Прибор для определения
РАЗРАБОТКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Тестовое задание - это единица теста, отвечающая всем требованиям формы и, кроме того, ряду дополнительных требований. В данной работе рассматриваются четыре из этих требований:
1) известной трудности;
2) технологичности;
3) вариативности баллов;
4) дифференцирующей способности задания и
его коррелируемости с критерием.
Известную трудность заданий, как первое требование к тестовым заданиям, можно образно сравнить с разновысокими барьерами на беговой дорожке стадиона, где каждый последующий барьер чуть выше предыдущего. Успешно преодолеть все барьеры сможет только тот, кто лучше подготовлен. Одни испытуемые "заваливаются" уже на самых первых заданиях, другие - на последующих. Студенты среднего уровня подготовленности могут ответить правильно примерно на половину заданий теста. И, наконец, только самые знающие в состоянии дать правильный ответ на задания самого высокого уровня трудности, расположенные в конце теста.
Трудность задания может определяться двояко: а) умозрительно, на основе предполагаемого числа и характера умственных операций, необходимых для успешного выполнения задания, и б) эмпирически, опробования задания, с подсчетом доли неправильных ответов по каждому из них. Эмпирически трудность заданий определяется сложением элементов матрицы по столбцам, что указывает на число правильных ответов, полученных по каждому заданию (Rj). Чем больше правильных ответов на задание, тем оно легче для данной группы испытуемых. Больше правильных ответов оказалось в первом задании (R1 = 12), что означает, что оно самое легкое в матрице. В классической теории тестов многие годы рассматривались только эмпирические показатели трудности.
Технологичность - второе требование к тестовым заданиям. Под технологичностью можно понимать такую компоновку заданий, которая позволяет весь процесс тестирования, или его большую часть, вести с помощью технических средств, точно, быстро, экономично и объективно. Главные препятствия для достижения технологичности тестового задания - это обилие слов, потребность в устных разъяснениях, расплывчатость и неопределенность формы, плохая формулировка содержания, и конечно, отсутствие необходимой техники и программ. Таким образом, задание можно еще определить как дидактически и технологически эффективное средство объективного контроля подготовленности.
Задания становятся технологичными, если их содержание точно и быстро понимается испытуемыми, а так же если форма заданий способствует компьютеризации тестирования. Именно использование автоматизированного обучения и контроля на основе достижений новой педагогики, педагогических измерений, психологии, кибернетики и компьютерной техники, взятое в разумном соотношении, образует основу того, что сейчас называют педагогической технологией.
В этой технологии самым узким местом оказалось неумение делать тесты, без чего нельзя сейчас ни объективно проверить знания, ни создать современную контрольно-обучающую программу, ни наладить такую перспективную форму организации учебного процесса, как дистанционное обучение. В идеальном случае учебная программа, каждый ее модуль сопровождаются заданиями в тестовой форме. Однако путь к достижению этого идеала лежит через трудности создания качественных тестовых заданий.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ
1. Два главных смысла понятия «тест». Ключевым понятием педагогической тестологии является понятие "педагогический тест". Оно часто понимается как простой перевод с английского слова "test" - проверка, проба. Естественная при таком переводе подмена научного понятия «тест» элементарным истолкованием этого слова создает немало трудностей. В теории это приводит к засорению понятийного аппарата науки словами обыденной речи, не имеющими заметного научного содержания, а в практике - к подмене тестов чем-то другим. Достаточно привести только два примера упрощающих определений теста, основанных на таких несущественных признаках, как "серии вопросов и заданий, при выполнении которых можно ограничиться расстановкой цифр, подчеркиванием нужных ответов и односложными ответами". Второй пример - определение теста как игры.
Понятие «педагогический тест» нужно рассматривать в двух существенных смыслах:
- как метод педагогического измерения;
- как результат применения теста, как метода измерения, состоящего из ограниченного множества заданий. Результаты испытуемых по каждому заданию представляют данные по наблюдаемой переменной (Х1, Х2, Х3 и т.д. по любому заданию, Xj.), содержат в себе ошибку измерения, интерпретации, а возможно и другие ошибки, в то время как истинные результаты испытуемых, без ошибок, представлены на так называемой латентной, явно ненаблюдаемой переменной, обычно обозначаемой греческой буквой ξ, (кси).
Удивительно, что тексты на русском языке тяготеют к первому смыслу, в то время как в большинстве работ западных авторов понятие тест чаще рассматривается во втором смысле. Между тем, оба эти смысла характеризуют тест с разных сторон, потому что тест является одновременно и методом, и результатом педагогического измерения. Одно понимание дополняет другое. Тест как метод не мыслится без результатов, подтверждающих его качество.
Качество теста зависит от целей и задач, от видов, формы и содержания, от условий тестирования и методов проверки данных, от уровня знаний испытуемых и подготовленности персонала, проводящего тестирование, а также от интерпретации результатов измерения и других факторов.
Цель измерения в педагогике - это получение численных эквивалентов уровней знаний. Педагогические измерения проводятся посредством различных тестов. Часто задается вопрос: - "Как можно измерить знание, если оно не имеет ни длины, ни ширины, ни объективной единицы измерения, ни даже точного определения - что такое знание"? Тестирование не может быть направленным против интересов личности. Напротив, тесты содействуют объективности оценки результатов обучения, помогая тем самым ликвидации выявляемых пробелов в знаниях. Тестирование проводится на добровольной основе. Со всеми результатами, исходными и производными баллами, всегда имеют возможность ознакомиться как сами испытуемые, так и их родители, не говоря уже об общественных и государственных органах. В ряде стран последнее требование часто нарушается.
Традиционный тест представляет собой метод диагностики испытуемых, в котором они отвечают на одни задания, в одинаковое время, в одинаковых условиях и с одинаковой оценкой. Главная цель применения традиционных тестов - установить отношение порядка, устанавливаемых между испытуемыми по уровню проявляемых при тестировании знаний, и на этой основе определить место или рейтинг каждого на заданном множестве тестируемых. Для достижения этой цели можно создать бесчисленное количество тестов, и все они могут однозначно соответствовать достижению данной цели. Но с прагматической точки зрения выгодней делать это с тестом, имеющим сравнительно меньшее число заданий.
При такой ориентации задачи определения точного объема и структуры освоенного учебного материала отступают по необходимости, на задний план. В тест отбирается такое минимально достаточное количество заданий, которое позволяет сравнительно точно определить, образно говоря, не «кто что знает», а «кто знает больше». Интерпретация результатов тестирования ведется преимущественно на языке тестологии, с опорой на среднюю арифметическую, моду или медиану и на так называемые процентильные нормы, показывающие - сколько процентов испытуемых имеют тестовый результат хуже, чем у любого взятого для анализа испытуемого с его тестовым баллом. Такая интерпретация называется нормативно-ориентированной. Здесь вывод достраивается рейтингом: задания → ответы → выводы о знаниях испытуемого → рейтинг, понимаемый как вывод о месте или ранге испытуемого.
Ведущая идея традиционного теста - минимумом числом заданий, за короткое время, быстро, качественно и с наименьшими затратами сравнить знания как можно большего числа учащихся. По существу, это идея эффективности педагогической деятельности в области контроля знаний. Хотелось бы думать, что против самой этой идеи возражать уже некому и незачем. Каждый из перечисленных видов выполняет свою функцию.
Традиционный тест представляет собой единство, по меньшей мере, трех систем:
-содержательной системы знаний, описываемой языком проверяемой учебной дисциплины;
-формальной системы заданий возрастающей трудности;
-статистических характеристик заданий и испытуемых.
Пример выполнения задания «Обратное тестирование»
ИНСТРУКЦИЯ:
Составлены следующие тесты:
Открытые тесты (15 заданий) Закрытые тесты (10 задании) Тест на соответствие (5 заданий) Алгоритмизация (2 задания).
Порядок выполнения и оформление.
1) Открытые тесты.
Каждое задание содержит одно определение иди формулу. Требуется в зависимости от формы записи определения дописать на место________пропущенное: слово, словосочетание (метрологический термин) в соответствующем падеже и форме, формулу или символ (обозначения какого-то термина). При этом в одном ответе не может содержаться больше двух слов (1 словосочетание) или слово вместе с символом или формулой.
Ответы:
1 —...ответ...
2—... ответ...
2) Закрытые тесты:
Каждое задание сопровождается рядом ответов, из которых необходимо выбрать правильный. Правильный ответ может быть только один.
Ответы:
1—а
2—с
3 —а
3) Тест на соответствие:
Каждое задание состоит из двух частей: в левой — обобщенный термин, категория, классификация, систематизация; в правой — уточненные ответы (определения, формулы, определения в классе...).
Требуется установить соответствие между левой и правой частью. В ответах может быть несколько соответствий, относящихся к обобщенному термину.
Ответы:
1 — Е, В
2 — Г,Ж 3— А,Д,З,Б
4) Алгоритмизация:
Дан некоторый набор действий, который для выполнения заданного алгоритма необходимо выстроить в правильную последовательность.
Ответы:
6—2 — 7—5 — 4—3— 1
ОТКРЫТЫЕ ТЕСТЫ
1. Наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности называется_________________.
2. Символ обозначения случайной погрешности:______.
3. При оценке грубых погрешностей измерений при большом числе измерений (n>20) используется критерий__________________.
4. Нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочивания в определенной области - это_________________.
5. Исправленное значение физической величины - это результат измерения, не содержащий____________________.
6. Единство измерений - это состоящие измерений, при которых результаты выражены в указанных единицах и погрешности измерений известны с
7. Высокоточная мера, предназначенная для воспроизведения и хранения единицы величины с целью передачи её размера другим средствам измерений, называете
8. Критерий Романовского и критерий Райта используются для оценки __________________погрешностей.
9. По характеру зависимостей измеряемой величины по времени измерения бывал статическими и___________________.
10. Совокупность приемов, использование принципов и средств измерений - это
11. Действительное значение определяется по образцовым средствам измерений, как
среднее арифметическое или как_________________________.
12. Значение физической величины, которое идеально точно отражает в качественном и количественном отношении соответствие свойства объекта, называется
13. Формулой определяется________________________.
14. Приведенная погрешность определяется по формуле
где xN -______________________.
ЗАКРЫТЫЕ ТЕСТЫ
1) Приведенная погрешность определяется по формуле:
a) , где xN - нормирующее значение
b) , где хд - действительное значение
c) , где хд - действительное значение
d) , где xN - нормирующее значение
2) При обработке равноточных измерений коэффициент вариации
a) Определяет наличие систематических погрешностей
b) Характеризует поле рассеивания значений результатов измерений относит среднего арифметического
c) Показывает относительное колебание отдельного результата от среднего арифметического
d) Определяет наличие грубых погрешностей
3) График закона нормального распределения имеет вид:
а) b) с)
4) Укажите метрологическую характеристику статики средств измерения
a) Допустимая ошибка
b) Амплитудно-частотная характеристика
c) Величина перерегулирования
d) Дифференциальное уравнение
e) Функция влияния
5) К средства измерений, при которых полученные данные не поддаются непосредственному восприятию наблюдателя относятся:
a) Измерительные приборы
b) Измерительные преобразователи
с) Измерительные системы
d) Измерительные установки
6) График
изображает:
a) погрешность обратного хода
b) мультипликативную погрешность
c) аддитивную погрешность
d) нелинейные искажения
7) Средства измерений, предназначенные для получения измерительной информации величине, подлежащей измерению в форме, удобной для восприятия наблюдателя
a) Измерительные приборы
b) Измерительные установки
c) Измерительные системы
d) Меры
8) Критерий Райта используется для анализа и исключения из расчетов:
a) Систематических погрешностей
b) Грубых погрешностей
c) Абсолк5тных погрешностей
d) Приведенных погрешностей
9) Формула при обработке прямых равноточных измерений определяет
a) Коэффициент вариации результатов измерений
b) Среднеквадратическое отклонение результата измерений
c) Абсолютную погрешность результатов измерений
d) Среднее квадратическое отклонение среднего арифметического
e) Среднее арифметическое результатов измерений
10) Аддитивная погрешность средств измерений относится к классу:
a) Технологических погрешностей
b) Погрешности схемы
c) Мультипликативным погрешностям
d) Приведенным погрешностям
ТЕСТ НА СООТВЕТСТВИЕ
1) Установить соответствие.
ВИД ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОД
1) способы исключения грубых погрешностей А) исключение по критерию Романовско! Б) внесение поправок
2) способы исключения систематических В) способ замещения погрешностей Г) способ
противопоставления
Д) исключение по
критерию Райта
2. Установить соответствие:
КАТЕГОРИИ ФОРМУЛЫ В КАТЕГОРИИ
1) виды погрешностей по закономерности
их проявления А)
2) формулы характеристик случайной Б)
величины В)
Г)
3) виды погрешности по форме числового Д)
выражения Е)
3. Установить соответствие:
ТЕРМИН ПРИБОР
1) измерительный прибор А) датчик
Б)амперметр
2) измерительный преобразователь В) манометр
4. Установить соответствие:
КЛАСС МЕТРОЛ. ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИД В КЛАССЕ
1) метрологические характеристики динамики А) допустимая ошибка средств измерения Б) суммарная
погрешность
В) переходная
2) метрологические характеристики статики характеристика
средств измерения Г) вариация показания
измерительного прибора
Д) функция влияния
Е) дифференциальные уравнения
Ж) передаточная функция
5. Установить соответствие:
КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗМЕРЕНИЙ ВИДЫ ИЗМЕРЕНИЯ
1) по условиям, определяющим точность А) технические
результата Б) прямые
2) по способу получения результатов В) совместные
3) по способу выражения результатов Г) совокупные
Д) контрольно-
поверочные
Е) абсолютные
АЛГОРИТМИЗАЦИЯ
I. Проставить номера в соответствии с алгоритмом.
Порядок проведения сертификации в общем случае проводят в соответствии со следующим алгоритмом:
1 - проведение испытаний
2 - регистрация материалов испытаний и выдача сертификата соответствия
3 - информация о результатах сертификации
4 - представление заявителем в Центральный орган заявки на проведение сертификации
5 - направление заявителю решения по заявке
6 - сертификация производства или системы качества, если это предусмотрено принятой схемой сертификации
7 - рассмотрение заявки и принятие по ней решения
8 - анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия
II. В процессе проведения и обработки измерений мы исходим из следующего алгоритма:
1 - находим доверительный интервал
2 - определяем среднеквадратичное отклонение
3 - проверяем, не содержит ли результат грубой погрешности
4 - упорядочиваем результаты измерений
5 - проверяем, не содержит ли результат систематической составляющей погрешности
6 - определяем среднее арифметическое отклонение
7 - определяем граничное значение интервала
8 - определяем среднеквадратичное среднего арифметического
9 - делаем точечную оценку
10 - проверяем, подчиняется ли распределение нормальному закону
ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ
Открытые тесты:
1. метрологией
2. А
3. критерий Райта
4. стандарт
5. систематическую погрешность
6. заданной точностью
7. эталон
8. грубых погрешностей
9. динамическими
10. совокупность измерений
11. заданное значение
12. истинным значением
13. абсолютная погрешность
14. нормирующее значение
15. статики
Закрытые тесты:
1. d
2. с
3. с
4. е
5. b
6. d
7. а
8. b
9. b
10. а
Тесты на соответствие:
1. 1. —АД 2.—Б, В, Г
2. 1.—Е 2.—А, Б 3.— В,Г,Д
3. 1. — Б, В
2. —А
4. 1.— А,В,Е,Ж 2.— Б,Г,Д
5. 1. —А,Д 2.—Б, В, Г
3. —Е Алгоритмизация;
I. 4-7-5-1-6-8-2-3
П. 4-5-10-3-6-2-8-7-9-1
Пример 2.
Открытые тесты
Инструкция:
Внимательно прочитайте определения и вставьте недостающее слово (символ, рисунок).
1. Машина или установка, требуемый режим работы которой поддерживается устройством управления_______ ________ _________.
2. Исполнительный механизм на функциональной схеме изображается ______.
3. Устройство, предназначенное для автоматического регулирования выходной величины объекта, называется _________.
4. Формулой для расчёта случайных отклонений результата измерения является __________.
5. На способности веществ излучать свет под воздействием возбуждающих факторов, основан __________ анализ.
6. При расчётах среднеквадратическое отклонение обозначают ____.
7. По ГОСТ 3925-59 это обозначается так , а по ГОСТ 21404-85 так __________.
8. Регулирование, цель которого – обеспечение постоянства значений управляемых координат на заданном интервале времени, называется __________.
9. В астатическом одноемкостном объекте (без саморегулирования) зависимость высоты столба вещества во времени в зависимости от времени выражается графиком __________.
10. Среднеквадратическое отклонение результатов измерения рассчитывается по формуле __________.
11. Первичный преобразователь, в котором изменения значений выходного воздействия или сигнала с заданной точностью соответствуют изменениям значений входного воздействия или сигнала, называется_______.
12. По ГОСТ 21404-85 прибор для измерения давления с контактным устройством, установленный по месту изображается так _______.
13. Коэффициент вариаций рассчитывают по формуле _______.
14. Величина, характеризующая запланированное входное воздействие на вход автоматической системы, называется __________ __________.
15. По ГОСТ 21404-85 приемное устройство влагомера, установленное по месту обозначается так _______.
16. Информация, несомая воздействием, называется _______.
17. График нормального закона распределения случайных погрешностей, выглядит следующим образом _______.
18. По ГОСТ 3925-59 это обозначается так , а по ГОСТ 21404-85 так _______.
19. Случайные отклонения результатов измерений, в формулах обозначаются _______.
20. Замкнутая цепь элементов системы управления, образованная участком прямой цепи и цепью обратной связи, называется _____ _______.
Ответы
1. Объект автоматического управления
2.
3. Регулятор
4.Vi = Xi - X'
5. Флуоресцентный
6. σ
7.
8. Стабилизация
9.
10. σ'=√(∑Vi²/(n-1))
11.Датчик
12.
13. B=σ'*100%/ X'
14.Задающая величина
15.
16. Сигнал
17.
18.
19. Vi
20.Контур управления
Закрытые тесты
Инструкция:
Прочитайте задание и выберите один правильный ответ
1. В зависимости от вида энергии исполнительные устройства различают:
A. Электрические
B. Пневматические
C. Гидравлический
D. Комбинированные
E. Все выше перечисленные
2. - это условное обозначение:
A. Исполнительного механизма
B. Регулирующего вентиля
C. Линии связи
D. Датчика
3. так на схеме обозначается:
A. Прибор для измерения температуры
B. Прибор для измерения давления
C. Прибор для измерения консистенции
D. Прибор для измерения вязкости
4. К средствам измерения температуры относятся:
A. Рефрактометры
B. Нефелометры
C. Пирометры излучения
D. Турбидиметры
5. Форма сигнала может быть:
A. Только аналоговая
B. Только дискретная
C. И аналоговая и дискретная
D. Не аналоговая и не дискретная, а другая
6. Буквой L обозначается:
A. Скорость
B. Уровень
C. Радиоактивность
D. Вязкость
7. Погрешность измерения, существенно превышающая ожидаемую при данных условиях погрешность:
A. Грубая погрешность
B. Случайная погрешность
C. Методическая погрешность
D. Относительная погрешность
8.Какой продукт является побочным при производстве сыра:
A. Пахта
B. Масло
C. Вода
D. Сыворотка
9. Какое количество поваренной соли должно быть в Российском сыре, согласно ГОСТ 11041-88:
A. 1,3-1,8 %
B. 1,4-1,7 %
C. 1,3-1,8 г
D. 1,5-2,0 г
10. Максимально возможная рабочая вместимость сыродельной ванны:
A. 1000 дм³
B. 10000 дм³
C. 100000 дм³
D. 100 м³
11. Отборное устройство давления на функциональной схеме обозначается:
A.
B.
C.
D.
1. Белок, в молоке и молочных продуктах нельзя измерить:
A. Фотоколориметрическими приборами
B. Спектрофотометрическими приборами
C. Кондуктометрическими приборами
D. Приборами анализа методом Кьельдаля
2. Сигнальная лампа на функциональной схеме изображается:
A.
B.
C.
D.
3. Какая массовая доля жира в сухом веществе должна быть в Российском сыре, согласно ГОСТ 11041-88:
A. 50±1,6%
B. 50±1%
C. 40±2%
D. 40±1,6%
Ответы
1. Е
2. В
3. А
4. С
5. C
6. В
7. А
8. D
9. А
10. В
11. С
12. С
13. D
14. А
Тесты на соответствие
Инструкция:
Укажите соответствие:
I.
Статья I. Условные буквенные обозначения
1. М
2. H
3. Е
Статья II. Измеряемая величина
A. Температура
B. Влажность
C. Ручное воздействие
D. Любая электрическая величина
II.
Определяемая величина
1. Влажность
2. Концентрация сухих веществ
3. Белок
Прибор для определения
A. Рефрактометрические приборы
B. Спектрофотометрические приборы
C. Турбидиметрические приборы
D. Термогравиметрические влагомеры
III.
Назначение прибора
1.Для непрерывного контроля массовой доли влаги
2.Для определения массовой доли СОМО, белка
3.Для определения массовой доли жира
Прибор
А.Рефрактометрический анализатор молока
В. Жиромер турбидиметрический
С. Поплавковые плотномеры
D. Диэлькометрический влагомер
IV
Величина
1. Плотность
2. Временная программа
3. Размер
Буквенное обозначение
A. G
B. D
C. L
D. K
Ответы
I
1-B
2-C
3-D
II
1-D
2-A
3-B
III
1-D
2-А
3-В
IV
1-B
2-D
3-A
Тесты на упорядочение
Инструкция:
Установить последовательность действий:
I.Производства сырного зерна:
1. Постановка сырного зерна
2. Нагрев до температуры свертывания
3. Разрезка сгустка
4. Нормализация молока
5. Отбор части сыворотки
6. Внесение сычужного фермента
7. Вымешивание
II.Обработка результатов измерений:
1. Вычисляют среднеквадратичное отклонение результата измерений
2. Вычисляют среднее арифметическое значение
3. Определяю размах результатов измерений
4. Определяют границы доверительного интервала
5. Рассчитывают случайные отклонения результатов
6. Рассчитывают коэффициент вариации
Ответы
I. 4 ―2―6―3―5―7―1
III. 2―5―1―6―3―4