Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК)
СЕНЭЛЕК создан в декабре 1972 г. в результате слияния двух организаций — Европейского комитета по координации электротехнических стандартов стран—членов ЕАСТ (СЕНЭЛ) и Европейского комитета по координации электротехнических стандартов стран ЕЭС (СЕНЭЛКОМ).
Членами СЕНЭЛЕК являются национальные электротехнические комитеты 17 европейских государств — Австрии, Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Финляндии, Франции, Германии, Швейцарии, Швеции, являющиеся одновременно членами МЭК, кроме Люксембурга.
Работа СЕНЭЛЕК проводится согласно Уставу и других нормативных документов.
Высшим органом СЕНЭЛЕК является Генеральная ассамблея, в которой представлены национальные организации по стандартизации, правительственные органы стран-членов, Европейское экономическое сообщество, Европейская ассоциация свободной торговли.
Основными целями СЕНЭЛЕК являются разработка комплекта электротехнических стандартов в тесном сотрудничестве с ЕЭС, а также при поддержке Секретариата Европейской ассоциации свободной торговли обеспечение единого рынка товаров и услуг в странах этого региона. Стандарты, созданные в полном взаимном согласии национальных комитетов—членов СЕНЭЛЕК, рассматриваются как важнейшее средство для обеспечения этой задачи.
Основная деятельность СЕНЭЛЕК направлена на устранение всех технических различий как между национальными стандартами
Категории стандартов
В зависимости от объекта стандартизации и уровня принятия различают следующие категории стандартов:
Государственный стандарт Российской Федерации(ГОСТ Р) принимается Госстандартом России или Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России). К объектам ГОСТ Р относятся продукция, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение.
Стандарт отрасли(ОСТ) — разрабатывается и применятся государственными органами в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения.
Здесь под отраслью понимается совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и(или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительное или функциональное назначение. Стандарты отраслей не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов, а также правила и нормы безопасности, установленные государственными надзорными органами по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Ответственность за соответствие требований стандартов отраслей обязательным требованиям государственных стандартов несут принявшие их государственные органы управления.
Стандарт предприятия(СТП) — стандарт, утвержденный предприятием. Эти стандарты разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектами стандартизации СТП являются составляющие организации и управления производством, направленные на повышение его эффективности, продукция, производимая этим предприятием, методы расчета, технологические нормы и требования, типовые процессы изготовления, оснастка, инструмент и т. п. Требования стандартов предприятий подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.
Стандарт научно-технического, инженерного общества(СТО) — стандарт, принятый научно-техническим, инженерным обществом или другим общественным объединением. Объектами СТО являются, как правило, новые оригинальные виды продукции и услуг, технология, новые принципы управления производством, методы испытаний и т. п.
Необходимость применения этих стандартов субъекты хозяйственной деятельности определяют самостоятельно'. Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов субъектов хозяйственной деятельности устанавливается ими самостоятельно.
СТО также не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов, а также правила и нормы безопасности, установленные государственными надзорными органами по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Международный стандарт— стандарт, принятый международной организацией по стандартизации. В частности, ИСО, МЭК. Такие стандарты носят рекомендательный, добровольный характер.
Региональный стандарт— стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации.
Межгосударственный стандарт(ГОСТ) — стандарт, принятый государствами, присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.
Национальный стандарт— стандарт, принятый национальным органом по стандартизации.
В перечень нормативных документов включен технический регламент.
Под регламентомпонимается документ, в котором содержатся обязательные правовые нормы. Такой документ принимается органом власти и подлежит обязательному исполнению.
Технический регламентсодержит технические требования к объекту стандартизации. Эти требования могут содержаться непосредственно в самом этом документе либо имеется ссылка на другой нормативный документ (стандарт, документ технических условий, свод правил). В отдельных случаях в технический регламент полностью включается нормативный документ.
К техническим регламентам относятся законодательные акты и постановления Правительства РФ, содержащие в себе требования, нормы и правила технического характера; государственные стандарты в части устанавливаемых в них обязательных требований; нормы и правила федеральных органов исполнительной власти.
К нормативным документам относятся также общероссийские классификаторы технико-экономической информации (ОКТЭИ).
Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации фициальный документ, в котором представлены систематизированные своды наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации в области технико-экономической и социальной информации. Разрабатываются на продукцию, услуги, производственные процессы, имеющие общегосударственное применение. Например, Общероссийский классификатор продукции (ОКП), предприятий и организаций — ОКПО и др.
Правила по стандартизации(ПР) — нормативный документ по стандартизации, принимаемый Госстандартом или Госстроем России.
ПР разрабатываются на конкретные производственные процессы и их элементы, связанные с решением задач организации и управления работами по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, лицензированию, государственному контролю и надзору за соблюдением обязательных требований технических регламентов, государственных и межгосударственных стандартов. Если ПР прошли регистрацию в Министерстве юстиции России, то требования, содержащиеся в них, являются обязательными.
Норма — нормативный документ, содержащий положения, устанавливающие количественные меры или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены в процессе производства или работы.
Рекомендации(Р) — нормативный документ, содержащий доброльные для применения организационно-технические и(или) общетехнические положения, правила, методы выполнения работ.
ПР и Р разрабатываются, как правило, организациями, подведомственными Госстандарту РФ или Госстрою РФ. Утверждаются и издаются этими комитетами после обсуждения с заинтересованными сторонами.
Правовые основы стандартизации в России установлены Законом РФ от 10 июня 1993 г. № 5154-1 «О стандартизации». Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности, общественными объединениями.
Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации. В Законе установлены общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и государственными органами управления. Кроме того, в Законе отражен порядок государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных стандартов, а также финансирования работ по стандартизации, государственному контролю и надзору.
Кроме данного Закона отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ, например Федеральным законом от 19 июня 1995 г. № 89-ФЗ " внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Законов Российской Федерации "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг"»; постановлениями Правительства РФ, принятыми во исполнение Закона РФ «О стандартизации»; приказами Госстандарта России. Например, приказом Госстандарта России от 27 июня 1994 г. № 112 утвержден Порядок проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной Iпродукцией (работами, услугами).
Закон РФ «О стандартизации» регламентирует:
· организацию работ по стандартизации;
· содержание и применение нормативных документов по стандартизации;
· информационное обеспечение работ по стандартизации;
организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;
· финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору;
· ответственность за нарушение положений Закона РФ «О стандартизации».
В Законе РФ «О стандартизации» (ст. 14) предусмотрена уголовная, административная либо гражданско-правовая ответственность, которую несут в соответствии с действующим законодательством юридические и физические лица, а также органы государственного управления, виновные в нарушении положений Закона.
Административная ответственность за нарушения устанавливается Кодексом РФ об административных правонарушениях, а уголовная — Уголовным кодексом РФ (УК РФ) и Законом РФ от 1 июля 1993 г. № 5304-1 «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю» (ред. от 21 марта 2002 г.). Последний Закон направлен на защиту прав и интересов потребителей, а также государства путем внесения в отдельные статьи УК РФ и Уголовно-процессуального кодекса РФ дополнений и изменений.
В ст. 238 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за производство, хранение, перевозку или сбыт товаров, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. При этом виновные лица наказываются штрафом от 500 до 700 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, или совершенные неоднократно, или повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, наказываются штрафом в размере от 700 до 1000 МРОТ либо в размере заработной платы или иного дохода от семи месяцев до одного года, либо ограничением свободы до трех лет, либо лишением свободы на срок до шести лет с конфискацией имущества или без таковой. Если эти деяния повлекли смерть двух и более лиц, то наказываются лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.
Госстандарту России предоставлено право налагать штраф на изготовителей, исполнителей, продавцов. Определены также размеры штрафов в зависимости от характера выявленных нарушений, указано, в чем могут выразиться нарушения.
Так, согласно ст. 13 Закона РФ «О стандартизации» за нарушение предписаний государственных инспекторов о запрете или приостановлении реализации (поставки) продукции, выполнения работ или оказания услуг субъекты хозяйственной деятельности уплачивают штраф в размере стоимости Реализованной продукции, выполненных работ или оказанных услуг или в размере до 10 млн. руб., если стоимость реализованной продукции, оказанных услуг или выполненных работ определить невозможно или необходимая отчетная документация не представлена.
В случае невыполнения выданных предписаний и постановлений субъектами хозяйственной деятельности государственные инспекторы направляют необходимые материалы в арбитражный суд и органы прокуратуры для принятия мер, установленных законодательством РФ.
Л 9