Поправка циклового наполнения
«Motorchik» умеет строить ПЦН по УДК, по ШДК, без ДК (только теоретический расчёт, по расходу воздуха и бензина). Выбор осуществляется галочкой напротив нужного метода.
Для начала выбрать прошивку. Если квантования по оборотам, давлению и дросселю в прошивке отличаются от стандартных, то необходимо их явно указать. Задать погрешности (на главной вкладке), выбрать тип прошивки, задать свои квантования, если они отличаются от тех, что по-умолчанию в «Motorchik». При поиске точек также указываем погрешности по дросселю не больше 4, по оборотам не больше 250.
Расчёт по УДК. Убрать галку с ШДК. Нажать кнопку «Построить КР». Можно для начала рассчитать с галкой «Точный расчёт» (программа будет искать истинную стехиометрию — когда было зафиксировано более 3х переходов L-R или R-L (переход с бедной на богатую или с богатой на бедную смесь)). Когда точки уже не находятся, снять галку «Точный расчёт» и снова рассчитать коэффициент коррекции. Новые точки больше не ищутся, рассчитать недостающие точки коэффициента коррекции. Они также рассчитываются по среднему арифметическому по соседним, заполненным точкам. Далее открыть калибровку ПЦН, на которой производилась откатка прошивки, жмём кнопку «Перемножить КР на ПЦН». Программа перемножит ячейки коэффициента коррекции на ячейки открытой калибровки ПЦН, результат перемножения будет в таблице ПЦН. Затем можно сохранить новую калибровку ПЦН в определённом формате и импортировать в прошивку для последующей откатки. Калибровка сохранится в папке с программой.
Важно! Откатывать ПЦН нужно до тех пор, пока коэффициент коррекции после откатки не будет сильно отличаться от единицы! Для его проверки, в «Motorchik» есть функция просмотра коэффициента коррекции. Точки с белым шрифтом считаются откатанными, с чёрными — еще надо дальше катать. Чем беднее смесь, тем синее точки, чем богаче, тем краснее.
Рисунок 9 — коэффициент коррекции
Расчёт по ШДК. Поставить галку напротив ШДК. Нажать кнопку «Построить КР». В логе должны быть зафиксирована фактическая и желаемая составы смеси. Только в этом случае программа рассчитает КР. При необходимости заполнить недостающие точки. Далее открыть калибровку ПЦН, на которой производилась откатка прошивки, нажать кнопку «Перемножить КР на ПЦН». Программа перемножит ячейки коэффициента коррекции на ячейки открытой калибровки ПЦН. Затем можно сохранить новую калибровку ПЦН в формате *.cte или Master Edit Pro и импортировать в прошивку для последующей откатки. Калибровка сохранится в папке с программой.
Расчёт без ДК. Этот метод неточный (скорее всего даже нерабочий, в следующей версии программы думаю должен уйти в историю), работает только в том случае, если задана верная статика форсунок, стоит исправный ДМРВ. Для ДАД+ДТВ этот метод не подходит. Чтобы рассчитать, нужно снять галки с УДК, ШДК, выбрать из списка тип прошивки, для которой возможен расчёт без ДК. Вначале рассчитываем коэффициент коррекции, затем перемножаем его на ПЦН (кнопка «Перемножить КР на ПЦН»), на которой катали логи. Затем можно сохранить калибровку ПЦН и импортировать в прошивку. Калибровка сохранится в папке с программой.
Рисунок 10 — работа с калибровкой поправки циклового наполнения
УОЗ
Для начала работы с зажиганием нужно выбрать прошивку. Если квантования по оборотам, давлению и дросселю в прошивке отличаются от стандартных, то необходимо их явно указать в файлах квантований.
В данном разделе программа может найти детонацию в рабочих точках, автоматически понижать угол в тех точках, где она найдена. Программа может посмотреть УОЗ, на котором ехал автомобиль, открыть калибровку УОЗ, на которой ехал автомобиль. Можно конвертировать калибровки УОЗ, например открыть калибровку из прошивки j7esa, сохранить уже как калибровку j5ls. «Motorchik» также умеет строить теоретический УОЗ по БЦН, в зависимости от БЦН и оборотов для выбранного мотора.
Работа с детонацией. После того, как определены погрешности, квантования, прошивку, открыть ранее экспортированную калибровку УОЗ. Нажать на кнопку - «Открыть калибровку УОЗ», калибровка должна открыться в правой таблице «Калибровка УОЗ». Далее нажать на кнопку - «Посмотреть детонацию». Если в РТ была найдена детонация, то её количество отобразится в ячейках таблицы «Количество детонации». Далее нажимаем на кнопку - «Понизить угол на», угол зажигания понизится на заданный угол, в соответствии с настройками. Если всё хорошо, то угол зажигания в РТ где обнаружилась детонация, понизится (или повысится, если задать отрицательный угол понижения). Далее можно сохранять калибровку УОЗ. Название и тип калибровки будет также соответствовать той калибровке, которая выбрана из списка. Таким образом, появляется возможность открыть калибровку из одной прошивки, например j7esa и сохранить её как калибровку прошивки j5trs Только следим, чтобы квантования дросселя, оборотов совпадали у обоих прошивок, в противном случае калибровка УОЗ собьётся!
Рисунок 11 — зажигание, работа с детонацией
Построение теоретического УОЗ. Для того, чтобы построить УОЗ по БЦН и оборотам, нужно для начала полностью верно построить таблицу БЦН. После этого нужно нажать на кнопку «Рассчитать УОЗ по БЦН и оборотам». Угол будет строиться как для прошивок по дросселю, так и для прошивок по давлению. Точность таблицы БЦН и будет определять точность построения УОЗ. Краткий порядок действий для построения теоретического УОЗ:
1. Открыть лог-файл.
2. В файлах квантований указать свои квантования по оборотам, дросселю или давлению.
3. Построить таблицу БЦН из лога.
4. Заполнить недостающие точки таблицы, чтобы таблица БЦН стала полностью заполненной.
5. Желательный шаг - проверить БЦН. Для этого экспортировать таблицу в калибровку, открыть её в прошивке и посмотреть как построилась БЦН. Если БЦН в некоторых точках кривая, косая, правим руками. Ровность графика зависит от точности записи лога и его качества, количество реально построенных точек. Далее эту поправленную БЦН снова импортировать в программу.
6. На вкладке «Выбор заводского УОЗ от наполнения» выбрать свой мотор, если его нет в списке, выбрать наиболее похожий мотор, либо «любой мотор».
7. На вкладке «УОЗ» выбрать необходимую прошивку, под которую надо построить теоретический УОЗ от БЦН и оборотов.
8. Нажать на кнопку «Расчитать УОЗ по БЦН и оборотам».
9. После расчёта УОЗ, нажать на кнопку «Сохранить калибровку УОЗ».
10. Готовая калибровка УОЗ сохранилась в корневой папке программы.
11. Импортировать калибровку в прошивку, подредактировать, сгладить.
Метод построения теоретического УОЗ основан на УОЗ от ЦН заводских прошивок. Из снятого лога берутся ЦН, обороты, затем программа ищет УОЗ из таблицы заводского УОЗ от ЦН и оборотов и находит чему равен УОЗ в этой точке. Таким образом, этим методом можно очень стабильно построить УОЗ как для прошивок по дросселю, так и по давлению. В дальнейшем метод будет усложняться и усовершенствоваться.
Рисунок 12 — зажигание, расчёт теоретического УОЗ
Рисунок 13 — зажигание, расчёт теоретического УОЗ
Фаза впрыска
С помощью программы «Motorchik» можно построить фазу впрыска для различных типов фазированного впрыска:
1. В начало перекрытия клапанов.
2. В конец перекрытия клапанов.
3. В закрытый клапан.
4. В начало перекрытия клапанов и если топливо не успевает полностью залететь до закрытия впуска, тогда программа рассчитывает окончание впрыска за 30гр до закрытия впускного клапана.
5. В конец перекрытия клапанов и если топливо не успевает полностью залететь до закрытия впуска, тогда программа рассчитывает окончание впрыска за 30гр до закрытия впускного клапана.
6. Ровно до закрытия впуска (будет лить заранее, но чтобы к концу такта впуска, впрыск полностью завершился).
7. В середину фазы впуска и со смещение от центра, в зависимости от оборотов. Выше обороты — смещение к концу впуска, но ровно до закрытия впуска. Если топливо не успевает залететь, то расчёт идёт от момента конца фазы впуска (конец впрыска приходится за 20-30гр до закрытия впуска).
Для работы с фазой впрыска нужно задать параметры распредвала (либо выбрать из двух предустановленных), погрешности по оборотам, выбрать тип прошивки, проверить и задать свои квантования, если они отличаются. Выбрать метод, нажать «рассчитать фазу впрыска». «Motorchik» проанализирует данные, основываясь на длительности импульса впрыска, скорости вращения двигателя. Для каждой РТ построит фазу по выбранному методу.
Также присутствует возможность рассчитать недостающие точки. Программа будет по соседним точкам средним арифметическим рассчитывать фазу в пустых ячейках. Калибровка сохраняется в корневой папке программы.
Рисунок 14 — построение фазы впрыска
Состав смеси
Начиная с 5й версии программа «Motorchik» умеет строить состав смеси по БЦН по дросселю и давлению. Для построения смеси нужна полностью заполненная таблица БЦН. Далее нажать на кнопку «Расcчитать оптимальную смесь». Расчёт идёт из принципа — чем выше БЦН в точке, тем богаче смесь, чем ниже БЦН, тем беднее смесь. Задаётся минимальное и максимальное ЦН (определяется автоматически во время открытия лог файла), значение смеси задаётся пользователем. Также имеется возможность открыть калибровку состава смеси, рассчитать недостающие точки, очистить таблицу и сохранить калибровку в формате ctp для выбранной прошивки. Тажке программа умеет строить фактический состав смеси, на котором работал мотор, строить тарировку УДК по ШДК, что даёт возможность посмотреть при каких напряжениях УДК какая была фактическая смесь в этот момент времени. Также строит состав смеси по напряжению на УДК.
Рисунок 15 — настройка состава смеси
Форсунки
Программа может определить загрузку форсунок и посчитать статику форсунок исходя из выбранного бензина, номинального и фактического давления в рампе, производительности форсунки при номинальном давлении.
Для расчёта статики форсунки необходимо указать:
1. Номинальное давление в рампе.
2. Фактическое давление в рампе.
3. Производительность форсунки с см3/мин (оно же СС) при номинальном давлении (как правило это 3 атм.).
4. Выбрать октановое число бензина.
После введённых данных, нажать на кнопку «Рассчитать статику форсунок (СТP)» и программа выведет готовую статику форсунок, которую уже нужно указать в прошивке.
Программа может также определить загрузку форсунок. Для этого необходимо указать номинальное давление, реальное давление в рампе, статику форсунок можно задать в трёх различных форматах:
1. В статике ctp (мг/мсек).
2. В см3 (СС).
3. В гр/мин.
В каком формате знаете статику, в таком и нужно задавать, затем выбрать её в переключателе снизу. Определить погрешности поиска РТ, по оборотам, дросселю в главной вкладке программы, нажать на кнопку «Рассчитать загрузку форсунок в %», программа рассчитает загрузку форсунки в % и выведет результат в таблицу.
Рисунок 16 — функция «Форсунки»
Коррекция ДТОЖ и ДТВ
Программа может рассчитать коррекцию по ДТОЖ либо по ДТВ, в 6й версии доступны калибровки для прошивки j7esa. В дальнейших версиях программы будут добавлены другие прошивки и калибровки. Эта функция доступна для логов, в которых есть данные фактической смеси. Для построения коррекции нужно экспортировать калибровку из прошивки (на прошивке, которая была зашита в ЭБУ во время записи лога) в программу. После этого рассчитать коррекцию по ДТОЖ либо ДТВ, далее перемножить коррекцию на калибровку. Результат окажется в калибровке. Далее калибровку можно импортировать в прошивку.
Рисунок 17 — функция «Коррекция по ТВ, ТОЖ»
Разгон
«Motorchik» может найти разгоны автомобиля. Начальную и конечную скорость можно выбирать. Программа найдёт все разгоны в логе, выведет график на экран. Данные о скорости программа берёт из лог-файла. Поэтому точность определения разгона напрямую связана с точностью датчика скорости. «Motorchik» работает только с теми логами, в которых время указано в нормальном формате. Если время указано в непонятном формате, то «Motorchik» напишет: «Для данного типа лога невозможно определить время разгона».
Рисунок 18— функция «Разгон»
Ускорения по оборотам
Данная функция позволяет посмотреть ускорения по диапазонам оборотов. Благодаря этой функции, можно очень точно настроить зажигание. Выжать из мотора максимум. Чем меньше время в диапазоне оборотов, тем быстрее мотор раскручивается. Задать погрешности для поиска диапазонов. Погрешность равная 100 об/мин я считаю достаточно точной. Открываем 1й лог, рассчитываем ускорения, открываем 2й лог, рассчитываем ускорения, сравниваем результаты. И так далее... Пока не надоест! Пока не настроено зажигание. Лучший угол там, где наблюдается самое маленькое время разгона в диапазоне оборотов. Замер надо делать на 3й передаче, на ровной дороге, в безветренную погоду, с самых низких оборотов резко педаль в пол и до высоких оборотов. Точность зависит от временных границ в логе между строчками. В стандартном диагностическом протоколе погрешность составляет 0.2 секунды.
Рисунок 19 — функция «Ускорения по оборотам», на рисунке показан результат разгона одного лог-файла
Графики
Программа строит графики массового расхода воздуха, циклового наполнения, скорости. Выводит до 6 различных графиков на экран. Можно задавать границы по времени, по дросселю, по оборотам. Без данной функции не представляется возможным быстро найти верное положение распредвалов, в котором наблюдается максимальная мощность и момент мотора.
Рисунок 20 — функция «Графики», показан график ЦН от оборотов, мотор 21126, валы 8.7 Нуждин