Международные организации по стандартизации

В области международной стандартизации работа­ют Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная электротехническая комиссия (МЭК) и Международный союз электросвязи (МСЭ). Ниже рассматривается деятельность ИСО и МЭК как наиболее крупных международных организаций по стандартизации.

Международная организация по стандартизации (ИСО) функционирует с 1947 г. Аббревиатура ИСО происходит от греческого isos — «равный». Сфера деятельности

ИСО охватывает стандартизацию во всех областях, за исключением электроники и электротехники, кото­рые относятся к компетенции МЭК. В работе ИСО участвует более 120 стран. СССР был одним из осно­вателей организации. Денежные фонды ИСО состав­ляются из взносов стран-членов, от продажи стан­дартов и других изданий, пожертвований. Органами ИСО являются Генеральная ассамблея, Совет ИСО, комитеты Совета, технические комитеты и Централь­ный секретариат; высший орган ИСО — Генераль­ная ассамблея. В период между сессиями Генеральной ассамблеи работой организации руководит Совет, в который входят представители национальных организаций по стандартизации. При Совете создано исполнительное бюро, которое руководит техническими комитетами ИСО.

Проекты международных стандартов разрабаты­ваются непосредственно рабочими группами, дейст­вующими в рамках технических комитетов. Технические комитеты (ТК) подразделяются на общетехнические и комитеты, работающие в кон­кретных областях техники. Общетехнические ТК (в ИСО их насчитывается 26) решают общетехнические и межотраслевые задачи. К ним, например, относят­ся ТК 12 «Единицы измерений», ТК 19 «Предпочти­тельные числа», ТК 37 «Терминология». Остальные ТК (числом около 140) действуют в конкретных об­ластях техники (ТК 22 «Автомобили», ТК 39 «Стан­ки» и др.). ТК, деятельность которых охватывает це­лую отрасль (химия, авиационная и космическая тех­ника и др.), организуют подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ).

В зависимости от степени заинтересованности каждый член ИСО определяет статус своего участия в работе каждого ТК. Членство может быть активным и в качестве наблюдателей. Проект международного стандарта (МС) считается принятым, если он одоб­рен большинством (75%) активных членов ТК. В начале 2000 г. действовало примерно 11 тыс. МС ИСО. 75% МС ИСО — основополагающие стан­дарты, или стандарты на методы испытаний.

В практике международной стандартизации ос­новной упор при разработке стандартов на продук­цию делается на установление единых методов испы­таний продукции, требований к маркировке, терми­нологии, т.е. на те аспекты, без которых невозможно взаимопонимание изготовителя и потребителя неза­висимо от страны, где производится и используется продукция. В МС также устанавливаются требования к продукции в части безопасности ее для жизни и здоровья людей, окружающей среды, взаимозаменяе­мости и технической совместимости. Что касается других требований к качеству конкретной продук­ции, то их нецелесообразно устанавливать в МС, — конкретные нормы качества на конкретную продук­цию для разных категорий потребителей регулируют­ся через цену непосредственно в контрактах.

Рассматривая результаты деятельности общетех­нических и межотраслевых ТК, следует отметить как значительные достижения ИСО разработку междуна­родной системы единиц измерения, принятие метри­ческой системы резьбы, системы стандартных разме­ров и конструкции контейнеров для перевозки грузов всеми видами транспорта. В настоящее время особое внимание привлекает работа ТК 176 «Системы обес­печения качества». В его задачу входят стандартизация и гармонизация основопола­гающих принципов создания систем обеспечения ка­чества. В 1987 г. была опубликована первая версия четырех стандартов ИСО серии 9000, направленных на единообразный подход к решению вопросов каче­ства продукции на предприятиях.

Актуальной задачей ИСО является совершенство­вание структуры фонда стандартов. В начале 90-х гг. превалировали стандарты в области машиностроения (около 30%), химии (около 12,5%). На долю стандар­тов в области здравоохранения и медицины приходи­лось всего 3,5%, охраны окружающей среды — 3%. Относительно небольшую долю (около 10,5%) зани­мали стандарты в области информатики, электрони­ки и информационного обеспечения. В перспективе социальные сферы (защита окружающей среды, здра­воохранение), а также информационные технологии должны стать приоритетными в деятельности ИСО.

Острая конкуренция на мировом рынке стран и фирм, являющихся мировыми изготовителями кон­кретной продукции, начинается и проявляется на, этапе разработки МС. В региональных и междуна­родных организациях по стандартизации идет посто­янная борьба за лидерство, поскольку экономически развитые страны вполне справедливо видят в проек­те конкретного МС соответствующий национальный стандарт и борются за отражение в этом проекте сво­их национальных интересов. Не случайно из общего количества МС ИСО, разработанных всеми ТК, бо­лее 70% соответствуют национальным или фирмен­ным стандартам промышленно развитых стран мира. Лидерство той или иной страны в разработке МС в огромной мере определяется степенью участия ее специалистов в деятельности рабочих органов ИСО, МЭК, МСТ - ТК, ПК, РГ.

Работа ИСО в настоящее время осуществляется в рамках 185 ТК, 636 ПК, 1975 РГ.

МС ИСО не являются обязательными, т.е. каждая страна вправе применять их целиком, отдельными разделами или вообще не применять. Однако в усло­виях острой конкуренции на мировом рынке изгото­вители продукции, стремясь поддержать высокую конкурентоспособность своих изделий, вынуждены пользоваться международными стандартами. По оценке зарубежных специалистов, передовые промы­шленно развитые страны мира применяют до 80% всего фонда стандартов ИСО. Особенно широко ис­пользуют стандарты ИСО и других международных

организаций страны, экономика которых в большой степени зависит от внешней торговли. Это Нидер­ланды, Швеция, Бельгия, Австрия, Дания, у которых доля внешней торговли по отношению к общему объему производства составляет 40—50%. Эти страны стремятся не создавать национальные стандарты в тех областях, в которых действуют соответствующие международные стандарты.

Международная электротехническая комиссия (МЭК) разрабатывает стандарты в области электротех­ники, радиоэлектроники, связи. Она была создана в 1906 г., т.е. задолго до образования ИСО. Разновре­менность образования и разная направленность МЭК и ИСО определили факт параллельного существова­ния двух крупных международных организаций. С учетом общности задач ИСО и МЭК, а также возмож­ности дублирования деятельности отдельных техниче­ских органов между этими организациями заключено соглашение, которое направлено, с одной стороны, на разграничение сферы деятельности, а с другой — на координацию технической деятельности.

Число членов МЭК (около 60) меньше, чем чле­нов ИСО. Это обусловлено тем, что многие развиваю­щиеся страны практически не имеют или имеют сла­боразвитую электротехнику, электронику и связь. На­ша страна является членов МЭК с 1922 г. Высший ру­ководящий орган МЭК — Совет, в котором представ­лены все национальные комитеты. Бюджет МЭК, как и бюджет ИСО, складывается из взносов стран — членов этой организации и поступлений от продажи международных стандартов. Структура технических органов МЭК такая же, как и ИСО: технические ко­митеты, подкомитеты и рабочие группы. В МЭК функционируют 80 ТК, часть которых (как и в ИСО) разрабатывает МС общетехнического да межотрасле­вого характера, а другая — МС на конкретные виды продукции (бытовая радиоэлектронная аппаратура, трансформаторы, изделия электронной техники).

В настоящее время разработано более 3 тыс. МС МЭК. Следует отметить важность проводимых в МЭК работ по установлению требований безопасно­сти для бытовых электроприборов и машин. В связи с различным подходом к обеспечению безопасности в разных странах ТК 61 «Безопасность бытовых элект­роприборов» выпущено более 40 МС, устанавливаю­щих требования практически ко всем электробыто­вым приборам и машинам: Разработка МС в этой об­ласти имеет особо важное значение в связи с созда­нием в МЭК системы сертификации электробытовых приборов и машин на соответствие их МС МЭК.

В перспективе, по прогнозу отдельных специали­стов, деятельность МЭК и ИСО будет постепенно сближаться: на первом этапе — это разработка еди­ных правил подготовки МС, создание совместных ТК (такой опыт имеется по вопросам информацион­ной технологии), а на втором этапе — возможное слияние, тем более что большинство стран представ­лено в ИСО и МЭК одними и теми же органами — национальными организациями по стандартизации.

Актуальной задачей является сокращение сроков подготовки МС ИСО и МЭК, так как в настоящее время разработка их занимает в среднем 4—5 лет. Тенденция к сокращению сроков морального старе­ния продукции, необходимость оперативного реаги­рования на запросы международной торговли в стан­дартах ставят задачу резкого сокращения сроков раз­работки МС. Все чаще начинает практиковаться про­цедура обсуждения проектов МС в рамках телекон­ференций. В отличие от традиционных заседаний ра­бочих органов по стандартизации, на которые коман­дируются специалисты из разных стран, телеконфе­ренции могут проводиться чаще, организованнее и оперативнее. По оценкам специалистов, проведение телеконференций экономит 80% средств и 60% вре­мени, затрачиваемых на разработку МС в рамках тра­диционных процедур.

В зарубежной практике процессы «электрониза­ции процедур разработки стандартов» могут со вре­менем привести к полному отказу от традиционных стадий разработки стандартов: вместо цепочки «про­ект—отзыв—учет отзыва» планируется работа в режи­ме реального многостороннего участия всех заинте­ресованных сторон непосредственно в отработке ре­дакций стандартов.

Помимо ИСО, МЭК, МСТ (как организаций, специали­зирующихся на работах по стандартизации), в работах по меж­дународной стандартизации участвуют другие организации.

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) ши­роко известна своей деятельностью в области стандартизации требований безопасности механических транспортных средств. Правила ЕЭК ООН (их более 80) имеют статус меж­дународных стандартов и являются нормативной базой между­народной и отечественной систем обязательной сертификации автомобилей. ЕЭК ООН совместно с ИСО разработаны МС на универсальные правила по электронному обмену данными в управлении, торговле и на транспорте (см. о системе «ЭДИ-ФАКТ» с. 100).

Последней разработкой в области товаров народного по­требления стали стандарты на мясо — говядину и свинину.

Международная торговая палата (МТП) широко известна работами по унификации торговой документации. «Настоль­ной книгой» специалистов внешней торговли являлся сборник «ИНКОТЕРМС» — Международные правила толкования тор­говых терминов.

В рамках Объединенного комитета экспертов ФАО – учреждения ООН по продовольствию в рамках Всемирной организации по здравоохранению действует Комиссия «Кодекс алиментариус». Этой комиссией разработано свыше 300 МС на пищевые продукты и несколь­ко десятков сводов гигиенических правил. Европейское отде­ление комиссии определяет возможность использования пи­щевых добавок в пищевых продуктах (российскому потреби­телю добавки знакомы по обозначениям на упаковке — Е 103, Е 210 и т.д., где буква Е происходит, от усечения слова «Europe»)..

В пределах своей компетенции в работах по стандартиза­ции участвуют и другие международные организации при ООН - ЮНЕСКО, МАГАТЭ и пр.

К международным стандартам можно условно отнести стандарты международных профессиональных объединений производителей отдельных видов продукции (их свыше 40), например шерсти, текстиля, мяса и пр. Например, известна (с 1937 г.) деятельность Международного секретариата шерсти на базе компании «Вулмарк». Она выдает лицензии на приме­нение знака «Вулмарк» тем изготовителям шерсти и изделий из неё, которые смогли подтвердить соответствие качества продукции нормативным требованиям Международного сек­ретариата шерсти. При разработке национальных стандартов учитывают требования таких организаций, как Международ­ная организация виноградарства и виноделия, Международная ассоциация производителей бутилированной воды и т.д.

В мире действует семь региональных организацийпо стандартизации, подобных рассмотренной ранее — в Скандинавии, Латинской Америке, Араб­ском регионе, в Африке, в Европейском Союзе (ЕС). Наиболее интересен опыт стандартизации в ЕС.

В настоящее время наблюдается тенденция к ин­теграции экономики, созданию объединенных регио­нальных рынков. Наибольшее развитие интеграция получила в рамках Европейского экономического со­общества (ЕЭС), которое сформировало единый вну­тренний рынок к 1 января 1993 г. Такой рынок об­служивает в общей сложности 320 млн жителей 12 стран — членов ЕЭС (Англии, Бельгии, Герма­нии, Греции, Дании, Италии, Испании, Ирландии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Франции). При этом первоочередное значение в устранении на­циональных барьеров придается развитию европей­ской стандартизации.

В 1972 г. Советом ЕС была принята Генеральная программа устранения технических барьеров в тор­говле в пределах Сообщества. Под техническим барьером понимаются различия в требова­ниях национальных и международных стандартов, приводящие к дополнительным по сравнению с обычной коммерческой практи­кой затратам средств и (или) времени для продвижения товаров на соответствующий рынок.

В рамках этой про­граммы ставилась задача создания системы обяза­тельных для ЕС единых стандартов — «из сотен на­циональных стандартов в каждой европейской стра­не сделать несколько тысяч единых стандартов».

Единые стандарты должны были лишить страны — члены ЕС возможности отказа от иностранных про­дуктов из государств. Сообщества. Огромное внима­ние, предполагалось уделить нормам по показателям качества продукции, устанавливаемым едиными стан­дартами. В этой части предполагалось брать за обра­зец стандарты ФРГ — ДИНы, дающие гарантию вы­сокого технического уровня стандартизируемой про­дукции.

Прорыв в работах по стандартизации в ЕС произо­шел в начале 90-х гг. Если в 1991 г. в ЕС действовало 200 директив и 1200 евростандартов, то уже к 1993 г. была поставлена задача — удвоить число директив, а фонд евростандартов довести до нескольких тысяч.

Техническое законодательство ЕС представлено поста­новлениями Совета, директивами Совета, гармонизированны­ми европейскими стандартами. Постановления Совета имеют прямое действие для стран-членов ЕС (без переоформления через национальное законо­дательство).

Директива Совета вводится через законодательные акты государств—членов ЕС, причем устанавливаются сроки ввода: начало действия и конечный срок ее введения в националь­ных рамках.

В применении постановлений и директив Совета (обычно используют одно понятие — директива) существуют старый и новый подходы.

В старых директивах, которые действуют и в настоящее время, например, на продукты питания, автомобильную тех­нику, фармацевтику, косметику, устанавливаются конкретные требования к продукции. Например, в директиве № 76/768, принятой по косметике в 1976 г., содержится 15 статей и 8 приложений. В статьях даны классификация косметических изделий, требования к качеству, правила маркировки. В при­ложениях даются: список веществ, которые не должны вхо­дить в состав косметических продуктов (приложение 2), пе­речни красящих веществ, разрешенных и неразрешенных к применению (приложения 4 и 5) и т.д. К директиве (по состо­янию на 1996 г.) имеются 23 поправки (последняя внесена в 1993 г.).

Новый подход (или концепция) введен в 1985 г. В новых директивах требования формулируются в общей форме. Это обеспечивает длительность действия без изменения, тогда как старые директивы сопровождаются большим числом дополне­ний и массой поправок (до 100). В отличие от старых новые имеют унифицированную структуру — две части, одна из ко­торых правовая, другая — техническая в виде 4—6 приложе­ний. Принципиальное отличие новой директивы в том, что в ней делается запись о том, каким европейским стандартам должна соответствовать продукция. В этом случае к термину «европейский стандарт» добавляется определение «гармонизи­рованный».

Таким образом, гармонизированный европейский стан­дарт — это стандарт, обеспечивающий реализацию соответст­вующей директивы, и в этом случае он обязателен для приме­нения в странах ЕС. Перечни таких гармонизированных стан­дартов публикуются в официальном бюллетене ЕС. В случае отсутствия европейских стандартов, необходимых для обеспечения директивы, комиссия ЕС дает мандат евро­пейским организациям по стандартизации (СЕН, СЕНЭЛЕК) на разработку необходимых стандартов и финансирует эти ра­боты.

Стандарт считается гармонизированным после его опуб­ликования в бюллетене ЕС с указанием номера соответствую­щей директивы.

Следует иметь в виду, что один и тот же европейский стандарт может быть обязательным, когда он направлен на обеспечение конкретной директивы, и необязательным, когда он применяется в других случаях.

Продукция, отвечающая требованиям директивы, марки­руется знаком СЕ.

Особенность и «сила» большинства евростандартов заключаются в том, что в их основу закладывают, как правило, лучшие стандарты отдельных европейских стран. Например, широко известные своим высоким техническим уровнем стандарты Швеции по электромагнитной безопасности персональных компьютеров положены в основу единого стандарта ЕС. Политика комитетов СЕН и СЕНЭЛЕК на совре­менном этапе заключается в том, чтобы как можно чаще использовать МС ИСО и МЭК в качестве реги­ональных. В итоге около 45% НД в рамках ЕС пред­ставляют международные стандарты, разработанные ИСО/МЭК.

5.5. ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

Одним из важнейших направлений эффективного участия нашей страны в работах по международной стандартизации является своевременное и наиболее полное использование МС в отраслях народного хо­зяйства. Существует три варианта применения в Россий­ской Федерации международных, региональных, на­циональных стандартов других стран в зависимости от степени использования международного докумен­та и формы его представления.

1. Принятие государственного стандарта, пред­ставляющего аутентичный текст на русском языке соответствующего международного документа. Этот вариант называют прямым методом или «методом обложки». При данном методе соответствующий МС используется без какого-либо изменения текста МС. Изменения касаются только оформления обложки. При этом обозначение государственного стандарта РФ состоит: из индекса (ГОСТ Р); обозначения соответствующего международного стандарта (без указания года его принятия); отделенных тире двух последних цифр года утверждения ГОСТ Р. Пример: ГОСТ Р ИСО 9591-93.

2. Принятие государственного стандарта, представ­ляющего аутентичный текст на русском языке соответ­ствующего документа с дополнительными требования­ми, отражающими специфику потребностей России. Как видно, при данном методе содержание ГОСТа отличается от зарубежного аналога. При этом под обозначением ГОСТ Р в скобках приводится обозна­чение МС, например: ГОСТ Р 50231-92 (ИСО 7173-89). В ряде случаев по тексту стандарта выделяют (шрифтом или другим способом) требования, учиты­вающие национальные особенности России или СНГ.

3. Принятие ОСТ, СТП, СТО на основе междуна­родного документа до принятия их в качестве госу­дарственных стандартов. Как видно, этот метод состоит в локальном ис­пользовании международного документа или в рам­ках отрасли, или в.рамках предприятия, или в рамках научно-технического (инженерного) общества, по­скольку государственные органы и субъекты хозяйст­венной деятельности России в целом еще не подго­товлены к применению международного стандарта.

Все другие варианты использования МС с разной степенью заимствования норм и положений между­народных документов следует квалифицировать как использование МС в качестве источников исходной ин­формации, тем более ГОСТ Р 1.2 «ГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартов» обязывает разработчиков учитывать международные, регио­нальные стандарты и прогрессивные стандарты дру­гих стран.

Наши рекомендации