Проблемы и задачи в области метрологии в перспективе
Основополагающим этапом развития законодательной метрологии в Российской Федерации можно считать 1993г., когда был принят Закон об обеспечении единства измерений, которые впервые на высшем уровне установил основные нормы и правила управления метрологической деятельностью в стране. Тот факт, что при подготовке был максимально учтен международный и отечественный опыт, позволил российской метрологии достойно выполнять главную задачу – обеспечить защиту общества и государства от недостоверных результатов измерений. За эти годы метрологам России пришлось решать много проблем, связанных с переходом экономики страны на рыночные отношения. Остро стояла задача сохранения и восполнения эталонной базы, разработки нормативных документов, регламентирующих положения Закона, формирования адаптированной к рынку метрологической инфраструктуры, поиска дополнительных источников финансирования, сохранения научного и кадрового потенциала и т.д. Можно отметить, что метрологи России успешно справились с этими задачами, но жизнь и изменяющееся законодательство ставят новые проблемы и задачи в области метрологии на современном этапе. Основной задачей законодательной метрологии было и остается создание необходимых и соответствующих состоянию развития экономики и общества условий для обеспечения единства и достоверности измерений на национальном и международном уровнях. Минувшие 10 лет после принятия Закона об обеспечении единства измерении показали, с одной стороны - его дееспособность, а с другой — несоответствие ряда положений меняющейся экономической ситуации в стране и мире. Глобализация мировой торговли, международная интеграция и курс на создание глобальной системы измерений, внедрение новейших технологий, повышение затрат на содержание эталонной базы на международном и национальном уровнях, новые направления развития науки и техники, принятие ряда законов, прямо относящихся к метрологии, курс России на вступление в ВТО — вот далеко не полный перечень предпосылок к реформированию законодательной метрологии в Российской Федерации. К этому следует добавить и то, что система управления метрологической деятельностью в стране и ее основа — Государственная метрологическая служба — в силу объективных и субъективных причин — по некоторым вопросам вступила в противоречие с действующим международным и национальным законодательством. В связи с этими ВНИИ метрологической службы разработал проект Федерального закона, учитывающего 10-летнюю практику применения действующего Закона, положения Федерального закона «О техническом регулировании≫ и гармонизированного с соответствующими документами Международной организации законодательной метрологии. В соответствии с этим в основу проекта Федерального закона положены новые подходы к решению ряда задач по вопросам:
— изменения состава и видов нормативных правовых актов по обеспечению единства измерений (с учетом категории технических регламентов);
— правового положения федерального органа исполнительной власти в области обеспечения единства измерений, принимая во внимание изменение статуса и компетенции Госстандарта России в связи с преобразованием последнего в агентство Ростехрегулирование;
— разграничения государственного метрологического надзора и комплекса работ, связанных с ≪допуском средств измерений в обраще-
ние», к которым относятся: утверждение типа, декларирование и поверка средств измерений, а также лицензирование изготовления и ремонта средств измерений;
— распространения, с учетом достигнутого уровня технологий и производства, государственного регулирования в области обеспечения
единства измерений также на средства контроля и испытательное оборудование, равно как и на методики выполнения испытаний и контроля;
— сужения сферы распространения государственного метрологического надзора с переносом акцента на сферы действия технических регламентов. В результате будет несколько ограничена номенклатура средств измерений, подлежащих поверке, и расширена область приме-
нения калибровки средств измерений.
При определении положений, касающихся вопросов состояния и применения средств контроля и испытательного оборудования, предполагается принять во внимание, что испытания и контроль, имеющие широкое распространение на практике, характеризуются метрологическими свойствами, имеющими определяющее значение в процессе их эксплуатации. В то же время методическое и правовое обеспечение этих операций отсутствует. Правильная организация работ по метрологической аттестации испытательного оборудования и средств контроля позволит получить объективную информацию о достигнутом уровне достоверности и единства этих операций. Реализация этих замыслов позволит:
— определить место и роль законодательной метрологии в реальном секторе экономики;
—• изыскать дополнительные, негосударственные средства для целенаправленного формирования стабильных источников финансирования эталонной базы России;
— кардинально повысить эффективность метрологии как деятельности в нашей стране;
— привести в соответствие с принципами дебюрократизации и либерализации государственное управление механизмом проведения государственного метрологического контроля и надзора;
— далее развивать метрологическую инфраструктуру.
Особое внимание предлагается уделить вопросам создания, совершенствования, хранения и применения эталонов единиц величин, т.е.
поиску того баланса бюджетного и рыночного финансирования, который позволил бы обеспечить функционирование эталонной базы Рос-
сии на мировом уровне.
Реализация упомянутых предложений позволит более четко разграничить сферу государственного регулирования и сферу метрологических услуг в области метрологии, гармонизировать принципы организации метрологической деятельности с международными, обеспечив, таким образом, необходимые доверие и признание на международном уровне как одно из основных условий вступления России в ВТО, привлечь инвестиции из реального сектора экономики в фундаментальный сектор метрологии.