Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК)

СЕНЭЛЕК создан в декабре 1972 г. в результате слияния двух организаций — Европейского комитета по координации электро­технических стандартов стран—членов ЕАСТ (СЕНЭЛ) и Европей­ского комитета по координации электротехнических стандартов стран ЕЭС (СЕНЭЛКОМ).

Членами СЕНЭЛЕК являются национальные электротехничес­кие комитеты 17 европейских государств — Австрии, Бельгии, Ве­ликобритании, Греции, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Люк­сембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Финляндии, Фран­ции, Германии, Швейцарии, Швеции, являющиеся одновременно членами МЭК, кроме Люксембурга.

Работа СЕНЭЛЕК проводится согласно Уставу и других норма­тивных документов.

Высшим органом СЕНЭЛЕК является Генеральная ассамблея, в которой представлены национальные организации по стандартиза­ции, правительственные органы стран-членов, Европейское эконо­мическое сообщество, Европейская ассоциация свободной торговли.

Основными целями СЕНЭЛЕК являются разработка комплекта электротехнических стандартов в тесном сотрудничестве с ЕЭС, а также при поддержке Секретариата Европейской ассоциации сво­бодной торговли обеспечение единого рынка товаров и услуг в стра­нах этого региона. Стандарты, созданные в полном взаимном со­гласии национальных комитетов—членов СЕНЭЛЕК, рассматрива­ются как важнейшее средство для обеспечения этой задачи.

Основная деятельность СЕНЭЛЕК направлена на устранение всех технических различий как между национальными стандартами

Категории стандартов

В зависимости от объекта стандартизации и уровня принятия различают следующие категории стандартов:

Государственный стандарт Российской Федерации(ГОСТ Р) при­нимается Госстандартом России или Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России). К объектам ГОСТ Р относятся продукция, рабо­ты и услуги, имеющие межотраслевое значение.

Стандарт отрасли(ОСТ) — разрабатывается и применятся госу­дарственными органами в пределах их компетенции применитель­но к продукции, работам и услугам отраслевого значения.

Здесь под отраслью понимается совокупность субъектов хозяй­ственной деятельности независимо от их ведомственной принадлеж­ности и форм собственности, разрабатывающих и(или) производя­щих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) оп­ределенных видов, которые имеют однородное потребительное или функциональное назначение. Стандарты отраслей не должны нару­шать обязательные требования государственных стандартов, а также правила и нормы безопасности, установленные государственными над­зорными органами по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Ответственность за соответствие требований стандартов отрас­лей обязательным требованиям государственных стандартов несут принявшие их государственные органы управления.

Стандарт предприятия(СТП) — стандарт, утвержденный пред­приятием. Эти стандарты разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектами стандартизации СТП являются состав­ляющие организации и управления производством, направлен­ные на повышение его эффективности, продукция, производи­мая этим предприятием, методы расчета, технологические нормы и требования, типовые процессы изготовления, оснастка, инст­румент и т. п. Требования стандартов предприятий подлежат обя­зательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и по­ставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

Стандарт научно-технического, инженерного общества(СТО) — стандарт, принятый научно-техническим, инженерным обществом или другим общественным объединением. Объектами СТО являют­ся, как правило, новые оригинальные виды продукции и услуг, тех­нология, новые принципы управления производством, методы ис­пытаний и т. п.

Необходимость применения этих стандартов субъекты хозяй­ственной деятельности определяют самостоятельно'. Порядок раз­работки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов субъек­тов хозяйственной деятельности устанавливается ими самостоятельно.

СТО также не должны нарушать обязательные требования госу­дарственных стандартов, а также правила и нормы безопасности, установленные государственными надзорными органами по вопро­сам, отнесенным к их компетенции.

Международный стандарт— стандарт, принятый международ­ной организацией по стандартизации. В частности, ИСО, МЭК. Такие стандарты носят рекомендательный, добровольный характер.

Региональный стандарт— стандарт, принятый региональной орга­низацией по стандартизации.

Межгосударственный стандарт(ГОСТ) — стандарт, принятый госу­дарствами, присоединившимися к соглашению о проведении согласован­ной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.

Национальный стандарт— стандарт, принятый национальным органом по стандартизации.

В перечень нормативных документов включен технический регламент.

Под регламентомпонимается документ, в котором содержатся обязательные правовые нормы. Такой документ принимается орга­ном власти и подлежит обязательному исполнению.

Технический регламентсодержит технические требования к объек­ту стандартизации. Эти требования могут содержаться непосредствен­но в самом этом документе либо имеется ссылка на другой норма­тивный документ (стандарт, документ технических условий, свод правил). В отдельных случаях в технический регламент полностью включается нормативный документ.

К техническим регламентам относятся законодательные акты и постановления Правительства РФ, содержащие в себе требования, нормы и правила технического характера; государственные стандар­ты в части устанавливаемых в них обязательных требований; нормы и правила федеральных органов исполнительной власти.

К нормативным документам относятся также общероссийские классификаторы технико-экономической информации (ОКТЭИ).

Общероссийский классификатор технико-экономической и социаль­ной информации фициальный документ, в котором представлены систематизированные своды наименований и кодов классификаци­онных группировок и (или) объектов классификации в области тех­нико-экономической и социальной информации. Разрабатывают­ся на продукцию, услуги, производственные процессы, имеющие общегосударственное применение. Например, Общероссийский классификатор продукции (ОКП), предприятий и организаций — ОКПО и др.

Правила по стандартизации(ПР) — нормативный документ по стандартизации, принимаемый Госстандартом или Госстроем России.

ПР разрабатываются на конкретные производственные процес­сы и их элементы, связанные с решением задач организации и управления работами по стандартизации, метрологии, сертифика­ции, аккредитации, лицензированию, государственному контролю и надзору за соблюдением обязательных требований технических регламентов, государственных и межгосударственных стандартов. Если ПР прошли регистрацию в Министерстве юстиции России, то требования, содержащиеся в них, являются обязательными.

Норма — нормативный документ, содержащий положения, устанавливающие количественные меры или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены в процессе производства или работы.

Рекомендации(Р) — нормативный документ, содержащий доброльные для применения организационно-технические и(или) общетехнические положения, правила, методы выполнения работ.

ПР и Р разрабатываются, как правило, организациями, подве­домственными Госстандарту РФ или Госстрою РФ. Утверждаются и издаются этими комитетами после обсуждения с заинтересованными сторонами.

Правовые основы стандартизации в России установ­лены Законом РФ от 10 июня 1993 г. № 5154-1 «О стан­дартизации». Положения Закона обязательны к вы­полнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности, общественными объединениями.

Закон определяет меры государственной защиты интере­сов потребителей посредством разработки и применения нор­мативных документов по стандартизации. В Законе установ­лены общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и госу­дарственными органами управления. Кроме того, в Законе отражен порядок государственного контроля и надзора за со­блюдением субъектами хозяйственной деятельности обяза­тельных стандартов, а также финансирования работ по стан­дартизации, государственному контролю и надзору.

Кроме данного Закона отношения в области стандар­тизации в России регулируются издаваемыми в со­ответствии с ним актами законодательства РФ, на­пример Федеральным законом от 19 июня 1995 г. № 89-ФЗ " внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Законов Российской Федерации "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг"»; постановлениями Правительства РФ, принятыми во исполне­ние Закона РФ «О стандартизации»; приказами Госстандарта России. Например, приказом Госстандарта России от 27 июня 1994 г. № 112 утвержден Порядок проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора за соблюдени­ем обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной Iпродукцией (работами, услугами).

Закон РФ «О стандартизации» регламентирует:

· организацию работ по стандартизации;

· содержание и применение нормативных докумен­тов по стандартизации;

· информационное обеспечение работ по стандар­тизации;

организацию и правила проведения государствен­ного контроля и надзора за соблюдением обяза­тельных требований государственных стандартов;

· финансирование работ по государственной стан­дартизации, государственному контролю и надзору;

· ответственность за нарушение положений Зако­на РФ «О стандартизации».

В Законе РФ «О стандартизации» (ст. 14) предусмотрена уголовная, административная либо гражданско-правовая от­ветственность, которую несут в соответствии с действующим законодательством юридические и физические лица, а так­же органы государственного управления, виновные в нару­шении положений Закона.

Административная ответственность за нарушения уста­навливается Кодексом РФ об административных право­нарушениях, а уголовная — Уголовным кодексом РФ (УК РФ) и Законом РФ от 1 июля 1993 г. № 5304-1 «О внесении из­менений и дополнений в законодательные акты в связи с упо­рядочением ответственности за незаконную торговлю» (ред. от 21 марта 2002 г.). Последний Закон направлен на защиту прав и интересов потребителей, а также государства путем внесе­ния в отдельные статьи УК РФ и Уголовно-процессуального кодекса РФ дополнений и изменений.

В ст. 238 УК РФ предусмотрена уголовная ответствен­ность за производство, хранение, перевозку или сбыт това­ров, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. При этом виновные лица нака­зываются штрафом от 500 до 700 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи меся­цев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Те же деяния, совершенные группой лиц по предваритель­ному сговору, или совершенные неоднократно, или повлек­шие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоро­вью либо смерть человека, наказываются штрафом в размере от 700 до 1000 МРОТ либо в размере заработной платы или иного дохода от семи месяцев до одного года, либо ограниче­нием свободы до трех лет, либо лишением свободы на срок до шести лет с конфискацией имущества или без таковой. Если эти деяния повлекли смерть двух и более лиц, то нака­зываются лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.

Госстандарту России предоставлено право налагать штраф на изготовителей, исполнителей, продавцов. Определены также размеры штрафов в зависимости от характера выявленных нарушений, указано, в чем могут выразиться нарушения.

Так, согласно ст. 13 Закона РФ «О стандартизации» за на­рушение предписаний государственных инспекторов о запре­те или приостановлении реализации (поставки) продукции, выполнения работ или оказания услуг субъекты хозяйствен­ной деятельности уплачивают штраф в размере стоимости Реализованной продукции, выполненных работ или оказан­ных услуг или в размере до 10 млн. руб., если стоимость реа­лизованной продукции, оказанных услуг или выполненных работ определить невозможно или необходимая отчетная до­кументация не представлена.

В случае невыполнения выданных предписаний и поста­новлений субъектами хозяйственной деятельности государственные инспекторы направляют необходимые материалы в арбитражный суд и органы прокуратуры для принятия мер, установленных законодательством РФ.

Л 9

Наши рекомендации