Взаимное признание результатов испытаний продукции
В интересах потребителей и в первую очередь в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды во многих странах проводят работы по испытаниям продукции. При этом в каждой стране разрабатывают свои технические требования на продукцию, а также методы и средства ее испытаний, создают сеть испытательных лабораторий и специальные органы по их аккредитации.
Результаты испытаний служат основой для принятия решения о серийном выпуске или ввозе продукции из-за границы, о выдаче специального документа или клеймения ее определенными знаками, свидетельствующими о соответствии продукции установленным требованиям.
В свою очередь, требования, предъявляемые к продукции, подразделяются на обязательные (законодательно закрепленные правительственными или государственными органами), технические (регламентированные производителем продукции) и специальные (установленные потребителем или заказчиком продукции). Все они способствуют развитию внутренней торговли, но в тоже время могут создать технические препятствия в международной торговле.
Учитывая это обстоятельство, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) призывает своих участников «обеспечить положительное подтверждение того, что продукция соответствует требованиям технических условий или стандартов, для чего правительствам надлежит по отношению к продукции, производимой на территории других стран-участниц, обеспечить следующее:
импортируемая продукция должна испытываться при условиях, адекватных для продукции внутреннего рынка;
учитывать результаты испытаний, сертификации или знаки соответствия других стран-участников. »
Тем самым ГАТТ преследует цель уменьшить вероятность превращения технических требований в торговые барьеры, способствовать признанию в стране-импортере результатов испытаний, проведенных у экспортера.
Известно, что взаимное признание результатов испытаний продукции - это один из способов устранения технических барьеров в международной торговле и промышленном сотрудничестве. Оно позволяет получить экономический эффект у потребителя продукции, благодаря исключению необходимости проведения повторных испытаний. Этот эффект имеет место как при поставках внутри страны, так и между странами.
Взаимное признание результатов испытаний продукции является одной из форм организационно-технического посредничества в отношениях между изготовителем и потребителем продукции, которое на практике реализуется через многосторонние и двусторонние соглашения о взаимном признании результатов испытаний продукции.
Анализ состава и содержания существующих соглашений о признании результатов испытаний показал, что в зависимости от статуса Договаривающихся Сторон их можно разделить на пять основных видов:
1. Соглашения между испытательными лабораториями;
2. Соглашения между системами испытательных лабораторий (системами по аккредитации);
3. Межправительственные или межведомственные соглашения;
4. Соглашения между национальными органами по сертификации или членами системы по сертификации;
5. Соглашения между покупателями продукции.
Содержание соглашений 1-го вида заключается в том, что стороны соглашаются взаимно признавать равенство технических возможностей друг друга, т. е, испытательные лаборатории взаимно признают результаты испытаний.
В соглашениях между системами испытательных лабораторий каждая сторона признает аккредитацию испытательных лабораторий другой стороной как свою собственную. Таким образом, это означает взаимное признание технической компетенции лабораторий, аккредитованных сторонами, заключившими соглашение.
Учитывая, что между выдачей протоколов испытаний и принятием решения по результатам испытаний продукции существует принципиальное отличие, можно выделить два уровня, на которых эти работы выполняются:
утверждающий уровень - это правительственные органы, министерства и ведомства, органы по сертификации и т. п.;
технический уровень - это испытательные лаборатории и системы по их аккредитации.
В связи с этим, соглашения 3-го и 4-го видов подразделяются на следующие виды:
3 а. Соглашения о взаимном признании документов, удостоверяющих соответствие продукции установленным требованиям;
3 б. Соглашения о взаимном признании протоколов испытаний, на основе которых в стране-импортере могут быть выданы собственные документы, удостоверяющие соответствие продукции установленным требованиям;
4 а. Соглашения о взаимном признании сертификатов;
4 б. Соглашения о взаимном признании протоколов испытаний, на основании которых могут выдаваться сертификаты.
Соглашения 5-го вида пока не получили распространения. Внешнеторговые ведомства стран-членов СЭВ рассматривали вопрос о подготовке многостороннего соглашения о взаимном признании результатов испытаний продукции, однако такое соглашение заключить не удалось.
Анализ заключенных соглашений показал, что в действительности ситуация значительно сложнее и обусловлена следующим. Во-первых, во многих странах стандартизация, испытания, аккредитация и сертификация продукции осуществляются одной правительственной организацией, а в других эти работы рассосредоточены по разным организациям. Во-вторых, стандарты имеют различный правовой статус: в одних странах требования стандартов являются обязательными, а в других - требования могут быть добровольными.
В-третьих, не во всех странах существует единая система аккредитации испытательных лабораторий (например, в США имеется около 100 идентичных систем аккредитации испытательных лабораторий).
В-четвертых, кроме многосторонних и двусторонних соглашений, Руководство ИСО/МЭК 42 «Руководящие положения по постепенному подходу к международным системам сертификации" предусматривает односторонние соглашения о признании результатов испытаний продукции.
В связи* с наличием перечисленных особенностей организации работ по стандартизации, метрологии, испытаниям, аккредитации и сертификации ряд соглашений трудно отнести к какому-либо определенному виду, так как они включают признаки соглашений различных видов и уровней. Это показывает, насколько сегодня существуют многообразные формы, методы и принципы организации работ по взаимному признанию результатов испытаний продукции.
Анализ также показывает, что в настоящее время наиболее эффективны соглашения видов 3 а и 4 а, так как они охватывают всю сеть испытательных лабораторий и большую часть продукции, являющейся предметом товарообмена. Кроме того, имеется возможность устранять не только технические барьеры в международной торговле, но и влиять на качество продукции.
В связи с тем, что сертификации и взаимному признанию результатов испытаний должны предшествовать работы по стандартизации, нельзя надеяться на быстрое развитие взаимного признания результатов испытаний продукции, так как для многих видов продукции разработка стандартов, устанавливающих единые технические требования и методы ее испытаний, задача трудная из-за того, что страны имеют различную степень промышленного развития, уровень жизни, климат и т. п.
Кроме того, к этим объективно сложившимся различиям в НТД на отдельные виды изделий в некоторых странах вводятся искусственно создаваемые ограничения, целью которых является стремление закрыть доступ зарубежной продукции на рынки этих стран.
Из-за существующего сегодня многообразия технических требований и различия методик испытаний отдельных видов продукции возникают технические барьеры в международной торговле. Характерный пример такой ситуации - электрические вилки и розетки, которые не только имеют разную конструкцию, но и испытываются на электробезопасность по различным методикам. Все это сдерживает развитие работ по признанию результатов их испытаний, а также товарообмен продукцией, комплектуемой этими изделиями.
В то же время существует особая группа продукции измерительная техника, за разработкой, производством и эксплуатацией которой осуществляется государственный надзор со стороны государственной метрологический службы, что порождает к ней особое отношение. Эта продукция играет ведущую роль в промышленном и экономическом развитии стран. Игнорирование специфических требований может нанести значительный экономический и социальный ущерб, так как средства измерений применяются для учета, взаимных расчетов, торговли, охраны здоровья населения, контроля окружающей среды и безопасности, от них зависит качество продукции.
Наличие специфических требований к средствам измерений, с одной стороны, обусловливает барьеры для товарообмена измерительной техникой, а с другой, вследствие сходства этих требований, создает предпосылки для развития работ по взаимному признанию результатов испытаний на международном уровне. При этом, учитывая особенности национальных законодательств, международное сотрудничество в этой области может существовать лишь на уровне государственных метрологических служб стран-партнеров.