Определение места по пеленгам на два ориентира
Рис. 13.5. Определение места судна по пеленгам на два ориентира
В тех случаях, когда визуально наблюдаются не три ориентира, а только два, место судна можно определить по двум пеленгам на эти ориентиры, так как для получения обсервованного места достаточно минимум две навигационные изолинии.
Методика определения места по двум пеленгам аналогична методике определения места судна по пеленгам на три ориентира, но при этом следует учитывать то, что:
1) ¦ если допущен промах (ошибка) в опознании ориентиров или
2) ¦ если поправка курсоуказателя известна с большой ошибкой (неверна) или
3) ¦ если пеленги на ориентиры измерены неточно
… то место судна, определенное по пеленгам на два ориентира, будет не соответствовать фактическому и никакие признаки не укажут на ошибочность определения места судна(рис. 13.5).
Поэтому, к такому способу определения места судна (по двум пеленгам), следует прибегать лишь в тех случаях, когда нет другой возможности определить место.
Для того, чтобы быть уверенным, что место судна, определенное по двум пеленгам достоверно – необходимо такое определение выполнить несколько раз с небольшим (10 ¸ 15 мин.) интервалом времени между очередными обсервациями.
Если обсервованные таким способом места будут располагаться на одной линии параллельной линии курса судна (курс судна не менялся) и на расстояниях, пропорциональных (равных) пройденным судном (SЛ) за промежутки между обсервациями – то место будет достоверным и его можно принять к дальнейшему счислению (рис. 13.6).
Рис. 13.6. Контроль надежности определения места судна
По пеленгам на два ориентира
Перед каждым определением места таким способом следует убедиться в том, что ориентиры, на которые измеряются пеленги, соответствуют показанным на карте; само измерение пеленгов производить с максимально возможной точностью а
ΔП = ИПА – ИПБ > 30° (оптимальный вариант – 90°)
Определение места судна способом «крюйс-пеленг»
Если в видимости судна имеется только один навигационный ориентир, который нанесен на путевую карту, то определить место судна можно по разновременным наблюдениям одного и того же навигационного ориентира – способом «крюйс-пеленг».
Рис. 13.7. Способ «крюйс-пеленг»
Для определения места судна таким способом необходимо (рис. 13.7):
- ª Измерить компасный пеленг на навигационный ориентир А (КП1), записать время (Т1) и отсчет лага (ОЛ1). На это время (Т1) нанести на путевую карту счислимое место судна (т. а).
- ª Через определенное время (пеленг на ориентир А должен измениться на угол не менее чем на 30°) в момент времени (Т2) при отсчете лага (ОЛ2) измерить еще раз компасный пеленг на ориентир А (КП2).
- ª Рассчитать значение ИП2 = КП2 + DК и провести его на навигационной карте от места ориентира А (ОИП2 = ИП2 ± 180°).
- ª Рассчитать расстояние, которое прошло судно за время между измерениями пеленгов: SЛ = КЛ × (ОЛ2 – ОЛ1) или S = V × (Т2 – Т1).
- ª Нанести на навигационную карту счислимое место судна на момент измерения КП2 (т. в).
- ª От места ориентира (т. А) проложить линию параллельную линии пути судна и отложить по ней рассчитанное расстояние SЛ( çê и = ) получим вспомогательную точку (т. В).
- ª Рассчитать значение ИП1 = КП1 + DКи проложить его от т. В (ОИП1 = ИП1 ± 180°).
- ª В точке пересечения пеленгов (ИП1 и ИП2) условным знаком ( ) нанести на путевую карту счислимо-обсервованное место, рядом с ним подписать .
- ª Обозначить на карте невязку (С), определить ее направление (52°) и величину (1,2 мили).
- ª Оформить запись в судовом журнале.
Нанести счислимо-обсервованное место судна на путевую МНК можно и так (рис. 13.7):
- – рассчитанные значения ИП1 (ОИП1) и ИП2 (ОИП2) проложить от места ориентира (т. А);
- – рассчитать значение расстояния [SЛ = (ОЛ2 – ОЛ1)· КЛ] пройденного судном за время между замерами пеленгов (КП1 и КП2);
- – с помощью параллельной линейки и циркуля-измерителя вместить рассчитанное значение «SЛ» между линиями пеленгов ( =а′в′ и || а′в′), тогда:
i. т. «а′» → место судна на время замера КП1;
ii. т. «в′» → счислимо-обсервованное место судна на время замера КП2.
При определении места судна способом «крюйс-пеленг» необходимо стремиться к тому, чтобы изменение пеленга на ориентир было не менее чем 30° и, в то же время, чтобы промежуток времени между наблюдениями был как можно меньше. Лучше всего, когда ориентир находится сравнительно на небольшом удалении от судна, а курсовой угол на него близок к траверзному.
Способ «крюйс-пеленга» невозможен в исполнении, если:
1) ¦ ориентир находится на острых носовых (кормовых) курсовых углах;
2) ¦ судно не имеет хода;
3) ¦ при небольшой скорости судна и значительном расстоянии до ориентира.