Степени точности зубчатых колес
Зубчатые колеса, как и любые другие детали, изготовляют с погрешностями, вызываемыми погрешностями профиля зубообрабатывающих инструментов (фрез, долбяков), их установки на станке, отклонениями размеров и формы заготовки, а также неточностью установки заготовки на станке, неточностями в кинематических цепях станка. Совместное действие перечисленных погрешностей приводит к кинематической погрешности колеса, неплавности его работы и нарушению прилегания поверхностей зубьев как по длине, так и по высоте зуба.
По точности изготовления зубчатые колеса разделяют в порядке
убывания точности на двенадцать степеней точности. Степень точности — заданный уровень допустимого несоответствия значений их действительных параметров расчетным (номинальным) значениям. В настоящее время допуски предусмотрены для степеней точности от 3-й до 12-й. Для 1-й и 2-й степеней точности допуски будут вводиться по
мере надобности. В машиностроении, например, применяют зубчатые
передачи следующих степеней точности: 3—6—в редукторах турбин;
3—8—в металлорежущих станках; 4—1—в авиадвигателях; 5—8—в
легковых автомобилях; 5 —8—в грузовых автомобилях; 8 —11 в сельскохозяйственных машинах. Измерительные (образцовые) колеса изготовляют по 3 —5-й степеням точности.
В зависимости от назначения зубчатые передачи условно подразделяются на отсчетные, скоростные, силовые и общего назначения.
Отсчетные передачиобеспечивают высокую кинематическую точность, т. е. согласованность вращения колес. Обычно это колеса, входящие в кинематические цепи приборов, станков, следящих устройств.
Скоростные передачидолжны работать плавно и бесшумно при высоких скоростях вращения. Это зубчатые колеса коробок передач автомобилей, станков, двигателей, турбин, редукторов.
Силовые передачипередают большие усилия, поэтому для них должна быть обеспечена полнота контакта зубьев.
В зависимости от расположения и формы зубьев зубчатые колеса подразделяют: -прямозубые,- косозубые,
-шевронные(шевронное колесо - зубчатое колесо с косыми зубьями, расположенными V - образно. По сравнению с прямолинейными колесами шевронные колеса производят меньше шума при работе, прочнее на изгиб.) -криволинейными зубьями.
Наибольшее распространение получили:
ЭВОЛЬВентные (зубчатое зацепление при котором профили зубьев колес очерчены по эвольвенте окружности)
цилиндрические зубчатые передачи.
Зубчатые передачи между параллельными валами осуществляются цилиндрическими колесами с прямыми, косыми и шевронными зубьями. Передачи между валами с пересекающимися осями осуществляются обычно коническими колесами с прямыми и круговыми зубьями, реже тангенциальными. Зубчатые передачи для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот осуществляются цилиндрическим колесом и рейкой. Для валов с перекрещивающимися осями применяют зубчато-винтовые передачи.
В соответствии с подразделением зубчатых передач на группы построена система допусков на зубчатые колеса. Сказанное выше убеждает в том, что предъявлять одинаковые требования ко всем элементам зубчатого колеса нецелесообразно. Более высокие требования следует предъявлять к тем элементам, которые являются наиболее важными для данных условий эксплуатации.
Для каждой степени точности колес установлены нормы допускаемых отклонений параметров, определяющих кинематическую точность, плавность работы и контакт зубьев. Существуют три такие нормы точности.
Нормы кинематической точностиопределяют точность передачи вращения с одного вала на другой, т. е. величину полной погрешности (ошибки) угла поворота зубчатого колеса в пределах оборота.
Нормы плавности работыхарактеризуют степень плавности изменения кинематической погрешности передачи, равномерность вращения.
Нормы контакта зубьевопределяют полноту прилегания поверхностей зубьев сопряженных колес в передаче.
Эти три нормы для передачи или колеса могут быть назначены как одной степени точности, так и разных степеней. Допускается комбинирование степеней точности, т. е. назначение для каждой нормы разных степеней точности. Однако при этом требуется, чтобы нормы плавности работы были не более чем на две степени точнее или на одну степень грубее норм кинематической точности; нормы контакта зубьев могут быть назначены по любым степеням, более точным, чем нормы плавности работы, и также не более чем на одну степень грубее нормы плавности. В результате комбинирования степеней точности по нормам точности улучшаются эксплуатационные качества колеса без значительного повышения стоимости его изготовления.
Независимо от точности изготовления передач и колес (норм кинематической точности, плавности работы и контакта зубьев) назначаются требования к боковому зазору между нерабочими профилями зубьев в собранной передаче, объединенные в норму бокового зазора. Боковой зазор jnmin обеспечивает небольшой люфт (поворот) зубчатого колеса в передаче при заторможенном или неподвижном втором колесе. Этот зазор необходим для предотвращения заклинивания передачи при ее нагреве во время работы, для компенсации ошибок монтажа и для обеспечения смазывания колес. Установлено шесть видов сопряжений А, В, С, D, Е и-Я которые определяют величину гарантированного наименьшего бокового зазора /n min. На. каждый вид сопряжения установлен допуск. Видам сопряжения Н и Е соответствует вид допуска на боковой зазор h, сопряжениям D, С, В и А — соответственно виды допусков d, с, b и а. Кроме того, установлены увеличенные допуски х, у и z, которые при необходимости могут быть использованы вместо предусмотренных выше видов допусков для каждого вида сопряжения.
Стандартом установлены шесть классов отклонений межосевого расстояния, обозначаемых в порядке убывания точности римскими цифрами: I, II, III, IV, V и VI. Сопряжения эбеспечиваются при II классе, сопряжения D, С, В и А соответственно при III, IV, V и VI. В обоснованных случаях это соответствие между видом сопряжения и классом отклонения межосевого расстояния может изменяться.
Структура норм точности и показателей точности колес и передач приведена на рис. 3. Показатели точности зубчатой передачи, являются комплексными. Если кинематическая точность и плавность работы собранной передачи соответствуют требованиям стандарта, то контроль колес по этим нормам в отдельности не производится. Если колеса, входящие в передачу, соответствуют стандарту, то контроль собранной передачи не является обязательным. Это положение распространяется и на контроль по нормам контакта зубьев.
Система допусков цилиндрических зубчатых передач.
Для регламентации точности отдельных видов зубчатых передач (цилиндрических, конических и др.) созданы системы допусков именно на передачи, а не на отдельные зубчатые колеса, так как точность зубчатых передач как самостоятельных звеньев машины зависит не только от точности входящих в зацепление зубчатых колес, но и от точности расположения осей в корпусах.
Система допусков цилиндрических зубчатых передач изложена в ГОСТ 1643—81, который распространяется на эвольвентные передачи внешнего и внутреннего зацепления с прямыми, косозубыми и шевронными колесами с делительным диаметром до 6300 мм, шириной зубчатого венца или полушеврона до 1250 мм, модулем зубьев 1—55 мм, с исходным контуром по ГОСТ 13755—81 независимо от метода получения боковых поверхностей зубьев.
Для зубчатых колес и передач установлено двенадцать степеней точности, обозначаемых в порядке убывания точности цифрами от 1 до 12.
Степени 1 и 2 не имеют установленных норм и являются резервными. Все допуски рассчитаны для шестой степени точности. Числовые значения допусков других степеней определяют умножением на переходный коэффициент.
Для каждой степени точности зубчатых колес и передач устанавливаются независимые нормы допустимых отклонений параметров, определяющих кинематическую точность колес и передачи, плавности работы и контакт зубьев передачи, что позволяет назначать различные нормы и степени точности для передач в соответствии с их эксплуатационным назначением и учитывать отличие технологических способов обеспечения требуемой точности.
Точность изготовления зубчатых колес и передач задается степенью точности, а требования к боковому зазору — видом сопряжения по нормам бокового зазора.
Пример условного обозначения точности цилиндрической передачи со степенью точности 7 по всем трем нормам, с видом сопряжения зубчатых колес С и соответствием между видом сопряжения и видом допуска на боковой зазор (вид допуска на боковой зазор — с), а также между видом сопряжения и классом отклонений межосевого расстояния:
7 – С ГОСТ 1643 - 81
При комбинировании норм разных степеней точности в изменении соответствия между видом сопряжения и видом допуска на боковой зазор, но при сохранении соответствия между видом сопряжения и классом отклонений межосевого расстояния точность зубчатых колес и передач обозначается последовательным написанием трех цифр и двух букв.
Первая цифра обозначает степень по нормам кинематической точности, вторая — степень по нормам плавности работы, третья — по нормам контакта зубьев, первая из букв — вид сопряжения, а вторая — вид допуска на боковой зазор. Цифры между собой и от слитно пишущихся букв разделяются тире. Пример условного обозначения точности цилиндрической передачи со степенью 8 по нормам кинематической точности, со степенью 7 по нормам плавности, со степенью 6 по нормам контакта зубьев, с видом сопряжения В, видом допуска на боковой зазор а и соответствием между видом сопряжения и классом отклонений межосевого расстояния:
8 – 7 - 6 – Ва ГОСТ 1643 - 81
Л № 3 осеняй семестр