Компенсационный метод измерения, уравновешенные мосты.
В компенсационном (нулевом) методе измеряемую величину компенсируют другой величиной, значение которой известно с высокой степенью точности, разность между ними сводится к нулю за счет изменения известной величины. Применяемый в этом методе измерительный прибор (нуль-прибор) служит только для установления факта равенства двух величин или равенства нулю их разности. Примером компенсационного метода измерения может служить компенсационный метод измерения термоЭДС, измерение сопротивления уравновешенным мостом. Компенсационный метод обеспечивает высокую точность измерения, определяемую в основном точностью задания известной величины, которой уравновешивается измеряемая величина, и чувствительностью нуль-прибора.
Одними из наиболее распространенных средств измерения сопротивления являются мостовые. Простейшая схема четырехплечего моста изображена на рис. 7.3. Схема содержит резисторы, источник питания Umr и измерительный прибор (ИП). При анализе мостовых схем следует пользоваться общепринятой терминологией. Точки а и Ъ к которым в параллельной цепи подводится напряжение питания образуют диагональ питания. Точки с и d, с которых напряжение Uвых снимается на измерительный прибор, образуют измери-тельную'диагональ. Точки а, b, с, d называются вершинами моста. Резисторы между двумя соседними вершинами — R1 ,R2 ,Rм, Rх образуют плечи моста, Rx — резистор, сопротивление которого нужно измерить. Плечи, не имеющие общих вершин, называются противолежащими. В данном случае это резисторы R1 , и Rм, R2 и Rx. Плечи, имеющие общую вершину, называются смежными (прилежащими), т.е. это резисторы R1 , и R2, R2 и Rм, RM и RХ, Rx и R1 Плечи могут состоять из многих резисторов, включенных различными способами, резисторы могут входить и в диагонали. Плечи моста могут быть образованы не только активными сопротивлениями, но и индуктивными, емкостными или их сочетаниями. Типовой схемой является включение переменного резистора в качестве корректора нуля в одну из вершин моста, например между R1 и R2.
Уравновешенные мосты. Мосты подразделяются на уравновешенные и неуравновешенные. Состояние моста, при котором Uвых - О, называется равновесным состоянием, а мост в таком состоянии называется уравновешенным. Этот метод измерения сопротивлении является разновидностью компенсационного (нулевого) метода измерений. Для уравновешивания моста при изменениях Rx используется известное переменное сопротивление. На рис. 7.3 это магазин сопротивлений RM. При Uвых = О и Iип = 0, через RX и RM протекает один и тот же ток I1,, а через R1 ,R2 — ток 12, тогда RX I1 = R1 I2 и RM I1 = = R2 I2. Разделив эти равенства, получим
Положительные стороны измерения сопротивления с помощью уравновешенного моста:
• независимость результата измерения от напряжения питания;
• линейная зависимость Rx от RM
• измерительный прибор выполняет только функции чувствительного нуль-прибора (далее НП), фиксирующего отклонение напряжения измерительной диагонали от нулевого значения.
Сопротивление соединительных проводов, с помощью которых резистор RX включен в схему моста на рис. 7.3 не показано. Вели предположить, что Rx это термосопротивление Rt, которое удалено от моста и соединено с ним двумя протяженными проводами с распределенным сопротивлением Rл каждого, то значение Rx должно быть заменено на (Rt + 2Rл):
(7.6)
Для стабилизации характеристики моста сопротивление Rл с помощью подгоночных катушек доводится до определенного значения. Однако при изменении температуры окружающей среды Rл будет изменяться. На изменение Rл (при неизменном Rt) мост будет реагировать как на изменение Rt — возникнет дополнительная погрешность. Для ее снижения используется трехпроводная схема подключения ТС. Для перехода к трехпроводной линии необходимо один из зажимов источника питания третьим проводом соединить с зажимом Rt..Перенос диагонали питания приводит к изменению плеч моста, условия равновесия и уравнения измерения (7.5):
(7.6)
Эти выражения показывают, что использование трехпроводной схемы подключения ТС приводит к снижению влияния изменений сопротивления линий связи как на равновесие моста, так и на результат измерения Rt