Выбор стандартной посадки по наибольшему натягу
Исходя из условия, что натяг, обеспечиваемый стандартной посадкой (ГОСТ 25347-82), должен быть меньше функционального:
определяем наибольшее допустимое значение верхнего отклонения вала:
Проверяем выполнение неравенства по величине верхнего отклонения вала для рассматриваемых полей допусков валов
95u8: es = +178 мкм < (208,83 мкм = ).
Принимаем поле допуска 95u8 (es = +178 мкм, ei = +124 мкм), так как в этом случае неравенство выполняется рисунок 3.
Рисунок 3 - Схема расположения полей допусков посадки
с натягом с валом 95u8
Исходя из условия , определяем наибольшее допустимое значение верхнего отклонения основного отверстия:
Определяем верхние отклонения полей допусков основных отверстий. Из полученных отклонений выбираем отклонения, обеспечивающие выполнение неравенства.
95 Н8: ES = + 54 < 102,63 мкм - неравенство выполняется;
95 Н7: ES = +35 < 91 мкм - неравенство выполняется.
Принимаем поле допуска 95 Н8 (ES = +54 мкм; EI = 0) и рекомендуемую ГОСТом посадку 95H8/u8.
Анализ выбранной посадки с натягом
Выполним анализ выбранной посадки 95H8/u8, построим схему расположения полей допусков рисунок 4 и обозначим на эскизах рисунок 5 посадку соединения и поля допусков сопрягаемых деталей.
Таблица 2
Наименование | Отверстие | Вал |
Обозначение поля допуска | 95H8 | 95u8 |
Верхнее отклонение, мкм Нижнее отклонение, мкм | ES = + 54 EI = 0 | es = + 178 ei = + 124 |
Наибольший предельный размер, мм Наименьший предельный размер, мм | Dmax = 95,054 Dmin = 95,000 | dmax = 95,178 dmin = 95,124 |
Допуск размера, мм | TD = Dmax - Dmin = 0,054 | Td = dmax - dmin =0,054 |
Наибольший натяг, мм Наименьший натяг, мм | Nmax = dmax – Dmin = 0,178 Nmin = dmin – Dmax = 0,07 | |
Допуск посадки, мм | TN = TD + Td = Nmax - Nmin = 0,108 |
Рисунок 4 - Схема расположения полей допусков посадки 95H8/u8
Рисунок 5 - Эскизы соединения и сопрягаемых деталей с обозначением посадки и полей допусков
Задача 3
Вал вращается, корпус редуктора неподвижен. Вид нагружения наружного кольца – местный, внутреннего – циркуляционный. Осевая нагрузка на опору отсутствует.
Таблица 3 – Исходные данные
№ подшипника | |
Класс точности | P0 |
D, мм | |
d, мм | |
B, мм | |
r, мм | |
R, кН | |
Перегрузка, % |
Интенсивность нагрузки на посадочные поверхности
где – рабочая ширина посадочного места, м;
- динамический коэффициент посадки,
F – коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полом вале или тонкостенном корпусе, F = 1;
FA – коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки между рядами роликов в двухрядных конических роликоподшипниках или между сдвоенными шарикоподшипниками при наличии осевой нагрузки на опору, FA = 1.
По найденному значению и условиям задачи получаем поле допуска вала – m6, поле допуска отверстия в корпусе – Js7.
Отклонения вала 180m es = +40 мкм; ei = + 15 мкм;
Отклонения отверстия в корпусе 320Js7 ES = + 28 мкм; EI = -28 мкм.
Отклонения отверстия внутреннего кольца 180L0 ES = 0; EI = -25 мкм;
Отклонения наружного кольца подшипника 320l0 es = 0; ei = - 40 мкм.
Посадка внутреннего кольца подшипника на вал – 180L0/m6 (с натягом).
Посадка наружного кольца в отверстие в корпусе – 320Js7/l0 (переходная).
На рисунке 6 представлено обозначение посадок подшипника качения полей допусков сопрягаемых деталей.
Рисунок 6 - Обозначение посадок подшипника качения и полей
допусков сопрягаемых деталей
По найденным значениям отклонений сопрягаемых деталей строим схемы расположения полей допусков наружного кольца подшипника с корпусом и внутреннего кольца с валом, а затем проводим анализ этих посадок.
Рисунок 7 - Схема расположения полей допусков посадки 180L0/n6
в системе отверстия
Таблица 4 - Анализ посадки 180L0/n6
Наименование | Отверстие | Вал |
Обозначение поля допуска | 180L0 | 180n6 |
Верхнее отклонение, мкм Нижнее отклонение, мкм | ES = 0 EI = - 25 | es = + 52 ei = + 27 |
Наибольший предельный размер, мм Наименьший предельный размер, мм | Dmax = 180,000 Dmin = 179,975 | dmax = 180,040 dmin = 180,015 |
Допуск размера, мм | TD = Dmax - Dmin = 0,025 | Td = dmax - dmin =0,025 |
Наибольший натяг, мм Наименьший натяг, мм | Nmax = dmax – Dmin = 0,077 Nmin = dmin – Dmax = 0,027 | |
Допуск посадки, мм | TN = TD + Td = Nmax - Nmin = 0,050 |
По найденным значениям отклонений сопрягаемых деталей строим схему расположения полей допусков наружного кольца подшипника и корпуса (рисунок 8). Проводим анализ этой посадки (таблица 5).
Рисунок 8 - Схема расположения полей допусков посадки 320JS7/l0 в системе вала
Таблица 5 - Анализ посадки 320JS7/l0
Наименование | Отверстие | Вал |
Обозначение поля допуска | 320JS7 | 320l0 |
Верхнее отклонение, мкм Нижнее отклонение, мкм | ES = + 28 EI = - 28 | es = 0 ei = - 40 |
Наибольший предельный размер, мм Наименьший предельный размер, мм | Dmax= 320,028 Dmin = 319,972 | dmax = 320,000 dmin = 319,960 |
Допуск размера, мм | TD = Dmax - Dmin = 0,056 | Td = dmax - dmin =0,040 |
Наибольший натяг, мм Наибольший зазор, мм | Nmax = dmax – Dmin = 0,028 Smax = Dmax – dmin = 0,068 | |
Допуск посадки, мм | TN,S = TD + Td = Nmax + Smax = 0,096 |
Задача 4
Таблица 6 – Исходные данные
Условное обозначение резьбового соединения (по ГОСТ 16093-70) | М24-7Н/6g-45 |
Рисунок 9 - Обозначение посадки и полей допусков
резьбового соединения
Условное обозначение указывает, что резьба метрическая (угол профиля = 60º), с крупным шагом, диаметром 24 мм, длиной свинчивания 45 мм.
7H/6g – обозначение посадки резьбового соединения;
7Н – поле допуска среднего и внутреннего диаметров резьбы гайки;
6g – поле допуска среднего и наружного диаметров резьбы болта;
7, 6 – степени точности, определяющие соответственно допуски диаметров резьбы гайки и болта;
Н, g - основные отклонения соответственно диаметров резьбы гайки и болта.
Из ГОСТ 24705-81, ГОСТ 8724-81 (СТ СЭВ 180-75, 181-75, 182-75)) выписываем номинальные размеры наружного D (d), внутреннего D1 (d1) и среднего D2 (d2) диаметров резьбы, шага резьбы Р, исходной высоты профиля Н, а также угла профиля для резьбы с номинальным диаметром 24 и крупным шагом: D = d = 24,000; D1 = d1 = 20,752; D2 = d2 = 22,051; Р = 3,0; Н = 0,8667P = 2,600; = 60°.
Задача 5
АНАЛИЗ ТОЧНОСТИ ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА
Таблица 7– Исходные данные
Наименование и размерность параметров | Величина |
Точность изготовления зубчатого колеса | 8-В |
Модуль, мм | |
Число зубьев | |
Ширина венца, мм |
Рассматриваемое зубчатое колесо должно быть изготовлено:
- со степенью точности 8 по нормам кинематической точности;
- со степенью точности 8 по нормам плавности работы;
- со степенью точности 8 по нормам контакта.
Вид сопряжения зубьев зубчатых колёс в передаче, характеризующий боковой зазор jn, установлен «В».
Вид допуска на боковой зазор «b» соответствует виду сопряжения.
Вид сопряжения соответствует классу отклонений межосевого расстояния.
Выбираем комплекс контроля зубчатого колеса.
Комплекс контроля – это список показателей, которые нужно измерить для полного поэлементного контроля точности зубчатого колеса. Все семь комплексов контроля приведены в таблице 7.2.
Для контроля точных зубчатых колёс 3-8-й степеней точности применяют 1-4-й комплексы контроля, для которых в каждой группе норм следует измерять по два показателя.
Для контроля менее точных зубчатых колёс 7-12-й степеней точности применяют 5, 6, 7-й комплексы контроля, для которых в каждой группе норм достаточно измерять по одному показателю.
Таблица 8 – Комплексы контроля зубчатых колёс
Нормы: | Номера комплексов контроля | ||||||
для степеней точности | |||||||
3 - 8 | 3 - 8 | 3 - 8 | 3 - 8 | 7 - 12 | 5 - 12 | 5 - 12 | |
Допуски на показатели, нормируемые в комплексе | |||||||
кинематической точности | F’i | Fp и Fpk | Fr и Fvw | Fr и Fc | Fr* | F”i и Fvw | F”i и Fc |
плавности работы | f’i | fpb и ff, и (или ) | fpt или fvpt | f”i | |||
контакта | Пятно контакта или Fβ, или Fk | ||||||
бокового зазора | EHs и ТН, или ЕWms и ТWm, или ЕWs и Тс, или Есs и Тс | Ea”s и Ea”i |
* для 7-й степени точности 5-й комплекс контроля только для d > 1600 мм.
Исходя из функционального назначения механизма для зубчатого колеса со степенью точности 8-В выбираем 4-й комплекс контроля.
Названия и определения измеряемых показателей и допусков на измеряемые показатели приведены в ГОСТ 1643-81. Результаты работы записываем в виде таблицы 9 Числовые значения допусков контролируемых показателей принимаем по ГОСТ 1643-81.
Таблица 9 – Значения допусков измеряемых показателей точности зубчатого колеса
Наименование и обозначение по ГОСТ 1643-81 | Численное значение допуска, мкм | Название и тип измерительных приборов | |
измеряемого показателя точности зубчатого колеса | допуска на измеряемый показатель точности зубчатого колеса | ||
Показатели кинематической точности | |||
Frr – радиальное биение зубчатого венца Fcr – погрешность обката | Fr – допуск на радиальное биение зубчатого венца Fc – допуск на погрешность обката | Прибор для измерения радиального биения | |
Показатели плавности работы | |||
fpbr – отклонение шага зацепления fptr – отклонение шага | fpb – предельные отклонения шага зацепления fpt – предельные отклонения шага | ±34 ±36 | Шагомер шага зацепления Шагомер основного шага |
Показатели норм контакта | |||
Fβr – погрешность направления зуба | Fβ – допуск на направление зуба | Прибор для измерения погрешности направления зуба | |
Показатели, обеспечивающие боковой зазор передачи | |||
EHr – дополнительное смещение исходного контура | EHs – наименьшее дополнительное смещение исходного контура ТН – допуск на дополнительное смещение исходного контура EHi – наибольшее дополнительное смещение исходного контура | -350 -600 | Тангенциальный зубомер |
Диаметр окружности выступов определяется по формуле:
где - делительный диаметр зубчатого колеса,
– модуль зуба,
– число зубьев,
Предельные отклонения на диаметр окружности выступов принимаем по h10, т.е. в нашем случае, Ø530h10. Радиальное биение поверхности выступов зубчатого колеса с учётом рекомендаций принимаем 0,03 мм.
Предельные отклонения на ширину зубчатого венца принимаем также по h10 (345h10). Допуск торцового биения поверхности базового торца для обеспечения норм контакта зубьев в передаче и нормальной работы подшипников принимаем равным допуску торцового биения буртика вала: TCA = 10 мкм.
Допуск перпендикулярности торцовой поверхности колеса оси вращения находим по ГОСТ 24643-81: для 530h10 и 9 степени точности TPR = 120 мкм.
Параметры шероховатости поверхности Ø220Н8 определяются в соответствии с зависимостью параметра Ra от допуска размера 220Н8 – Т = 72 мкм:
Принимаем шероховатость поверхности Ø220Н8 – Ra = 1,6 мкм, а правой торцовой поверхности зубчатого колеса Ra = 2,5 мкм, также как и торца буртика Ø240.
Шероховатость профилей зубьев колеса следует выбирать по наивысшей степени точности.
Таблица 10 – Рекомендуемые параметры шероховатости зубьев
Степень точности | Метод нарезания зубьев | Окончательная обработка рабочих поверхностей (профилей) зубьев | Шероховатость поверхности профиля зуба |
обкатка на точных станках | Шлифование, притирка, шевингование | ||
обкатка на точных станках | Шлифование, шевингование | ||
обкатка или метод копирования | Зубья не шлифуются. При необходимости используются отделочные операции | ||
любой метод | Специальные отделочные операции не требуются |
Так как степень точности зубчатого колеса 8-В, то шероховатость поверхности профиля зуба принимаем – Ra = 6,3 мкм. Шероховатость остальных поверхностей – Rz = 20 мкм.
На рисунке 7.1 приведён эскиз зубчатого колеса с обозначением полей допусков, отклонений формы и расположения, и шероховатости поверхностей.
Рисунок 10 – Эскиз зубчатого колеса