Расчет нормируемых параметров
По характеристикам двигателя определяется расход воздуха через газогенератор. Допускается определение таким же способом давления и температуры воздуха на входе в камеру сгорания.
Для проверки представительности отобранных проб газа производится сопоставление значений отношения расхода воздуха к расходу Gв/Gт, вычисленных по непосредственным измерениям и определенный по данным химического анализа проб газа. Проба считается достоверной, если отличие между указанными значениями не превышает 15 % для малого газа и 10 % для остальных режимов.
По измеренным значениям объемных концентраций вычисляются индексы выброса отдельных загрязняющих веществ Ii, а затем производится приведение их к стандартным атмосферным условиям. При этом применяется графический метод. Приведение и ICO производится при помощи параметра форсирования камеры сгорания , так как этот параметр оказывает определяющее влияние на полноту сгорания топлива и, следовательно, на выход СхНу и СО. Для этого строят зависимости =f(W) и ICO=f(W), а также зависимость Wпр=f(Pпр). Сначала по последнему графику находят значения Wпр, соответствующее значениям приведенной тяги, указанным в условном цикле (см. табл. 7.1). Затем в зависимости от найденных значений Wпр определяют приведенные значения и ICO.
Здесь рк и Тк - давление и температура воздуха на входе в камеру сгорания соответственно; Vк - объем ее жаровой трубы.
При приведении индекса выброса NOх необходимо учитывать отличие значений рк и Тк, а также объемного влагосодержания воздуха hв от значений, соответствующих стандартным условиям (стандартным считается hв=0,00629), так что
Экспериментально установлено, что f1(рк)=(рк.пр/рк)0,5; f2(hв)=ехр(19(hв-0,00629)). Учет же влияния Тк осуществляется графически по результатам измерений, выполненных на исследуемом двигателе. Для этого сначала строится график зависимости , где , а затем с использованием этого графика по значению Тк.пр, соответствующей каждому режиму взлетно-посадочного цикла в стандартных атмосферных условиях, находится значение .
По результатам испытаний строится также график Gт.пр=f(Pпр), необходимый для определения Gт.прi для каждого характерного режима работы двигателя.
Для каждого загрязняющего вещества j суммарная масса выброса Mj вычисляется про формуле
Соответствие двигателя данного типа нормам выбросов загрязняющих веществ устанавливается для вновь создаваемых двигателей на этапе государственных испытаний. Для испытаний выбирается любое число экземпляров двигателя, но испытаний должно быть проведено не менее трех. Испытания проводят на топливе, наиболее низкокачественном из тех, которые будут использоваться в эксплуатации.
Для каждого испытанного образца двигателя вычисляют среднее арифметическое значение по всем проведенным испытаниям. Окончательно нормируемые значения D и wj определяются с использованием поправочных коэффициентов, учитывающих число испытанных экземпляров двигателей, разброс характеристик выбросов от образца к образцу, а также изменение этих характеристик в эксплуатации по мере выработки ресурса и после ремонта двигателя.