Карты барической топографии (высотные карты погоды)
Как было указано в разделе «Высотные карты погоды», для прогноза перемещения барических образований и фронтов в службе прогнозов используются карты барического поля на высотах. Кратко коснемся здесь анализа этих карт и их использования при прогнозе перемещения барических образований. В тех районах, где располагаются области повышенного давления, изобарические поверхности (поверхности равного давления) поднимаются выше, над областями пониженного давления они опускаются ниже. Поэтому там, где на высотной карте высота изобарической поверхности больше, выше и давление, а где высота меньше — ниже и давление.
Для выявления положения областей повышенного (антициклоны) и пониженного (циклоны) давления на высотных картах абсолютной топографии (AT) проводятся линии равных абсолютных высот данной изобарической поверхности, называемые изогипсами. Изогипсы проводятся в СССР через 4 или 8 дам, в большинстве зарубежных стран — через 6 дам. Изогипсы на высотных картах аналогичны изобарам на синоптической карте в том смысле, что как те, так и другие хорошо обрисовывают (оконтуривают) положение циклонов, антициклонов, ложбин и гребней.
Ветер на высотных картах направлен по касательной к изогипсе так, что низкое давление остается слева. Чем гуще проходят изогипсы, тем больше скорость ветра.
Карты АТ700 и АТ500 характеризуют распределение воздушных течений в средней тропосфере (3—5 км), поэтому их используют для определения направления и скорости ведущего потока с целью прогноза перемещения барических образований.
Ведущим потоком называется устойчивое по скорости и направлению воздушное течение в средней тропосфере, существующее между малоподвижным высоким циклоном и высоким антициклоном. Подвижные циклоны и антициклоны перемещаются в направлении ведущего потока со скоростью, примерно равной 0,7—0,9 скорости градиентного ветра, определенного по картам АТ700 или АТ500 Направление ведущего потока определяется по направлению изогипс, а скорость — по скорости градиентного ветра над интересующим нас районом (рис. 37).
При определении перемещения барических систем полезно запомнить следующие правила:
1) чем обширнее высотный циклон или высотный антициклон, тем медленнее он смещается;
2) чем больше расстояние между центрами (по горизонтали) одних и тех же барических образований на синоптической и высотной картах, тем они быстрее движутся.
Рис. 37. Изогипсы АТ500 (7) и направление перемещения циклона (2).
Рассмотрим приведенную на рис. 38 высотную карту АТ500 за 00 ч 22 мая 1978 г. (на ней сплошными линиями проведены изогипсы, буквой L обозначены центры циклонов, буквой Н — центры антициклонов, жирными прерывистыми линиями показаны фронтальные разделы, а стрелкой— ведущий поток). Тонкими прерывистыми линиями проведены изогипсы разности между изобарическими поверхностями 500 и 1000 мбар, т. е. дана карта относительной топографии ОТ500-1000 .
Над восточной половиной северной части Атлантического океана расположена область низкого давления (циклон), в западной части которой дуют сильные северные ветры, достигающие местами 48 уз.
Рис. 38. Высотная карта АТ500 за 00 ч 22 мая 1978 г.
К востоку направление ветра меняется на северо-западное, западное с переходом в восточной (передней) части циклона на юго-западное, скорость его возрастает до 50 уз. Над Великобританией и Английским каналом располагается слабовыраженный гребень. Ветер здесь юго-западный, скорость которого достигает 48 уз.
Помимо фактических карт барической топографии, службы погоды передают также прогностические высотные карты. На рис. 39 приведен образец прогностической карты поверхности 500 мбар (АТ500) на 36 ч вперед (на 12 ч 23 мая 1978 г.), если считать исходной карту поверхности 500 мбар в 0 ч 22 мая (рис. 38).
Мы видим, что гребень, располагавшийся над Британскими островами (рис. 39), переместится на юг Скандинавии, а область низкого давления (циклон) на востоке северной части Атлантического океана трансформируется в ложбину. Таким образом, над восточной половиной Атлантического океана, в тыловой части ложбины, сохранятся северные ветры, скорость которых несколько уменьшится (до 34 уз). К западу от Великобритании в передней части ложбины сохранятся юго-западные ветры, скорость которых существенно не изменится.