Эталоны ответов к тестам

1. б, в,д,ж

2. а,г,е

3. б

4. б,г,д

5. г

6. в

7. а,в,г,ж

8. б

Ситуационные задачи к теме «Аускультация сердца, шумы».

Задача №1

I тон на верхушке ослаблен, II.тон на легочной артерии усилен по сравнению со II тоном на аорте. В области верхушки выслушивается систолический шум, проводится в аксилярную область. Какие изменения тонов имеются в данном случае, возможные причины, какова причина систолического шума?

Задача №2

I тон на верхушке"хлопающий"определяется щелчок открытия митрального клапана, акцент II тона на легочной артерии. В области верхушки выслушивается пресистолический шум. Как объяснить подобные изменения?

Задача №3

I тон на верхушке ослаблен, II тон на аорте почти не выслушивается. Во втором межреберье справа протодиастолический шум, который ослабе­вает к верхушке сердца. 0 какой патологии идет речь? Как изменится артериальное давление в данном случае?

Задача №4

Женщина 25 лет осмотрена врачом для оценки сердечного шума. В анамне­зе нет указаний на ревматизм и ранее выслушиваемый шум. I и II тоны нормальные, кардиомегалия отсутствует. Во втором межреберье справа от грудины выслушивается систолический шум изгнания. Какой диагноз у данной больной?

Задача №5

Если у больной выслушивается диастолический шум над аортой, то какой порок сердца?

Задача №6

Если у мечевидного отростка выслушивается убывающий систолический шум, примыкающий к I тону, то как называется данный парок?

Эталоны ответов к задачам на тему

«Аускультация сердца, шумы».

1. Ослабление I тона на верхушке отмечается при недостаточности митрального клапана, для данного порока также характерен акцент II тона на легочной артерии за счет гипертензии в малом круге кровообращения. Выслушиваемый на верхушке систолический шум связан с обратным током крови в фазу систолы левого желудочка (систолический шум регургитации) через неплотно сомкнутые створки митрального клапана в левое предсердие, что доказывает о наличии митральной недостаточности.

2. У больного, в данном случае, аускультативная картина соответ­ствует сердечному пороку— митральному стенозу, так как выслушивается характерный трехчленный ритм "перепела" (хлопающий I тон на верхушке,

II тон и щелчок открытия митрального клапана). Выслушиваемый акцент II тона на легочной артерии при этом пороке свидетельствует о гипертензии в малом круге кровообращения. Кроме того, в пользу митраль­ного стеноза говорит пресистолический шум на верхушке.

3. Данная аускулътативная картина встречается при недостаточности клапана аорты. При этом нарастает систолическое артериальное давле­ние, а диастолическое артериальное давление уменьшается, нарастает пульсовое артериальное давление.

4. Идиопатический гипертрофический субаортальный стеноз.

5. Недостаточность клапана аорты.

6. Недостаточность трикуспидального клапана.

Темы УИРС

I.Самостоятельное проведение аускультация сердца больного с оценкой

тонов, шумов.

2.Запись полученных данных в историю болезни.

3.Интерпретация результатов аускулътации.

4.Алгоритм дифференциальной диагностики шумов сердца.

5.Классификация шумов сердца.

1. Тема занятия: Электрокардиографический метод исследования. План расшифровки ЭКГ. Фонокардиография. Методика расшифровки ФКГ.

2 .Форма организации учебного процесса: практическое занятие.

3. Значение темы.

Среди многочисленных инструментальных ме­тодов исследования, которыми в совершенстве должен владеть совре­менный практический врач, ведущее место принадлежит электрокардио­графии и фонокардиографии. Метод ЭКГ- исследования сегодня является важным и доступным в диагностике на­рушений основных функций сердца (автоматизма, возбудимости и проводимости), гипертрофии желудочков и предсердий, острой и хронической коронарной недостаточности, метаболических изменений в сердечной мышце. Методфонокардиографии позволяет оценить зву­ковые явления возникавшие при работе сердца (тоны и шумы).

4. Цель обучения:

Научиться регистрировать ЭКГ, расшифровать по общепринятой схеме электро- и фонокардиограммы.

5. Задачи:

Знать:

- технику регистрации ЭКГ,

- общепринятую схему анализа ЭКГ, ФКГ

- генез и характеристику элементов ЭКГ,

- основные функции сердца оцениваемые по ЭКГ,

Уметь:

- регистрировать ЭКГ и ФКГ на больном,

- проводить анализ ЭКГ и ФКГ по общепринятой схеме,

Иметь представление:

- о мониторировании электрокардиографического исследования,

- о нагрузочных пробах при ЭКГ,

6. Воспитательный компонент.

ЭКГ исследование основной метод при подозрении и наличие заболеваний ССС в любом возрасте. У лиц старше 40 лет является обязательным методом исследования, позволяющим выявить изменения в сердце, нередко даже, при отсутствии клинических проявлений. Своевременная регистрация и грамотный анализ ЭКГ помогает в диагностике и назначении лечения

В разработку кардиографии большой вклад внесли отечественные ученые А.Ф.Самойлов (нарушение проводимости), Э.А. Кянджунцева (объяснение изменения ЭКГ при инфаркте миокарда), А.М. Сигал (изуче­ние аритмий), Л,И. Фогельсон (изучение патогенеза ЭКГ) и многие другие.

Большой вклад в изучение ЭКГ в норме и при патологии внесли отечественные ученые Л.М. Фитилева, Г.И.Кассирский, Б.В.Соловьев. Особенно важна ФКГ в диагностике пороков сердца у детей.

7. Место проведения занятия:в учебных комнатах; в отделении функциональной диагностики.

8. Оснащение занятия.

- Электрокардиограф, фонокардиограф

- Набор электрокардиограмм и фонокардиограмм для анализа.

Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения данной темы.

1. морфологическая структура проводящей системы сердца.

2. генез основных элементов ЭКГ (зубцов, комплексов, интервалов).

3. механизм образования тонов и шумов сердца.

ЭКГ – метод исследования, основанный на графическом изображении биопотенциалов возникающих в сердечной мышце.

С его помощью можно выявить нарушения функций автоматизма, проводимости и возбудимости.

Условия для проведения ЭКГ:

Пациент исследуется натощак либо через 2 часа после приема пищи

Пациент должен быть в состоянии покоя.

Запись ЭКГ проводится при положении пациента лежа и обнаженным по пояс.

На ЭКГ выделяют зубцы, интервалы, комплексы, сегменты.

Зубец-участок ЭКГ выше или ниже изолинии. Выше изолинии – «+» зубцы, ниже изолинии – отрицательные зубцы.

Участок изолинии без зубцов-сегмент; участок изолинии с зубцом-интервал, участок изолинии с 2 и более зубцами-комплекс.

Наши рекомендации