Основные принципы при проведении
Экспертизы национальных стандартов
Экспертиза национальных проектов базируется на следующих принципах:
– широкое обсуждение проектов национальных стандартов на основе открытости процесса разработки на всех стадиях;
– привлечение к участию в экспертизе всех заинтересованных юридических и физических лиц;
– обеспечение рассмотрения и учета всех поступивших замечаний;
– ответственность за результат экспертизы;
– проведение комплексной оценки качества проекта стандарта с начала разработки и до завершения.
Эксперт
Экспертом по стандартизации может быть любое лицо, успешно прошедшее процедуру оценки соответствия (сертификации) в системе сертификации персонала, в ходе которой специалист должен подтвердить свою квалификацию как в отношении общих вопросов стандартизации, так и в конкретной области стандартизации. Эксперт должен периодически подтверждать свою квалификацию в соответствии с правилами системы сертификации персонала. Для получения сертификата эксперта кандидат должен иметь высшее образование и не менее чем трехлетний стаж работы в области стандартизации. Эксперт должен уметь проводить работу по каждому из основных видов экспертизы.
Эксперт независимо от области деятельности должен знать:
– федеральные законы, нормативные документы, правила, нормы и рекомендации по стандартизации в отношении общих вопросов стандартизации, а также затрагивающие их организационно- распорядительные документы Федерального агентства;
– терминологию в области стандартизации;
– правила разработки и утверждения (принятия) национальных и межгосударственных стандартов, а также порядок их учета и официального опубликования;
– правила построения, изложения, оформления стандартов, а также общие требования к их содержанию;
– вопросы авторского и патентного права, включая порядок использования зарубежных нормативных документов полностью, частично или в виде ссылок;
– порядок принятия международных (региональных) стандартов в качестве национальных и межгосударственных стандартов.
Эксперт в отношении своей области деятельности должен знать:
– особенности проведения работ по стандартизации в данной области;
– основополагающие нормативные документы в этой области;
– основополагающие нормативные документы в смежных областях;
– технические регламенты в своей и смежных областях деятельности;
– международные и межгосударственные стандарты в своей и смежных областях деятельности, а также другую информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.
Эксперт должен уметь оценить:
– соответствие проекта национального или межгосударственного стандарта (стандарта организации) другим действующим стандартам, техническим регламентам, иным законодательным актам, а также нормативным, организационно-распорядительным и иным документам, которые определяют требования к стандартизуемому объекту и правилам проведения работ по стандартизации;
– замечания и предложения по проекту стандарта;
– достоверность патентных исследований.
Эксперт должен иметь широкий кругозор, способность ясно и свободно выражать свои мысли.
Эксперт должен принять на себя следующие обязательства:
– быть независимым и не поддаваться давлению в отношении внесения изменений в экспертное заключение, если эти изменения не основаны на убедительных доказательствах;
– руководствоваться в работе только общенациональными интересами, отделяя их как от личных интересов, так и от интересов какой-либо организации;
– не допускать в работе элементов дискриминации, т.е. не отказываться от проведения экспертизы проекта стандарта без уважительных причин;
– воздерживаться от действий, которые могли бы дискредитировать систему стандартизации в Российской Федерации и национальный орган по стандартизации.
Последовательность действий разработчика
Национального стандарта при экспертизе
Для организации экспертизы разработчик проекта стандарта представляет в секретариат ТК, за которым закреплен данный объект стандартизации, следующие документы:
– окончательную редакцию проекта стандарта на бумажных носителях в трех экземплярах с оригиналами подписей на последней странице и в электронном виде в редактируемом формате;
– пояснительную записку к проекту стандарта, дополненную краткой характеристикой полученных отзывов и сведениями о публикации уведомлений о начале и завершении публичного обсуждения проекта стандарта на официальном интернет-сайте Федерального агентства;
– сводку замечаний и предложений по первой редакции проекта стандарта;
– протокол совещания (заседания), на котором было проведено обсуждение доработанного проекта стандарта, при условии его проведения;
– документы, подтверждающие согласование проекта стандарта (при необходимости).
Последовательность действий технического комитета по