Комбинированный указатель скорости КУС-730/1100

Установлен на приборных досках командира, второго пилота, штурмана и борттехника по АДО. Предназначен для измерения приборной (VПР) и истинной (VИСТ) воздушных скоростей.

VПР (или индикаторная) – скорость, пропорциональная динамическому давлению (скорость, соответствующая нулевой высоте полёта по стандартной атмосфере). Измеряется в диапазоне 0÷730 км/ч. Индицируется большой стрелкой по внешней шкале. Используется лётчиком для правильного пилотирования самолёта (она позволяет вне зависимости от высоты определять значения критической подъёмной силы).

VИСТ – скорость самолёта относительно набегающего воздушного потока. Индицируется малой стрелкой по внутренней шкале. Используется для решения навигационных задач (счисления пути, определения времени прибытия в точку маршрута и т.п.).

 
  Комбинированный указатель скорости КУС-730/1100 - student2.ru

РП поступает внутрь манометрической коробки (МК), а РСТ –внутрь корпуса прибора. Вершина МК перемещается пропорционально динамическому давлению, поворачивая стрелки VПР и VИСТ. Однако, точка опоры стрелки VПР фиксированная, а стрелка VИСТ – корректируется анероидной коробкой. Т.о., у земли значения VПР и VИСТ одинаковы, а с подъёмом на высоту VИСТ, из-за уменьшения плеча, увеличивается.

Указатель числа М

 
  Комбинированный указатель скорости КУС-730/1100 - student2.ru

Предназначен для информирования лётчика о приближении момента ухудшения лётных характеристик самолёта. Околозвуковая скорость является критической, так как при этом существенно снижаются устойчивость и управляемость самолёта (наступает волновой кризис). На различных высотах волновой кризис наступает на различных скоростях, но неизменном для данного типа самолёта числе М (для Ил-76 МКР=0,79).

Число М – это отношение VИСТ к скорости звука (а): М=VИСТ /а. Принцип измерения числа М аналогичен принципу измерения VИСТ .

Вариометр ВАР-75

Предназначен для измерения вертикальной скорости движения самолёта. Используется для поддержания горизонтального полёта, контроля за режимами набора высоты или снижения, фиксирования момента выхода самолёта из пикирования.

 
  Комбинированный указатель скорости КУС-730/1100 - student2.ru

Принцип действия вариометра основан на запаздывании изменения РСТ внутри герметичного корпуса по отношению к изменению РСТ в МК при изменении высоты полёта. Это связано с тем, что РСТ подаётся внутрь корпуса прибора через капилляр, а внутрь МК – по обычному трубопроводу.

4 ВОПРОС «СИСТЕМА ВОЗДУШНЫХ СИГНАЛОВ СВС1-72-1В»

Назначение: Система предназначена для вычисления и выдачи на указатели членов экипажа и в различную бортовую аппаратуру самолета (САУ, УВК, РСБН, самолетные ответчики, инерциальную систему) следующих аэродинамических параметров:

- истинной воздушной скорости VИСТ;

- абсолютной (НАБС) и относительной (НОТН) высот полета;

- числа М;

- критического значения числа МКР;

- отклонения числа М от заданного значения ΔМ;

- температуры атмосферного воздуха ТНВ.

Принцип действия СВСоснован на преобразовании полного и статического давлений, а также температуры воздушного потока в электрические сигналы, пропорциональные перечисленным параметрам. Преобразование данных параметров по барометрическим формулам осуществляется блоками воздушных параметров БВП-9.

На самолете установлено два комплекта СВС1-72-1В: 1-й (левого летчика) - на левом борту; 2-й комплект (правого летчика) - на правом борту.

Основные характеристики СВС1-72-1В:

- диапазон измерения НАБС 500 ÷ 15000 м;

- диапазон измерения НОТН 0 ÷ 15000 м;

- диапазон измерения VПР 150 ÷ 800 км/ч;

- диапазон измерения VИСТ 200 ÷ 1100 км/ч;

- диапазон измерения числа М 0,2 ÷ 1,0;

- диапазон измерения ТНВ - 75 ÷ + 50°С.

Состав и размещение системы.В самолетный комплекс СВС входят:

 
  Комбинированный указатель скорости КУС-730/1100 - student2.ru

БВП-9 – блок воздушных параметров (2шт.), воспринимает полное и статическое давления и вырабатывает электрические сигналы, пропорциональные М, VИСТ, НОТН, НАБС, МКР, DМ, ТНВ. Блоки размещены на левой и правой этажерках технического отсека (шп.№10 и 11).

УВ-75-15– индицирует относительную высоту полета. Прибор имеет шкалу со стрелкой, два барабанных счетчика (высоты и давления) и сигнализатор отказа в виде бленкера. Установлены УВ-75-15 на приборных досках левого и правого летчиков.

 
  Комбинированный указатель скорости КУС-730/1100 - student2.ru

УМС-1 –индицирует истинную скорость полета VИСТ и число М, а также формирует пропорциональные этим параметрам сигналы, которые поступают в УВК, САУ, РСБН. При достижении самолетом предельного значения числа М УМС вырабатывает сигнал МПРЕД, поступающий в САУ и на световое табло «ПРЕВЫШ. М, VПР». Установлены на приборных досках левого и правого летчиков.

УВ-П – Указатель высоты – повторитель. – 2шт. Установлены на приборной доске штурмана и в грузовой кабине.

УС-П – Указатель скорости – повторитель. - 1шт. Установлен на приборной доске штурмана.

УТ-1М – Указатель температуры – 2шт. Установлены на приборных досках левого летчика и штурмана.

П–69 (104) – Приемники температуры (2шт) вырабатывают электрические сигналы ТТ, величина которых зависит от температуры наружного воздуха в заторможенном потоке и выдают их в УМС для вычисления и индикации температуры наружного воздуха. Они установлены снаружи слева и справа на обшивке носовой части фюзеляжа.

БСР-72-1 – блок сравнения, предназначенный для непрерывного автоматического контроля каналов решения числа М и НОТН с двух систем СВС путем сравнения их выходов. При наличии разности в величине сигналов М и НОТН систем СВС (по каналу высоты-100м; по каналу Мах – 0,02М) выдает сигнал на табло «ПРОВЕРЬ ВЫСОТУ» и «ПРОВЕРЬ МАХ». Блок находится в техническом отсеке (шп. №10).

Корректоры КЗСП и КЗВ(Корректоры - задатчики приборной скорости и Корректоры – задатчики высоты) измеряют отклонения приборной скорости (DV) и высоты полета (DН) самолета от заданных значений и выдают в систему САУ. При этом в САУ 1Т-2Б обеспечиваются режимы работы автоматической стабилизации Vпр. и Нполета.

Измерительный комплекс реле давления ИКДРДФ-0,25.Предназначен для выдачи сигнала на табло «Превыш. М, VПР» при достижении самолетом предельной приборной скорости = 600 км/час. Табло размещенно в верхней части приборных досок летчиков.

5 ВОПРОС «АВТОМАТ УГЛОВ АТАКИ И ПЕРЕГРУЗОК

АУАСП-18КР»

Предназначен для:

- измерения в полете и индикации местных текущих углов атаки αТ и вертикальных перегрузок;

- вычисления и индикации критического угла атаки αКР как функции числа М;

- сигнализации о наступлении критического режима по углу атаки и вертикальной перегрузке.

На самолете установлены два комплекта АУАСП: один - на левом, другой - на правом борту. Состав одного комплекта включает: датчик углов атаки ДУА-9Р, датчик критических углов атаки ДКУ-26Р, датчик перегрузок ДП-1-3, указатель УАП-18кр, блок коммутации БК-2р и переключатели АУАСП КОНТРОЛЬ-ОБНУЛЕНИЕ левого и правого летчиков.

ДУА-9р флюгерного типа установлены на левом и правом бортах (шп.6, 7) по направлению движения воздушного потока. В них осуществляется измерение местного текущего угла атаки αТ,, который в виде электрического сигнала поступает в вычислительный блок БК-2р. В ДКУ-26Р происходит вычисление αКР в зависимости от текущего значения числа М (в качестве входных величин используются Рп и Рст). ДП-1-3 измеряет вертикальную перегрузку, преобразует ее в электрический сигнал и подает в блок БК-2р и в регистратор МСРП-64 (от ДП правого борта).

Автомат АУАСП работает в двух режимах: взлетном и полетном, которые переключаются автоматически. Взлетный режим включается при разбеге самолета с выпущенными закрылками в момент снятия обжатия шасси. При этом вместо αКР индицируется взлетный угол атаки αВ=15º, являющийся постоянным, не зависящим от числа М. Полетный режим включается при уборке закрылков. Вместо αВ индицируется αКР от ДКУ-26Р.

Индикация углов осуществляются указателем УАП-18КР:

- αТ - левой стрелкой в пределах от 0º до 15º, с погрешностью ± 0,5º;

- αКР - нижним радиусом поворотного красного сектора, изменяющимся в зависимости от числа М, с погрешностью ± 0,5º;

- nУ - правой стрелкой в пределах от −1 до +3 с погрешностью ± 0,2 (значения от +1,5 до +3 соответствуют опасным перегрузкам).

 
  Комбинированный указатель скорости КУС-730/1100 - student2.ru

Выход самолета на критический режим полета определяется приближением αТ к αКР за 0,5º или достижением nУ значения предельной перегрузки, равного 1,7. При этом в указателе формируются сигналы, включающие мигающий световой сигнализатор на передней панели УАП-18. Одновременно эти сигналы поступают в:

- РИ-65 для выдачи сообщения «Угол атаки уменьшить»;

- в САУ-1Т-2Б для отключения обоих каналов САУ. При этом загорается табло ОТКАЗ САУ ПРОД и включается звуковая сигнализация (звонок);

- в ССОС для блокировки срабатывания звуковой сигнализации (сирены) и блокировки загорания светового табло ОПАСНО ЗЕМЛЯ.


Наши рекомендации