Тема 1: Характеристика стандартизации
1.Основные термины и определения в области стандартизации.
2.Цели и задачи стандартизации.
3.Принципы и функции стандартизации.
1. Все термины и определения приняты в соответствии с рекомендациями ИСО от греч. «равный».
Стандартизация – деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определённой области.
Она достигается путём установления общих положений и характеристик для многократного использования.
В качестве объекта стандартизации может выступать вид деятельности, товар, процесс, услуга, методика и т.д.
Нормативный документ (НД) – документ, который содержит характеристики, которые относятся к определённым видам деятельности или к результатам этой деятельности.
НД должен быть доступен широкому кругу лиц.
Стандарт – НД, разработанный на основании согласия всех заинтересованных сторон, утверждённый и признанный организацией.
Регламент – обязательный правовой документ, принятый органом власти.
Сравнительная характеристика регламентов и стандартов.
Статус | Характер использования | Социальная роль | |
Регламент | Федеральное значение | Обязательный | Обеспечение безопасности |
Стандарт | Документ в области стандартизации | Добровольный | Обеспечение конкурентоспособности |
Стандартизация осуществляется на трёх уровнях:
1) Международная. Участие в ней открыто для соответствующих органов всех стран.
2) Региональная. Подразумевает участие в стандартизации стран, объединённых по географическому либо по экономическому принципам.
3) Национальная. Это деятельность, проводимая на уровне одной страны.
Кодекс установившейся практики – документ, который рекомендует практические правила и процедуры проектирования, изготовления, монтажа, обслуживания, эксплуатации оборудования, конструкций или изделий.
Рекомендации по стандартизации – документ, который содержит советы организационно – методического характера, которые касаются проведении работ по стандартизации.
Правила по стандартизации обязательны для исполнения.
Пользователь стандарта – юридическое или физическое лицо, которое своей деятельностью так или иначе использует стандарты.
Дата введения стандарта – дата, с которой стандарт приобретает юридическую силу.
2. Основная цель стандартизации – это защита интересов потребителей и государства в вопросах качества товаров, процессов и услуг.
Кроме этого:
· Повышение конкурентоспособности продукции
· Обеспечение научно – технического прогресса
· Рациональное использование ресурсов
· Техническая и информационная совместимость
· Взаимозаменяемость продукции.
В соответствии с поставленными целями, решаются следующие задачи:
1. Обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями.
2. Установление рациональной номенклатуры показателей качества продукции.
3. Установление требований по совместимости и взаимозаменяемости продукции.
4. Нормативно – техническое обеспечение контроля и сертификации.
5. Создание систем классификации и кодирования технико – экономической информации.
6. Унификация на основе установления и применения параметрических рядов, базовых конструкций и т.д.
3. Выделяют следующие основные принципы стандартизации:
1. Добровольность применения стандартов;
2. Применение международного стандарта, как основы для разработки национального. Единственное исключение в том, что международные стандарты невозможно определить из – за географических и климатических условий РФ или из – за технических особенностей российского производства;
3. Учёт интересов всех сторон;
4. Системность стандартизаций. Она предполагает совместимость элементов сложной системы, а объект нужно рассматривать как объект более сложной системы;
5. Динамичность, опережающая развитие стандартизации. Динамичность подразумевает периодическую проверку стандартов или их отмену, т.е. соответствие научно – техническому прогрессу. Опережающее развитие достигается путём внесения в стандарт перспективных положений и характеристик;
6. Недопустимость создания препятствий для производства и реализации продукции. Нельзя разрабатывать документы, которые по своей сути невыполнимы;
7. Возможность проверки положений стандартов. Должна существовать возможность эффективной проверки характеристик положений стандартов.
8. Обеспечение условий для однообразного принятия стандартов.
Функции стандартизации:
1. Функция упорядочения. Заключается в преодолении неразумного многообразия объектов.
2. Социальная функция. Заключается в обеспечении защиты интересов потребителей.
3. Ресурсосберегательная функция.
4. Коммуникационная функция. Заключается во взаимодействии между специалистами на основании общих документов.
5. Цивилизирующая функция. Заключается в том, что качество продукции выступает как составляющая жизни.
6. Информационная функция. Заключается в том, что в стандарте изложены все достижения науки и т.д. за последнее время.