Деятельность, добавляющая ценность; 2 - поток информации
Стандарт устанавливает процедуру, требования к составу входной и выходной информации, требования к документации, ответственность руководства, определяет менеджмент ресурсов, процессы жизненного цикла продукции (планирование процессов жизненного цикла продукции; процессы, связанные с потребителями; проектирование и разработка; закупки, производство и обслуживание), корректирующие действия с целью устранения причин несоответствий для предупреждения повторного их возникновения.
Требования стандарта являются общими и предназначены для применения всеми организациями независимо от их вида, размера и поставляемой продукции.
Требования ГОСТ Р ИСО 9001-2008 имеют основополагающий характер. Этот стандарт не устанавливает требований к продукции. При соответствии стандарту у потребителя (заказчика) появляется уверенность в том, что вопросы качества находятся на предприятии в центре внимания и решаются должным образом.
Используя стандарт, организации могут согласовать или интегрировать свою собственную систему менеджмента качества с другими системами менеджмента с
Основы управления качеством продукции
соответствующими требованиями. Организация может адаптировать действующую^) систему(ы) менеджмента для создания системы менеджмента качества, соответствующей требованиям ГОСТ Р ИСО 2001-2008.
На отечественных предприятиях проводят работу по приведению действующих систем управления в соответствие со стандартами ИСО в первую очередь на те виды продукции, которые предполагается экспортировать. При этом осуществляют сравнительный анализ действующей системы качества с требованиями выбранной для данного вида продукции модели качества. Обнаруженные несоответствия устраняют путем разработки и осуществления плана мероприятий по внедрению выбранного стандарта ИСО серии 9000. Исследованиями установлено, что система качества, которая соответствует требованиям стандартов ИСО серии 9000, должна обеспечивать реализацию 35 специальных функций. Часть этих функций не предусматривается КС УКП. Это виды деятельности, связанные с маркетингом (изучение рынков сбыта), экономикой качества (учет и оценка затрат на качество, внутренняя проверка системы качества), сервисным обслуживанием продукции, утилизацией после использования и др.
Известно, что даже отлично работающая система качества со временем может стать неэффективной. Поэтому требуются регулярные проверки, анализ и оценка системы качества. Руководство предприятия должно обеспечивать проведение независимого анализа и оценки системы - внутреннюю проверку. При регистрации КС УКП территориальные органы Госстандарта обычно ограничивались проверкой документации по функциям управления. При проверке системы качества в соответствии с требованиями МС ИСО проверяют не только документацию и организацию управления, но и всю техническую базу производства, то есть состояние технического оборудования, метрологического обеспечения, средств и методов контроля и т.п.
Если система, действующая у поставщика, соответствует стандартам ИСО серии 9000, то это является определенной гарантией того, что поставщик может выполнить требования контракта и обеспечить стабильное качество продукции.
В настоящее время в ИСО разрабатываются отраслевые документы на основе стандартов ИСО серии 9000. Отраслевые документы должны быть адаптированы к базовым стандартам ИСО 9000 таким образом, чтобы сохранялась единая методология построения документов. Большой интерес представляет международный стандарт ИСО 22000:2005 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции». С 1 января 2008 г. в нашей стране введен в действие ГОСТ Р ИСО 22000-2007, идентичный указанному международному стандарту. Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента безопасности пищевой продукции для того, чтобы организация, участвующая в цепи создания пищевой продукции, могла продемонстрировать свою способность управлять опасностями, угрожающими безопасности пищевой продукции (см. раздел 18.6).
Качество продукции тесно связано со средой обитания. В 1996 г. ИСО/ТК 207 «Экологический менеджмент» разработал международные стандарты серии 14000, регламентирующие основополагающие принципы систем экологического менеджмента (СЭМ). Стандарты ИСО 14001:1996 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению» и ИСО 14004:1996 «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования» приняты в России в качестве национальных методом обложки и изданы в 1998 г. под теми же названиями, но с аббревиатурой ГОСТ Р ИСО 14004-98.
Глава 18
В 2004 г. ИСО/ТК 207 были опубликованы вторые редакции стандартов ИСО 14001 и 14004. В них более четко соблюден принцип совместимости со стандартами ИСО серии 9000.
К экологическому менеджменту относятся также следующие международные документы: Руководство ИСО 64:1997 «Руководство по включению экологических аспектов в стандарты на продукцию»; Руководство ИСО/МЭК 66:1999 «Общие требования к органам, выполняющим оценку и сертификацию систем экологического менеджмента»; МС ИСО 14050:2002 «Экологический менеджмент. Словарь» и др.
В России работы по стандартизации в области экологии ведет ТК 20 «Экологический менеджмент и экономика».