Устройства микроперемещений в станках.
Эти устройства применяют в станках предназначенных для финишной обработки точных деталей, для осуществления малого импульса движения измеряемого десятыми долями микрона.
Кроме обычных механизмов применяют спец. Конструкции основаны на использование деформации передающих звеньев.
1)Упругосиловой привод:
a) Гидроцилиндр с мембраной (этот метод обеспечивает перемещения лишь на небольую величину)
b) Упругий стержень.(стержень поочередно зажимают зажимами, что обеспечивает импульсное перемещение ведомого звена.
2) Термодинамический привод. (используются тепловые расширения стержня связанного с ведомым звеном. Здесь возможно перемещение на небольшую величину с большой точностью и жесткостью)
Недостатки привода:
a) Инерционность
b) Необходимость теплоизоляции и охлаждение.
3) Магнитострикционный привод.(в конструкции которого использован эффект изменения длины стержня из ферромагнитного материала, под действием магнитного поля. Привод обладает малой инерционностью, большой жесткостью, стабильностью работы. Его используют, как в приводах малых перемещений, так и в системах автомат подналадки))
4)Для непрерывного круговорота перемещений в делит. кинемат. Цепях обычно применяют прецизионную червячную пару, используя ее важное свойство – самоторможение. Эта пара задерживает распространение колебаний в системе привода.
34. Базовые детали и направляющие. Назначение и основные требования к ним.
Базовые детали служат для размещения узлов несущ. инстр. и деталь, обеспечивают точность их взаимного расположения под нагрузкой. Совокупность базовых деталей между инстр. и заготовкой образуют несущ. систему станка.
К базовым деталям относят:
1) Станины.
2) Основания.
3) Колонны.
4) Стойки.
5) Поперечены.
6) Ползуны.
7) Траверсы.
8) Столы.
9) Каретки.
10) Суппорта.
11) Планшайбы.
12) Корпуса шпиндельных бабок и т.д.
По форме базовые детали условно делят
1) Брусья.
2) Пластины.
3) Коробки.
Направляющие обеспечивают правильность траектории движения заготовки и инстр. А так же точность перестановки узлов.
Базовые детали и направляющие. Основные материалы для их изготовления.
Основными материалами базовых деталей являются: 1 чугун
Сч15-применяют для оснований больших станков, салазок, столов, корпусов и др деталей сложной конструкции.
СЧ20-применяют при повышенных требованиях. Также делают станины и другие ответственные детали станков.
СЧ30-35 используют редко из зи плохих литейных свойств, изготавливают блоки....
Чугунные базовые детали для снятия остаточных напряжений подвергают старению.
Углеродистую сталь применяют для изготовления сварных базовых деталей простой формы, на станках работающий при
ударных и очень больших нагрузках, по сравнению с литыми:
1.значительно легче при той же жесткости
2.имеет более совершенные формы, с точки зрения жесткости
3.менее трудоемны
материал СТ3, СТ4, толщина 8-12мм
Бетон использую для изготовления в основном для оснований и станины. Преимущества:
1. Гасит вибрации, что увеличивает динамическую жесткость станка
2.Менее чувствителен к колебанию температур
Недостатки:
1.Поглощает влагу, что увеличивает его объем
2.попадание масла разрушает бетон, поэтому необходимы меры по защите бетона от влаги и масла.
Железобетон-применяют для тяжелых станков, он обеспекчивает жесткость, дает экономичность металла 40-60%
Полимербетон-применяют для станин и оснований, он лишен недостатков обычного бетона
Базовые детали станков расчитывают на жесткость и температурные деформации.
Расчет базовых деталей. Способы уменьшения температурных деформаций.
1)Уменьшение тепловыделения в двиг. опорах и передачах:
1.1. Применение жидкостной смазки
1.2. Нормирование подаваемого смазочного материала.
1.3. Применение трения качения.
2) Тепловая изоляция источников тепла и интенсивный отвод тепла.
3)Целесообразное расположение источников тепла.
4)Взаимная компенсация темпер-х деформции
4.1.Изменение конструкции базовых деталей
4.2 Использование специального материала с коэффициентом линейного расширения, отлич-м от обычного линейного чугуна
4.3. испускаемый подогрев отдел-х частей несущей системы, например, тепловым воздействием от двигателя