Практическое занятие №12

Диагностические признаки минералов

Цель работы: узнавать основные природные каменные материалы, используемые в строительстве, знать и уметь определять их свойства.

Приборы и материалы: коллекции горных пород и минералов, шкала Мооса, лупа, игла, гидростатические весы

Испытание минералов

Ход работы

Минерал – это внутренне однородный твердый компонент земной коры, образовавшийся естественным путем. Большинство минералов имеет определенный химический состав и кристаллическое строение.

Классификация минералов по химическому составу

· Элементы: алмаз, графит, золото, медь, мышьяк, висмут, платина, сера, серебро.

· Сульфиды: киноварь, кобальтин, молибденит, никелин и др.

· Галогениды: флюорит, галит и др.

· Оксиды и гидроксиды: вольфрамит, гематит, кварц, корунд, лимонит, магнетит, опал, хромит, цинкит и др.

· Нитраты, карбонаты, бораты: азурит, арагонит, доломит, кальцит, магнезит, малахит и др.

· Сульфаты, хроматы, молибдаты, вольфраматы: ангидрит, барит, вольврамит, гипс, молибденит и др.

· Фосфаты, арсенаты, ванадаты: апатит, бирюса и др.

· Силикаты: авгит, андалузит, берилл, бронзит, волластонит, каолинит, лазурит, монтмориллонит, нефелин, полевой шпат, роговая обманка, тальк, топаз, цеолиты, асбест, биотит, мусковит и др.

Свойства минералов:

1. Цвет определяется осмотром, цвет черты ( черта на пластинке из неглазурованного шершавого фарфора) может не совпадать с цветом камня.

2. Блеск – возникает вследствие отражения поверхностью камня части падающего на него света. Различают: алмазный, стеклянный, жирный, смоляной, металлический, перламутровый, шелковистый, восковой, матовый (без блеска).

3. Твердость – определяется по шкале Мооса путем царапанья по минералу или минералом с известной твердостью.

4. Плотность – определяется по формуле: Практическое занятие №12 - student2.ru , где m – масса образца, V –объем вытесненной образцом воды

5. Спайность – способность раскалываться или расщепляться по ровным плоским поверхностям. Бывает весьма совершенной, совершенной, несовершенной. Иногда – отсутствует.

Таблица 23. Твердость минералов

Твердость Эталонный минерал Простейший способ определения твердости
Тальк Скоблится ногтем
Гипс Царапается ногтем
Кальцит Царапается медной монеты
Флюорит Легко царапается ножом
Апатит Еще царапается ножом
Ортоклаз Царапается стальным напильником
Кварц Царапает оконное стекло
Топаз ---
Корунд ---
Алмаз ---

Задание

Заполнить таблицу, пользуясь учебной и справочной литературой, используя визуальный осмотр, простейшие инструменты и средства измерения

Таблица 24. Характеристики минералов

Минерал твердость плотность Характерные признаки Присутствие в природе
         
           
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Практическое занятие №13

Подбор состава строительного раствора

Цель работы:научиться определять свойства растворной смеси и строительного раствора, производить расчет подбора состава.

Приборы и оборудование: прибор для определения подвижности; стальной стержень диаметром 12 мм, длиной 300 мм; кельма; весы лабораторные; шкаф сушильный; сито с ячейками 0,14 мм; металлическое кольцо внутренним диаметром 100 мм, высотой 12 мм и толщиной стенки 5 мм; стеклянную пластинку размером 150×150 мм, толщиной 5 мм; штангенциркуль; шпатель.

Ход работы

Расчет раствора

Задание: определить состав цементно-известкового раствора М50, изготовленного на цементе активностью 200кгс/см3 и на песке средней крупности.

Расчет:

Расход цемента (т на 1 м3 песка) в среднем согласно формуле 18, должен быть равен:

Практическое занятие №12 - student2.ru , (18)

где: Практическое занятие №12 - student2.ru – предел прочности раствора при сжатии, кгс/см2 (МПа)

Практическое занятие №12 - student2.ru – коэффициент, учитывающий качество песка и примерно равный: 2,2 – для крупного песка; 1,8 – для песка средней крупности; 1,4 – для мелкого песка.

Практическое занятие №12 - student2.ru – активность цемента, кгс/см2 (МПа)

Зависимость расхода цемента от заданной подвижности смеси показана на рисунке 9.

Практическое занятие №12 - student2.ru

Рисунок 9. График ориентировочного соотношения цемента и песка в растворе.

Следовательно, на одну объемную часть цемента объемных частей песка будет приходиться:

Практическое занятие №12 - student2.ru , (19)

где: Практическое занятие №12 - student2.ru – объемная масса цемента в рыхло насыпанном виде, условно 1,2 т/м3

Практическое занятие №12 - student2.ru – расход цемента, т на 1 м3 песка.

Минимальное количество объемных частей известкового или глиняного теста, приходящихся на одну часть цемента:

Практическое занятие №12 - student2.ru , (20)

где: Практическое занятие №12 - student2.ru – количество объемных частей песка на одну объемную часть цемента, т

В результате ориентировочный состав раствора: Ц:И:П=

Наши рекомендации