Лабораторная работа №13 Автомобильные весы
В процессе производственной и познавательной деятельности общества, в государственных и международных взаимоотношениях возникает множество практических и теоретических задач, для решения которых необходимо располагать количественной информацией о том или ином свойстве объекта материального мира (процесса, вещества, детали машины, явления природы и т.д.). Основным способом получения той или иной информации являются измерения, при реализации которой необходимо применить определенные правила, чтобы получить результат измерения с большей или меньшей точностью, отражающие свойства объекта или показатели его качества. Такая информация называется измерительной информацией.
Существование цивилизации невозможно представить без измерений. Мы сталкиваемся с измерениями различных величин везде: от повседневного быта до сложнейших технических объектов и систем. В России эксплуатируется более одного миллиарда средств измерений, от самых простейших, таких как бытовые часы, термометры или весы, до сложных измерительных комплексов, обеспечивающих высокоточные измерения в навигационных, космических, энергетических и других системах.
Высокопроизводительная, экономичная и безопасная работа технологических агрегатов промышленности требует применения современных методов и средств измерения величин, характеризующих ход производственного процесса и состояние оборудования.
К одному из таких необходимых измерительных комплексов и средств измерения относятся процедуры определения массы грузов перемещаемых от производителя к заказчику, в частности при перемещении грузов автомобильным транспортом. При передаче грузов встаёт острая задача определения количества или массы груза, которая может быть разрешена с применением автомобильных весов.
Весы автомобильные подходят для взвешивания любых автомобилей, в том числе, перевозящих жидкие и сыпучие грузы. Автомобильные весы имеют несколько разновидностей: для взвешивания всего автомобиля, для поосного взвешивания в движении, для потележечного взвешивания, автомобильные подкладные весы для оперативного взвешивания. Результаты взвешивания автомобильных весов могут обрабатываться с помощью поставляемого специализированного программного обеспечения с возможностью распечатки отчетов, введения баз данных, передачи данных на АСУ на предприятии и множеством других функции. Подключение любой модели автомобильных весов к компьютеру осуществляется стандартным кабелем для разъема RS-232 к COM-порту ПК. Автомобильные весы используются предприятиями для постановки внутреннего учета и контроля приходящего и отпускаемого груза.
Назначение весов для взвешивания автотранспортных средств
13.1.1 Весы для взвешивания автотранспортных средств.
Весы предназначены для измерения массы одиночных автомобилей, автомобилей в составе автопоезда, автоцистерн, прицепов, полуприцепов, автопоездов при взвешивании в движении или при статическом взвешивании, выпускаемые по ГОСТ 30414.
13.1.2 Условия эксплуатации:
- температура окружающего воздуха от - 40 до + 80 ° С;
Основные разновидности
Автомобильные весы делятся на 4 основные типа, по принципу устройства и измерений:
- ВАЭ – автомобильные электронные весы;
- ВАЭ-В – весы автомобильные электронные врезные;
- ВАЭ-ТУ – автомобильные электронные весы для потележечного взвешивания;
- ВТП-А - весы транспортные подкладные автомобильные.
Далее предлагается рассмотреть подробнее каждый из этих видов, а также некоторые другие.
Устройство и принцип работы
13. 3. 1 Автомобильные весы
По устройству весы одинаковы с платформенными весами, отличаются размерами и грузоподъемностью. В автомобильных весах (рисунок 13.1) четыре поперечных грузоприемных рычага 1, расположенных симметрично, опираются на четыре неподвижных призмы 11, два продольных рычага 2, также расположенных симметрично,— на две призмы 14, а центральный рычаг 13 — на призму 12. На рычагах 1 закреплены четыре призмы 10, на которые опирается платформа. Платформа находится на уровне въезда на нее автомобилей, поэтому все эти рычаги находятся под платформой (в котловане) на железобетонных фундаментах.
Масса взвешиваемого автомобиля передается на четыре призмы 10 и воспринимается рычагами 1, которые передают давление на рычаги 2 величиной, обратно пропорциональной отношению их плеч, т. е. а / б. Рычаги 2 передают рычагу 13 полученное давление, в свою очередь тоже уменьшенное обратно пропорционально соотношению их плеч, т. е. в / г. Наконец рычаг 13, еще раз уменьшив принятое давление, через тягу 3 передает это давление на коромысло 8, опирающееся на призму 5.
На коромысле 8 давление уравновешивается гирей 7, которая перемещается вдоль коромысла. На нем сделаны деления: цена одного деления обычно 500 кг, т. е. перемещение гири на одно деление соответствует 500 кг массы груза на платформе. Общее передаточное отношение рычагов находят как произведение промежуточных отношений всех рычагов, т. е. оно равно:
Передаточное отношение может быть i = 800 и более.
1 - поперечные грузоприемные рычаги; 2 — продольный рычаг; 3 — тяга;
4 — тарировочный груз; 5 — призма-опора коромысла; 6 — малая гиря;
7 — большая гиря; 8 - коромысло; 9 — указатель равновесия;
10 — подплатформенные призмы; 11 — опорные призмы рычагов 1;
12 – опорная призма рычага 13; 13 — центральный подплатформенный рычаг; 14 — опорные призмы рычагов 2.
Рисунок 13.1 - Схема расположения рычагов автомобильных весов
Если масса груза не кратна 500 кг, остаток определяют, перемещая малую гирю 6 по шкале с ценой деления 1...5 кг. Перед взвешиванием точность весов регулируют тарировочным грузом 4. Указатель 9 служит для проверки равновесия весов, т.е. для определения массы взвешиваемого груза.
На предприятиях устанавливают автомобильные весы циферблатные и цифер-блатные с дистанционной регистрацией массы взвешиваемого груза (таблица 13.1).
Таблица 13.1 – Сравнительная характеристика
Весы, тип весов | Пределы взвешивания, т | Размер платформы, м | Цена деления, кг | Общая характеристика |
РС-30Ц13Ас | 1,5…30,0 | 3Х12 | Стационарные, циферблатные, без регистрирующего устройства | |
РС-30Ц24Ас | 1,5…30,0 | 3Х12 | Стационарные, циферблатные, с автоматической регистрацией массы | |
2РС-30Д24Ас | 1,5…30,0 | 3Х12 | Стационарные, цифропоказывающие, с автоматической регистрацией массы | |
РС-60Ц13Ас | 3,0…60,0 | 4Х15 | Стационарные, циферблатные, без регистрирующего устройства | |
2РС-60Д24Ас | 3,0…60,0 | 4Х15(4Х18) | Стационарные, цифропоказывающие, с автоматической регистрацией массы | |
500-3РС-60Ц13Ас | 3,0…60,0 | 4Х15 | Стационарные, унифицированные циферблатные, без регистрирующего устройства |
Буква «с» в конце названия марки означает, что платформы кроме средней, предусматривают: большую — длиной 15м для 30-тонных, 18м для 60-тонных весов и малую длиной 9м для обоих вариантов. В этом случае ставят букву «б» или «м». Принцип действия весов, в марке которых буква «ц» (циферблатные), в основном такой же, как описанный выше принцип действия товарных циферблатных весов. В весах, марка которых имеет букву «Д» (дискретные, т. е. работающее в прерывистом режиме), массу регистрируют печатающие машинки, и показывает цифропоказывающее табло.