Международные штрихкоды
Таблица 1.
Код страны | Страна | Код страны | Страна | Код страны | Страна |
Австралия | Ирландия | Словения | |||
90-91 | Австрия | Исландия | 000-139 00-09 | США Внутренняя нумерация | |
Аргентина | Испания | и Канада | |||
Азербайджан | 80-83 | Италия | Тайвань | ||
Албания | Казахстан | Тунис | |||
Алжир | Кения | Турция | |||
Армения | Кипр | Узбекистан | |||
Бахрейн | Китай | Украина | |||
540-549 | Бельгия, Люксем-бург | Корея | Финляндия | ||
Беларусь | Кыргызстан | Филиппины | |||
Берег Слоновой Кости | Куба | 300-379 | Франция | ||
Болгария | Латвия | Чехия | |||
Босния-Герцеговина | Литва | Чили | |||
Болгария | Ливан | Швеция | |||
Бразилия | Маврикий | Швейцария | |||
500-509 | Великобритания | Македония | Шри-Ланка | ||
Мальта | 600-601 | Южная Африка | |||
Югославия | |||||
Марокко | Хорватия | ||||
Мексика | Эстония | ||||
Молдова | 450-459, 490-499 | Япония | |||
Венгрия | Нидерланды | ||||
Венесуэла | Новая Зелан- | ||||
Гана | дия | ||||
400-440 | Германия | ||||
Гонконг | Норвегия | ||||
Грузия | |||||
Польша | |||||
Португалия | |||||
570-579 | Дания | 460-469 | Россия | ||
Румыния | |||||
Израиль | Сингапур | ||||
Сирия |
Госстандартом России на базе ЮНИСКАН создан технический комитет по стандартизации "Автоматическая идентификация", а его секретариат ведет Российский центр испытаний и сертификации (Ростест-Москва).
Цель технического комитета — стандартизация в области автоматизированной идентифика* ции товаров, ЮНИСКАН создала совместные предприятия — "Интерштрихкод" (с Великобританией), "Дата-скан" и "Датасис" (с Данией).
Правительством России принята государственная программа по внедрению системы штрихового кодирования в торговле, материально-техническом снабжении, банковском деле, на транспорте, в медицине, сельском хозяйстве и других сферах. Программа предусматривает необходимость разработки и производства в России технических средств для нанесения и считывания штриховых кодов. Но не менее важна стандартизация кодирования с учетом международных нормативных документов.
Введение в России обязательного штрихового кодирования товаров создает условия для реализации одного из положений Закона "О защите прав потребителей" — права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о приобретаемом товаре. Для производственных предприятий штриховое кодирование дает возможность:
• облегчить освоение автоматизированных систем управления,
• повысить эффективность учетных операций в сферах производства, складирования, сбыта,
• вести анализ потребляемых ресурсов,
• сократить объем документооборота,
• наладить систематический сбор достоверной информации о товародвижении и реализации продукта,
• оперативно предоставлять информацию органам управления и контроля.
Понимание важности штрихового кодирования для повышения степени цивилизованности рынка показало московское правительство, принявшее Положение "О внедрении штрихового кодирования продукции (товаров), реализуемой на потребительском рынке г, Москвы". В нем изложены требования к изготовителям товаров, оптовым и розничным торговым организациям, касающиеся обязательного наличия штриховых кодов на внутренней и внешней упаковке товаров. В связи с этим каждый из названных участников товародвижения обязан придерживаться правил, содержащихся в Положении.
Так, производственное предприятие может применять штриховой код только после его регистрации в ЮНИСКАН во избежание фальсификации или заимствования чужого кода. Оптовое торговое предприятие обязано включать требование о наличии зарегистрированного штрихового кода в договор о поставке. Оптовики не имеют права поставлять в розничную торговую сеть или реализовать продукцию, не снабженную штриховым кодом. Розничные торговые предприятия не имеют права принимать на реализацию товары без штриховых кодов. Им предписано дополнить свои расчетно-кассовые аппараты устройствами для считывания штриховых кодов.
Рассмотренный пример позволяет надеяться на более широкое распространение в России принятого всеми цивилизованными странами штрихового кодирования товаров.
Однако потребитель нуждается в более полной информации о покупаемом товаре, а не только в названии страны-изготовителя. Эта проблема также может быть разрешена при помощи стандартизации. Но для этого следует расширить перечень тех обязательных требований стандартов, которые подтверждаются путем сертификации. Пока единственным аспектом обязательной сертификации является безопасность продукта, потребитель не имеет возможности получить гарантию пригодности покупаемого товара для его использования по назначению, информацию о надежности и других важных для пользователя характеристиках.
Расширить информацию о товаре для потребителя можно посредством некоторой диверсификации аспектов обязательной сертификации при разработке правил и порядка самой процедуры для конкретных групп товаров или отдельных видов продукции. Например, при сертификации детского питания проверяется не только безопасность, но и пищевая ценность продукта. Возможно, следует более углубленно продумывать номенклатуру параметров качества при разработке стандарта для обязательной сертификации конкретного товара (группы продукции)
4 осн.[178-184] ,5 осн {266-275}
Контрольные вопросы:
1. Кодирование информации.
2. Опыт работы за рубежом.
3..Штриховой код продукции, его назначение и порядок применения.
4. Структура кода.
Лекция №9.Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов, стандартов и документов по стандартизации
Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов осуществляется в Казахстане на основании Закона РК «О техническом регулировании» и составляют часть государственной системы стандартизации.
На современном этапе государственный контроль приобретает социально-экономическую ориентацию, поскольку основные его усилия направлены на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья и имущества людей и среды обитания.
К основным задачам госнадзора можно отнести: предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и Закона «О единстве измерений» всеми субъектами хозяйственной деятельности; предоставление информации органам исполнительной власти и общественным организациям по результатам проверок. Проводят госнадзор должностные лица Госстандарта и подведомственных ему центров стандартизации и метрологии, получивших статус территориальных органов госнадзора – государственные надзоры.
Методики проведения государственного надзора изложены в следующих государственных стандартах Республики Казахстан:
1. СТ РК 1.16-2000 «ГСС РК. Порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением обязательных требований нормативных документов по стандартизации, правил сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами). Основные положения».
2. СТРК 1.19-2001 «ГССРК. Государственный надзор за соблюдением обязательных требований нормативных документов. Методика проведения государственного надзора при оказании услуг».
З.СТРК 1.20-2001 «ГССРК. Государственный надзор за соблюдением обязательных требований нормативных документов. Методика проведения государственного надзора при изготовлении продукции».
4. СТРК 1.24-2001 «ГСС РК. Государственный надзор за соблюдением обязательных требований нормативных документов. Методика проведения государственного надзора на стадии реализации (продажи) продукции».
5. СТРК 1.25-2001 «ГССРК. Государственный надзор за соблюдением обязательных требований нормативных документов. Методика проведения государственного надзора на стадиях разработки и постановки продукции на производство».
Основная форма государственного надзора - выборочная проверка. В процессе проверки проводятся испытания, измерительный контроль, технический осмотр, идентификация и другие мероприятия, обеспечивающие достоверность и объективность результатов.
По результатам государственного надзора составляется акт проверки, который является основанием для принятия мер к хозяйствующим субъектам при отрицательных результатах проверки.
Основные требования к акту проверки:
» достоверность и обоснованность установленных фактов нарушений требований нормативных документов по стандартизации, правил обязательной сертификации и причин, их вызвавших;
* краткость изложения при максимуме необходимой информации;
• полнота результатов проверки;
» объективность результатов проверки.
К основному акту прикладывают промежуточные акты отбора образцов, протоколы испытаний, копии документов, свидетельствующих о выявленных нарушениях и т.п.
Права и обязанности государственных инспекторов определены Законом Республики Казахстан «О стандартизации».
Должностные лица, осуществляющие государственный надзор, имеют право:
а) беспрепятственного доступа на объекты, определенные для государственного надзора;
б) получать от физических и юридических лиц документы и сведения, необходимые для проведения государственного надзора;
в) использовать технические средства и привлекать к проверкам специалистов и экспертов в области качества контролируемой продукции, процессов (работ) и услуг, в том числе с проверяемых объектов;
г) проводить отбор проб и образцов продукции для контроля соответствия обязательным требованиям нормативных документов по стандартизации на проведение испытаний (анализов, измерений);
д) принимать участие в комиссиях по уничтожению продукции и товаров в случае признания их непригодными к реализации и упот-
реблению в порядке, установленном правительством Республики Казахстан;
е) запрещать реализацию, транспортирование, хранение и использование продукции, а также оказание услуг при установлении факта нарушения обязательных требований стандартов и правил сертификации при производстве продукции, процессов (работ) и услуг без утвержденного в установленном порядке нормативного документа по стандартизации;
ж) запрещать реализацию продукции, подлежащей обязательной сертификации, без сертификата соответствия (копии сертификата соответствия), и (или) знака соответствия, или декларации о соответствии (копии декларации о соответствии).