастает субъективность отражения мира.

Восприятие как процесс.

Восприятие - психический процесс, отражающий предметы или явления при их непосредственном воздействии на органы чувств. Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Восприятие строится на основе разнообразных ощущений и протекает вместе с ними, но не может быть сведено к их сумме, происходит не только количественное увеличение чувственной информации, но и ее качественное преобразование. Восприятие зависит от отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.

Результатом процесса восприятия является перцептивный образ. Также как и образы ощущений, образы восприятий входят в группу первичных образов. Восприятие –субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор. Формирования перцептивного образа – это процесс перцептогенеза.

Таблица - Сравнение процессов ощущения и процессов восприятия.

Процесс Ощущение Восприятие
Уровень познания Сенсорный Перцептивный
Результат Сенсорный образ - отражение отдельных свойств предметов и явлений (световых и цветовых пятен, звуков, прикосновений) Перцептивный образ -отражение предметов, явлений, ситуаций в их объективной целостности
Автономность Процесс относительно автономен В процесс восприятия включены ощущения, предыдущий опыт, память, мышление

Наши рекомендации