Принципы подтверждения соответствия
Правовые нормы закона устанавливают принципы подтверждения соответствия:
1. Доступность информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам. Законом устанавливается обязанность лиц, осуществляющих подтверждение соответствия, обеспечивать доступность информации о действующем порядке подтверждения соответствия всем заинтересованным лицам.
2. Недопустимость применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов. Если продукция изготовлена в соответствии с национальным стандартом и в отношении нее не принят технический регламент, закон не допускает применять обязательное подтверждение соответствия на эту продукцию.
3. Установление перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте. Для тех видов продукции, на которые распространяется конкретный технический регламент, формы и схемы обязательного подтверждения соответствия должны содержаться в этом техническом регламенте.
4. Уменьшение сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя. Закон обязывает лиц, осуществляющих обязательное подтверждение соответствия, принимать меры по сокращению сроков осуществления подтверждения соответствия и затрат заявителя.
5. Недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации. Закон не разрешает принуждать осуществлять обязательное подтверждение соответствия на продукцию, на которую не установлены технические регламенты, более того, недопустимо принуждение и к осуществлению добровольного подтверждения соответствия. Этот принцип закрепляет свободу выбора производителя. Он может в тех случаях, когда на производимую им продукцию распространяется действие национального стандарта, не осуществлять добровольное подтверждение соответствия. Однако в условиях конкуренции он тем самым может поставить себя в экономически невыгодную ситуацию.
6. Защита имущественных интересов заявителей, соблюдение коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия. Лицу, осуществляющему подтверждение соответствия, могут стать известными конфиденциальные сведения, составляющие коммерческую тайну, например, планируемые объемы выпуска продукции, планируемые рынки сбыта, намечаемые усовершенствования продукции. Закон обязывает защищать имущественные интересы заявителя, соблюдать коммерческую тайну. Статья 15.21 Кодекса «Об административных правонарушениях» предусматривает наказание за это правонарушение — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда.
7. Недопустимость подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией. Подтверждение соответствия техническим регламентам обязательно, так как продукция, подлежащая обязательному подтверждению соответствия, может выпускаться в обращение только после осуществления подтверждения соответствия.
Как обязательное, так и добровольное оно должно осуществляться по правилам, относящимся одинаково ко всем объектам подтверждения соответствия, независимо от того, где они изготовлены, кем и на основе каких документов.
Система сертификации
Как указывалось выше, объектами сертификации являются продукция или иные объекты, работы, услуги, процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, испытания которых производятся различными методами и зависят от многих факторов. Установить единые конкретные правила проведения сертификации для всех объектов технического регулирования невозможно. Поэтому проведение сертификации возможно только в рамках системы сертификации, которая включает в себя совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правила функционирования системы сертификации в целом.
К участникам системы сертификации относят:
центральный орган системы сертификации,
совет по сертификации,
органы по сертификации,
научно-методический центр,
испытательные лаборатории (центры),
комиссию по апелляции,
заявителей по сертификации.
Система сертификации может создаваться для определенного вида однородной продукции, включающего большие группы товаров, имеющих общие признаки: единое функциональное назначение, принципы работы, методы контроля и т.п. В качестве примера сертификации однородной продукции можно привести систему сертификации электротехнической продукции; систему сертификации нефтепродуктов и т.д. В каждой системе имеется перечень сертифицируемых товаров и услуг или может быть общий перечень продукции со ссылками на коды классификатора продукции (ОКП). Отдельные системы однородной продукции могут объединяться в более крупные системы. В качестве примера можно привести систему обязательной сертификации в Российской Федерации — Система сертификации ГОСТ Р. \
Эта система была сформирована в 1996 г. В ее состав входит более 40 систем сертификации однородной продукции и услуг. Система добровольной сертификации может создаваться индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. В этой системе должен быть перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристики, на соответствие которых осуществляется добровольная сертификация, установлены правила выполнения работ и порядок их оплаты. Система добровольной сертификации регистрируется федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.