Культура качества основа конкурентоспособности
"...конкурентоспособность товара совокупность потребительских свойств, определяющая его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребности покупателя и затратам на его приобретение и эксплуатацию";
- конкурентоспособным считается товар, у которого совокупный полезный эффект на единицу затрат выше, чем у остальных, и при этом величина ни одного из критериев не является неприемлемой для потребителя.
Передовое предприятие обеспечивает выпуск продукции ,которая отвечает:
- четко определенным потребностям,
- области применения
-удовлетворяет требованиям потребителя
-соответствует стандарту
-предлагается по конкурентной цене и приносит прибыль
Всеобщий менеджмент качества (TQM)
TQM (Total Quality Management) — философия всеобщего управления качеством, определяется как: сосредоточенный на качестве,
сфокусированный на заказчике, основывающийся на фактах, управляемый командный процесс.
Главная идея TQM состоит в том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством работы в целом.
Управление качеством — развивающаяся концепция.
Основными принципами ВУК признаны следующие восемь:
1. Ориентация организации на потребителя.
2. Роль руководства.
3. Вовлечение сотрудников.
4. Процессный подход.
5. Системный подход к управлению.
6. Постоянное совершенствование.
7. Принятие решений, основанное на фактах.
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Эффективные концепции управления качеством.
Эдвард У. Деминг, один из создателей «японского экономического чуда».
Теория управления качеством способствовала появлению высококачественных и недорогих японских товаров и базируется на принципах:
- соблюдайте постоянство целей.
- откажитесь от низкого качества во всем.
- постоянно совершенствуйте производство.
- откажитесь от количественных оценок работы.
- внедрите систему самообразования сотрудников.
Рекомендации Э.Деминга в области оплаты труда
-награждать перспективные решения, а не сиюминутные;
-награждать тех, кто берет на себя риск, а не тех, кто его избегает;
-награждать творческую работу, а не слепое подчинение;
-награждать за результат работы, а не за объем;
-награждать за упрощения, а не бесполезные усложнения;
-награждать качество, а не быструю работу;
-награждать тех, кто работает друг с другом, а не друг против друга;
Европейские подходы к управлению качеством.
Модель Европейского фонда управления качеством (EFQM) базируется на следующих положениях:
В центре внимания — клиент
Сотрудничество с поставщиками
Повышение квалификации и участие персонала
Процессы и факты
Непрерывное совершенствование и новаторство Последовательность в достижении целей
Взаимная ответственность
Распределение результатов
Российский опыт управления качеством.
Концепция БИП
(Бездефектного Изготовления Продукции)
Концепция КАНАРСПИ
(Качество, Надежность, Ресурс с Первых Изделий)
Концепция КСУКП
(Комплексная система управления качеством продукции)
Специфика управления качеством в СССР заключалась в создании эффективных систем управления качеством на предприятиях ВПК
( использовали методы обеспечения качества на стадиях проектирования новой продукции, статистический контроль качества).
Система качества в МС ИСО 9000
1.Ответственность руководства за качество
2.Структура системы качества
3. Анализ контракта - координацию деятельности с требованиями заказчика.
4. Управление разработкой продукции, документацией, процессами производства, контролем и проведением испытаний - гарантия исключения из производственного процесса продукции несоответствующего качества и определение причин
5. Внутренние проверки качества.
6. Подготовка кадров.
7. Статистическое обеспечение.
СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Для производства изделий необходимо определить связь главных показателей качества (следствие) от факторов производства (система причинных факторов).
К статистическим методам относят приемы описательной статистики, в числе которых: причинно-следственные диаграммы К. Исикавы; диаграммы Парето; гистограммы и др.
Причинно-следственная диаграмма Исикавы
(анализ приоритетности влиянии факторов
На основной процесс)