Порядок выполнения работы. 1. Внесите в таблицу данные о массе груза 5 и ускорении свободного падения для широты г
1. Внесите в таблицу данные о массе груза 5 и ускорении свободного падения для широты г. Пермь (написаны на приборе).
2.Установите грузы 4 на концы спиц, причем так, чтобы маятник находился в безразличном равновесии.
3. Наматывая нить на шкив, установите груз 5 так, чтобы основание груза совпало с указателем 6 (см. рис.2.4), (следите за тем, чтобы витки нити на шкив наматывались в один слой, а нить намоталась бы с внешней стороны маятника). В этом положении маятник придерживайте рукой за одну из спиц.
4. Измерьте время t1падения груза 5 с установленной высоты до пола. Для чего отпустите маятник без толчка, включив одновременно секундомер. Опыт повторите не менее 7 раз. Результаты занесите в таблицу.
5. Передвиньте грузы 3 примерно на середину спиц и установите их так, чтобы маятник находился в безразличном равновесии.
По п. 4 измерьте время t2 движения груза в этом случае. Результаты запишите в таблицу.
6. Измерьте диаметр шкива d и высоту падения груза h, оцените ошибкиDd иDh в измерении этих величин. Данные занесите в таблицу.
7. Вычислите < > и < > и по формуле
< I > = ,
вычислите среднее значение моментов инерции и (для того и другого расположения грузов 3).
8. Определите абсолютную и относительную погрешности в определении момента инерции (только для или только для , так как погрешности будут приблизительно одинаковыми).
Для чего:
Номер опыта | t2 | t1i - < t1> | (t1i - <t1>)2 | Другие данные | |
. . . | g = … ± … d =… ± … h =… ± … a = Dt1 = | ||||
= | = | S(t1i - < t1>)2= |
а) задайтесь надежностью a (от 0,90 до 0,97), выберите коэффициент Стьюдента , оцените Dtпр для секундомера;
б) вычислите абсолютную погрешность в измерении времени:
;
в) вычислите относительную погрешность в определении I (например, I ):
г) вычислите абсолютную погрешность:
;
д) результаты запишите в виде
, при %,
. a = ...
9. Сравнивая I и I , сделайте вывод (касающийся связи величины момента инерции и расположения грузов 3).
10. Измерьте l и l (лучше 2l ) (см. рис.2.5) и по формуле (2.20) вычислите момент инерции как аддитивную величину I1ад (mиc, mгр и (Iв+ Iш) должны быть даны). Значения всех этих величин внесите в тетрадь.
11. Найдите расхождение в процентах между значениями I1 и I1ад, полученными из опыта и вычисленными по формуле (2.21).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что называется моментом инерции материальной точки относительно оси, моментом инерции твердого тела относительно оси?
В каких единицах измеряется момент инерции?
2. В чем состоит теорема Штейнера? Приведите пример ее использования.
3. Что называется моментом силы относительно оси? В каких единицах он измеряется?
4. Что такое плечо силы?
5. Что называется моментом импульса материальной точки относительно оси вращения, моментом импульса твердого тела относительно оси вращения? В каких единицах измеряется момент импульса?
6. Как связаны между собой момент импульса и момент инерции тела, вычисленные относительно оси вращения?
7. Маятник Обербека: устройство и теория метода определения его инерции.
8. Порядок выполнения работы. Выводы.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
ФИЗИЧЕСКИЙ МАЯТНИК
Цель:познакомиться с методом определения моментов инерции тел.
Приборы и принадлежности: исследуемое тело (пластина), кронштейн для подвешивания тела, секундомер, линейка, математический маятник.